Минтранс и ГАИ воюют за право контролировать автотранспорт. Водители недоумевают

Мировая статистика свидетельствует, что причиной 15% аварий, заканчивающихся тяжелыми увечьями и смертью людей, становится неудовлетворительное техническое состояние автомобилей. У нас эта цифра намного меньше – всего 1–2 процента. Но это вовсе не означает, что украинские «железные кони» находятся в лучшем техническом состоянии. Виновата, по словам экспертов, существующая система, когда одни и те же люди и ДТП регистрируют, и за технический осмотр автопарка отвечают. Для того чтобы порядок проведения в Украине техосмотра отвечал уровню европейской практики, и было, как утверждают специалисты Минтранса, инициировано создание его новой концепции. И если раньше этим с самого начала и до конца занималась Госавтоинспекция, то теперь Минтранс намерен постепенно взять эту функцию под свое крыло. Во что эти изменения выльются для автовладельцев, пока можно только догадываться.

Минтранс настаивает

Как известно, еще в апреле Минтранс в его стремлении отобрать прерогативу техосмотра у ГАИ поддержал премьер-министр Янукович. Это воодушевило министра Николая Рудьковского, который стал активно доказывать преимущества такой идеи. Это, мол, на целых 5% сократит на наших дорогах (несмотря на их плачевное состояние!) количество аварий, возникающих вследствие неисправности автомобилей. И экологическое состояние атмосферы, дескать, улучшится, поскольку на 15 % (или 600 тыс. т) сократится количество вредных автомобильных выбросов.

Но главный козырь минтрансовцев, давно положивших глаз на техосмотр, – то, что проведение подобной процедуры предпринимателями, – это, оказывается, европейские требования! Украинские автомобили, пересекающие границу, по словам замминистра транспорта и связи Леонида Сергиенко, должны отвечать единым требованиям ЕС и стран СНГ. Существующая схема проведения техосмотра, по его мнению, давно устарела и из-за нехватки необходимого оборудования давно не позволяет проверять автомобили по-настоящему.

А вот новая схема, которую удастся ввести не раньше чем через три года, будет выглядеть приблизительно так: ТО станут проводить частные структуры, получившие, якобы в результате участия в открытом конкурсе, лицензию на право выполнения таких работ. Сначала на такую схему переведут автобусы и грузовые автомобили, такси и маршрутки, а уже потом – автотранспорт частных владельцев. Причем на переходный период, по мнению специалистов Минтранса, ГАИ должна оставаться в этой схеме: инспекторы департамента по-прежнему будут проверять, не находится ли машина в розыске, отвечают ли номерные знаки агрегатов записям в регистрационных документах, а также проводить внешний осмотр машины и контролировать наличие у автовладельца страхового полиса.

Однако соответствующее постановление Кабмина по неизвестным причинам до сих пор не опубликовано и не вступило в силу. Когда это произойдет и произойдет ли вообще, пока сказать сложно.

ГАИ вроде бы согласно

Гаишники, соглашаясь с тем, что необходимо модернизировать сам процесс ТО, полностью отвергают как обвинения в коррупции, так и то, что сегодня невозможно реально оценить техническое состояние автомобиля: по словам начальника отдела связей с общественностью Департамента ГАИ Геннадия Гребнева, государственные диагностические станции, несмотря на большую нагрузку, со своей работой полностью справляются.

В ГАИ готовы несколько «разгрузить» систему собственных диагностических центров, однако убеждены, что водители, пройдя ТО в частной фирме, с выданной им картой осмотра затем должны прийти именно к ним, где процедура повторится… Кроме того, там убеждены, что отдавать техосмотр частникам, пусть и контролируемым Минтрансом, нельзя: у граждан Украины должна быть альтернатива, поэтому часть государственных диагностических центров обязательно должна остаться и после полного реформирования.

Кстати, по новым правилам игры, которые еще только согласовываются, будет предусмотрена и ответственность каждой из сторон: если, например, авария произойдет именно из-за неудовлетворительного технического состояния машины, «не замеченного» на диагностической станции, и это будет доказано технической экспертизой, эта станция рискует лишиться лицензии. Именно этот пункт больше всего не нравится владельцам СТО.

Водители недоумевают

Автовладельцы же, едва услышав о возможных нововведениях, сразу ринулись в ГАИ, чтобы потом не иметь дела с обычной для нашей страны бюрократической волокитой. А в том, что ее не избежать, уверены все до одного водители. «Пока новую систему наладят, пройдет немало времени, – говорит 40-летний Юрий Ш., владелец грузовика, благодаря которому он и его семья зарабатывает на жизнь, – и хотя я и так содержу машину в норме, при прохождении техосмотра по новым правилам мне, я думаю, придется «решать вопрос» с большим количеством заинтересованных людей». Согласен с ним и 30-летний киевлянин Сергей, утверждающий, что ТО стал для гаишников обычной «дойной коровой», позволяющей зарабатывать деньги и в бюджет, и для себя». По словам большинства водителей, сегодня намного проще заплатить знакомому «сержанту Петренко» какую-то сотню-полторы гривен, чем проходить техосмотр по всем правилам.

Но главное, чего опасается простой люд, – стоимость диагностики на частных фирмах будет раза в 3 – 4 выше, чем сегодня (а это 34 гривни). И если владельцев «мерсов» и «ауди» это мало волнует, то Василий Иванович, 67-летний пенсионер из села Новоселица Киевской области, которому и так нелегко оторвать от своей пенсии копеечку на прохождение техосмотра, вообще не представляет, где потом будет брать на него деньги. В том, что стоимость ТО возрастет, убеждены и столичные таксисты: мол, трудно поверить, что частные диагностические комплексы (особенно если им разрешат заниматься еще и ремонтом машин) не воспользуются моментом.

Цена вопроса

По данным Госдепартамента ГАИ МВД, по территории нашей страны «бегают» свыше 8 млн. колесных «коней». В этом году техосмотр проходят частные автомобили непарных лет выпуска. Если учесть, что легковушек у нас около 6 млн., то в среднем это составляет 3 млн. Плюс к ним ежегодные ТО всего без исключения лицензированного транспорта, принадлежащего коммерческим структурам. Автобусы и грузовики должны проходить эту процедуру два раза в год, пассажирские автомобили (как и транспорт для перевозки опасных грузов) – ежеквартально.

На диктофон эксперты очень скромно оценивают этот рынок в 100 млн. грн. в год. В частных же беседах говорят, что цифру нужно, как минимум, удвоить, а как максимум – увеличить втрое. Поэтому отеческая забота Минтранса об автовладельцах и техническом состоянии их автомобилей (особенно о тех, у кого якобы есть проблемы с выездом за границу) скорее смахивает на личную заинтересованность.

Лариса Усенко, Без цензуры

Читайте также: