МВД. Перезагрузка?..

Кадровая политика Юрия Луценко, проводимая сразу же после его назначения Министром внутренних дел, может сыграть с ним злую шутку. Возможная отставка главы МВД, скорее всего, будет сопровождаться громкими скандалми.Многочисленные «решатели вопросов», наводнившие правительственные кабинеты после победы «оранжевой революции», были частично «вымыты» оттуда после отставки правительства в сентябре 2005 года. А те, кто удержался в креслах, стали осторожнее. МВД эта необходимость не коснулась: за спиной бессменного «политического» Министра успешно сохранились его заместители и многие другие руководители. Вот только Геннадия Москаля «ушли», освободив место замминистра – куратора криминального блока Владимиру Евдокимову.

Сейчас с улыбкой вспоминаешь, как первые месяцы после прихода Луценко на должность главы МВД «товарищи – милиционеры» пытались понять новые правила игры, боясь навязать свои – старые. Как некоторые «крышеватели» из органов внутренних дел уговаривали своих «клиентов» подождать с «решением вопросов» – мол, скоро все будет по-старому. Однако вскоре новая команда начала учить старую, как правильно нужно «решать вопросы»: открыто и без комплексов. Долго учить не пришлось. А «команда Луценко», в свою очередь, за полтора года работы обзавелась полезными связями, и сегодня является, наверное, одной из сильнейших групп «решателей вопросов» в стране.

Юрий Луценко, пришедший в МВД из кресла, в числе прочих, главного редактора газеты «Грани+», запомнится как один из самых ярких министров-«пиарщиков». Каждое его заявление – кирпичик, публично заложенный в здание его будущей политической карьеры. Но язык не поворачивается назвать главу МВД популистом: даже самые, на первый взгляд, поспешные и непродуманные его слова – это предупреждения, знаки, намеки и просто запоминающиеся штрихи. Которые должны сыграть свою роль на следующих выборах – парламентских и президентских.

Журналистов – под суд!

Одним из первых, на кого «наехал» новый министр, стал Нестор Шуфрич. 24 февраля 2005 года Луценко призвал Шуфрича «поступить по мужски и перерегистрировать фирмы, которые он оформил на свою мать», 72-летнюю Марию Шуфрич, и «не прятаться за ее старыми плечами». По словам министра, матери депутата было передано несколько долей в охотничьем клубе «Керминка», включавших в себя объекты недвижимостии и земельные участки. Нестор Шуфрич назвал претензии к «старой женщине» «циничным и нечеловеческим давлением». В ответ Луценко «расширил» список собственности Марии Шуфрич на газодобывающее предприятие на Полтавщине. В итоге прокуратура вернула дела по озвученным Луценко материалам на доследование, не найдя в них состава преступления.

А пострадали от заявлений министра журналисты. Из многих СМИ, распространивших сообщение МВД о матери депутата, семья последнего выбрала еженедельник «Старый замок Паланок», и отсудила у его главного редактора 10 тысяч долларов. Что характерно, во время суда не было информации, что пресс-служба МВД бросилась защищать газету.

Аналогичная история произошла и с «Комсомольской Правдой в Украине». Журналистка Инна Золотухина взяла у Юрия Луценко эксклюзивное интервью. Где он, в частности, заявил, что в 2004 году Генпрокуратура возбудила уголовное дело против братьев Арфушей. Которые в то время обвиняли Министра в ненадлежащем расследовании дела о поджоге их автомобиля «Бентли». Перед публикацией материала хулиганы отобрали у журналистки сумочку с диктофоном и записью интервью министра. В результате братья Арфуши подали на издание в суд, а Юрий Витальевич от своих слов публично отказался. МВД «благородно» предложило привлечь журналистку в качестве соответчицы по делу…

Раз уж речь зашла о газетах, вспомним и о пиар-службе министерства внутренних дел. В нее тоже пришли новые люди. Первым ее начальником стал Константин Стогний. Однако вскоре покинул министерство. По слухам, кто-то из «старых кадров», с которыми он давно дружил, посоветовал ему не порочить свое доброе имя связями с новой «командой». Службу по связям с общественностью возглавила известная журналистка -криминалистка, Елена Мельник. Ее даже повысили в должности до заместителя начальника департамента. Есть у Юрия Витальевича и личный пресс-секретарь Инна Кисиль. Правда, этим дамам, в основном, приходится в пожарном порядке комментировать, а иногда и опровергать очередные громкие заявления министра. Говорят, приходится им при этом не сладко. Как известно, «настоящему космонавту не нужно ракеты, настоящий космонавт всегда в космосе», так и у Луценко с пиар – службой… Впрочем, кое к чьим советам Юрий Витальевич все-же прислушивается. Так, в помощники министра не так давно был «подтянут» его коллега по «Граням+» Ярослав Мендусь…

«Врагов народа» – за решетку!

Теперь в суд на Луценко подает Борис Колесников. Об этом он заявил после того, как 30 июня Генпрокуратура закрыла возбужденное в отношении него уголовное дело по фактам вымогательства акций торгового центра «Белый Лебедь». Бывший глава Донецкого облсовета должен был стать объектом первой образцово-показательной порки «врагов революции». Он был задержан 6 апреля 2005 года, а 2 августа того же года Апелляционный суд Киева освободил его под подписку о невыезде. А «испортила» показательный процесс, якобы, Генпрокуратура: дело в руках ее следователей рассыпалось, потерпевшие начали путаться в показаниях, а свидетели – отказываться от них. Колесников же убедительно доказал, что акции «Белого Лебедя» он купил честно. И теперь собирается настаивать не только на моральной компенсации за обвинения, но и на уголовном преследовании Ю.Луценко.

Продолжаются судебные процессы о защите чести и достоинства со стороны Евгения Кушнарева и Татьяны Засухи. По той же причине: обвинения, прозвучавшие из уст Луценко, не были доказаны в суде, уголовные дела закрыты.

Что мог сказать Роман Ерохин?

Апофеозом пиар-способностей Юрия Луценко стала история с убийством Романа Ерохина, которая продолжает развиваться. Деятельность Ерохина носила, мягко говоря, неоднозначный характер. Тем не менее, он был приближен Министром и наделен чрезвычайными полномочиями. И даже получил право жить на министерской даче (по другой версии – запасном КП штаба МВД). Оттуда его и похитили киллеры, в машину к которым он сел, как к хорошим знакомым. У автора этих строк сложилось стойкое впечатление, это был один из немногих случаев, когда Ю.Луценко реально испугался. Но через несколько дней стало ясно, что Ерохин мертв, и компромат на Министра, вроде бы, никакой не всплывает.

В глазах общественности Ерохина начали делать героем. Который храбро боролся с незаконным отмыванием денег, вышел на след крупных политиков, за что и был убит. Пиар был построен грамотно: заявления Луценко и похороны милиционера показали по телеканалам, а информация о сомнительной деятельности погибшего доступна только 2% населения, пользующимся Интернетом. Но такое «завуалирование» может стоить Юрию Витальевичу политической карьеры. В случае, конечно, если в прессе появится реальный компромат на убитого офицера. Видимо, министр уверен, что этого не произойдет. Или, что ему удастся нейтрализовать появление свидетельств, возможно полученных у Р.Ерохина перед убийством.

Дела грешные…

Однако вернемся к делам грешным. На Майдане «оранжевая команда» обещала «бандитам тюрьмы», и, в частности, быстрое и справедливое расследование дела Гонгадзе. По поводу этого дела формально Луценко обещание выполнил: на скамье подсудимых находится четверо обвиняемых в совершении убийства. Пятый – генерал Пукач – бесследно исчез. Ничего уже не расскажет экс-министр внутренних дел Юрий Кравченко: две пули в голову «выпущенные собственной рукой», навсегда лишили следователей возможности узнать его мнение об убийстве журналиста.

Злые языки утверждают, что Юрий Луценко использует тактику «сигналов»: его громкие заявления запускают среди заинтересованных лиц «программы», приводящие к прямо противоположному эффекту.

Вспомним, как в первый месяц своего пребывания на посту министра Луценко «пригласил» на «беседу» 15 бывших высокопоставленных госчиновников администрации Кучмы. Большинство из них тут же покинули страну. Неудивительно: публично обвиняя этих людей (и тем самым нарушая презумпцию невиновности и тайну следствия), Луценко, по сути, не оставил им выбора. После публичных обвинений, сделанных на фоне «революционного восторга масс», гонимые справедливо опасались банальной расправы над собой, своими близкими и своим бизнесом. Вся Украина знает: вину человека можно не доказывать годами, имитируя следствие – СИЗО само свое дело сделает.

А вот и свежий пример. Министр через СМИ объявил в розыск президента спортивного клуба «Таврия» Рувима Аронова. Рядовые правоохранители были в шоке: ведь если кого-то собираются задержать, то дело делают тихо. Но Аронова, видимо, задерживать не собирались: через пару часов после того, как народ Украины узнал «правду», он сел в самолет. Пограничники и транспортная милиция не препятствовали: приказ о задержании авторитетного крымчанина к ним не поступал…

А когда Луценко призвал явиться с повинной одного из подозреваемых в убийстве Романа Ерохина, сотрудника милиции Святослава Клюковского (разгласив при этом имя подозреваемого), у знающих людей мороз по коже пошел: это было равносильно команде на уничтожение. Обошлось: Клюковскому не дали «застрелиться» при задержании…

Министерский «внубез»

«Оборотни «в милиции всегда были, есть и будут» – пессимистично заявил как-то один из бывших Министров внутренних дел. Бороться с оборотнями в погонах призван Департамент внутренней безопасности МВД. До недавнего времени его возглавлял один из самых неординарных членов «команды Луценко» – Александр Новиков (не путать с Александром Новиковым, кадровым милиционером, возглавлявшим в свое время службу по делам несовершеннолетних, а потом милицию общественного порядка). Возглавлял, потому что в начале апреля сего года его повысили до заместителя министра. Присвоив звание полковника. Хотя до прихода на службу в МВД в прошлом году он был… лейтенантом запаса. И не милиции. Но в МВД он был взят «сразу майором». А в 2006 году – становится подполковником.

И это несмотря на то, что согласно п.34 гл.3 Положения о прохождении службы рядовым и начальственным составом органов внутренних дел срок выслуги в звании майора должен составлять четыре года, а за особые заслуги, согласно п.35 того же документа, это звание можно присвоить через два года. И не раньше!

Биография Александра Новикова включает в себя работу в Администрации президента (во времена Кучмы), и бытность народным депутатом 2-го созыва, и работу в структурах Андрея Деркача. Имеются даже вполне творческие моменты – в 1999 году он выступил соучредителем фирмы «Українське мистецько-правое об’єднання». Которая, под предлогом правовой помощи рок-музыкантам и инициируя подписание различных договоров, завладело авторскими правами на произведения нескольких известных исполнителей. Например, группы «ВВ».

В начале работы новой команды Юрий Луценко наделил Департамент внутренней безопасности чрезвычайными полномочиями. Новикову даже был подчинен спецназ УБОПа – «Сокол».

Новиков пытался подчинить себе и ряд оперативных служб, однако до конца ему это не удалось. Департамент внутренней безопасности получил право согласовывать все назначения на начальственные должности. В результате сменилось до 70% руководящих работников МВД всех уровней. Трудно представить, что 70 % руководителей МВД – вплоть до районного уровня – были «врагами, оборотнями и не профессионалами». Но если и так, то почему против них всех не были возбуждены уголовные дела? Зато было множество человеческих трагедий.

Например, в апреле 2005 года из органов внутренних дел был уволен начальник днепропетровского УБОП Эдуард Шевченко. 16 августа того же года он был расстрелян киллерами из двух автоматов. Министр Луценко поспешил заявить, что убийство – следствие передела сфер влияния в области, а «…во времена президентства Леонида Кучмы Шевченко был влиятельным лицом и «явно связанным с бизнесом». Позже убийство Шевченко было раскрыто, и заместитель министра Владимир Евдокимов заявил, что оно было связано с профессиональной деятельностью убоповца…

Извинений семье покойного ни МВД, ни министр, не принесли.

Топ – топ, так шагает Интерпол

Еще один «птенец из гнезда Луценко» – Кирилл Куликов, руководитель Национального центрального бюро Интерпола в Украине. Именно на него была возложена почетная миссия искать за рубежом сбежавших врагов народа. Куликов достаточно много «светился» в прессе по поводу этих самых «беглых». Один раз он непонятно зачем созвал целую пресс-конференцию по поводу ареста счетов одного российского политика, на которые попали деньги от продажи доли отдельных украинских компаний в «Киевстаре». Подробности сделки были интересны, однако никаких правовых последствий данный месседж не имел.

Нам нигде не удалось ознакомиться с биографией Куликова. Но по нашим данным, милицейские погоны он также примерял впервые. И, подобно коллеге Новикову, за год резво дослужился до подполковника. А до службы в МВД «главный за Интерпол» трудился… в коммерческих структурах. Близких, скажем так, к российскому бизнесмену Курочкину. Которому в результате крупно повезло: его объявили во всеукраинский розыск. Это тоже из серии «сигналов от МВД»: не появляйся в Украине, и все будет хорошо.

Что в результате? Спокойно вернулся в Украину Анатолий Засуха, экс-губернатор Киевской области. Которого пытался «взять» спецназ МВД, десантируясь с вертолета… Его возвращение стало «пробным камнем»: посадят, как обещали, или нет? Не посадили. Потому что одно дело – голословно и публично обвинить человека, совсем другое – профессионально доказать его вину, не опускаясь до публичных оскорблений в адрес преследуемого.

Поговаривают, что готов вернуться и Руслан Боделан. Уголовные дела, возбужденные якобы по фактам злоупотреблений при распределении одесской земли, потихоньку лопаются, и экс-мэру города почти ничто уже не угрожает. Правда, увлекла, говорят, его новая работа в питерском порту, однако скоро Руслан Борисович выйдет на пенсию, и тогда точно вернется.

Сегодня Министр, а завтра – Президент!

Продолжать описание развала МВД при Луценко можно долго. Нет, конечно, сам он так не думает. Заместители и другие чиновники, вхожие в кабинет, возможно, создают у него иллюзию его исключительности и подпитывают явно растущую амбициозность (милицейские «лампасники» в этом поднаторели). Кадровым офицерам МВД выгоден министр, который ничего в их «раскладах» не понимает. В МВД сформировался целый класс руководителей, которые уже не могут себе представить другого Министра. Авторитет же Луценко в глазах рядовых милиционеров – нулевой. Хотя бы потому, что «низы» прекрасно знают, как «лепится» победная статистика ведомства. И все ждут изменений. Что будет дальше?

Какая складывается картина?

Прогнозируя дальнейшие события, добавим несколько штрихов:

– После того, как Юрий Витальевич неожиданно для себя попал в правительство Януковича, он сделал несколько сенсационных заявлений. В основном, об имеющихся у него новых фактах. Касающихся убийства Гонгадзе, убийства Кравченко и убийства Черновола – неужели приберегал «козыри» на «черный день»?.. Сами факты обнародованы так и не были. А Генпрокурор Александр Медведко их наличие у МВД – опроверг.

В последнее время появилась информация о партийном строительстве «под Луценко». В числе соратников – в основном нынешняя команда замов.

До начала лета этого года Юрий Витальевич, по информации автора публикации, как правило, дистанцировался от «решения вопросов», оставляя «рутину» своим заместителям. А затем резво включился в процесс – когда несостоятельность многих начинаний министра стала очевидна не только для его оппонентов, но и широкой публике.

Такая вот складывается картина – местечково-хуторянская. Луценко делает ряд громких заявлений о «почти раскрытии» ряда резонансных дел. Прокуратура их дезавуирует, и выставляет Луценко полным… непрофессионалом. Однако, сознательно или нет, прокуратура тем самым играет Юрию Витальевичу на пользу. Почему? Потому что дальше, громко хлопая дверью, Луценко идет в отставку, прихватив с собою компромат на сильных мира сего и оппонентов. Мотив – несогласие с линией правительства В.Януковича.

А может, его «отправят на покой», заслушав на заседании ВР, и признав работу МВД неудовлетворительной. И тут же Луценко «всплывет» лидером партии с громким названием. То есть, сейчас Юрий Витальевич уже явно работает исключительно на свой будущий имидж. «Чемоданов компромата» и связей команды на два года пиара должно хватить. Равно как и заработанных командой за «решение вопросов» денег.

Почему на два года? Потому что Юрий Витальевич, похоже, не намерен размениваться на парламент. Он будет бороться за пост президента Украины. Не больше и не меньше…

Виктор Новиков, специально для «УК»

You may also like...