Дело «Авианта» : кому мешает гендиректор

Законное восстановление в прежней должности Олега Шевченко, генерального директора госпредприятия “Киевский авиазавод “Авиант”, похоже, не устраивает чиновников Минпромполитики. Еще бы: возвращение на родное предприятие авторитетного производственника явно ломает теневые схемы многомиллионных “гешефтов” чиновников от авиапрома Украины. Чтобы спасти от полного разграбления авиастроительную отрасль Отечества, впору вмешаться самому Президенту Виктору Ющенко.Олег Степанович Шевченко стал директором “Авианта” в сентябре 2003-го года. Предшественники оставили ему весьма удручающее наследство. Уникальное оборудование простаивало, рабочая неделя на заводе длилась три дня в неделю, а 60 % трудового коллектива пребывало в длительном неоплачиваемом отпуске. Средняя зарплата на предприятии составляла всего 300 гривен. Долги кредиторам превышали 70 миллионов гривен.

Но самое страшное – безнадега на производстве стремительно “вымывала” ценные, высокопрофессиональные кадры авиастроителей, массово увольнявшихся в поисках лучшей доли. Спасти завод и коллектив могли только немедленные денежные вливания. И формирование портфеля заказов. Ревизовав “хозяйство”, Шевченко нашел выход из создавшегося положения.

От прежнего руководства новому генеральному достался контракт на продажу самолета – транспортного АН-124-100 “Руслан” (серийный номер 03-03), принадлежавшего “Авианту”. Покупателем мощного транспортника значилась российская компания “Атлант-Союз” (Москва), близкая самому Юрию Лужкову. Цена самолета, согласно контракту, составляла $ 30 миллионов. Из этой суммы заводу причиталось лишь $ 25 миллионов 50 тысяч. Разница – без малого пять миллионов долларов США – должна была остаться в распоряжении “Укрспецэкспорта”. При посереднической помощи которого, якобы, столь сложная договоренность о продаже уникального самолета и была достигнута. 15 % за посредничество показались Олегу Шевченко платой непомерной и незаслуженной – деньги, как воздух, нужны были самому умирающему предприятию.

Насторожила О.Шевченко и другая тревожная информация. Работы по достройке двух самолетов Ил-96-400Т для авиакомпании “Атлант-Союз” на Воронежском авиазаводе в ноябре 2003 года были приостановлены из-за задержки перечисления авансовых платежей. Об этом сообщил генеральный директор лизинговой компании ИФК Александр Рубцов. По его словам, до настоящего времени авиакомпания не перечислила в адрес ИФК примерно 15 миллионов долларов авансовых платежей за постройку самолетов на Воронежском акционерном самолетостроительном обществе (ВАСО). А “Атлант-Союз” при поддержке правительства города Москвы ищет необходимые финансовые ресурсы, но все плановые сроки авансовых платежей уже прошли, отметил гендиректор.

Кроме того, руководство “Авианта” обескуражил тот факт, что посредник – “Укрспецэкспорт” – отказывался предоставить банковскую гарантию своевременной оплаты приобретаемого самолета. Вопреки всем условиям заключенного договора. В то время как руководство “Укрспецэкспорта” в лице гендиректора Валерия Шмарова “давило” на “Авиант”: немедленно продавайте самолет, гарантии – вам ни к чему.

Особая пикантность ситуации заключалась еще и в том, что по условиям контракта “авиантовский” АН-124 должен был, взлетев, приземлиться не в России, а в Объединенных Арабских Эмиратах. То есть, российская фирма, скорее всего, тоже выступала еще одним посредником в этой сделке. И цена ее посредничества для Украины обернулось бы потерей восьми миллионов долларов США. Кроме того, как только украинский самолет пересекал воздушное пространство Украины, его возврат – в случае неуплаты стоимости лайнера по контракту – стал бы практически невозможным. И даже годы судебных тяжб в международных инстанциях вряд ли бы исправили ситуацию.

Тогда О.Шевченко принял единственно верное решение. Он самостоятельно связался с Министерством обороны ОАЭ, и выяснил: покупатель “Руслана” – именно это ведомство. Недолгие прямые переговоры с непосредственным покупателем привели к заключению контракта, стоимость которого была – $ тридцать восемь миллионов долларов США! И вся эта сумма – без посредников – перечислялись на счет “Авианта”. Что и произошло.

Олег Шевченко “припер” В.Шмарова “к стенке” расчетами экономической целесообразности сделки по продаже самолета:

И Шмарову ничего не оставалось, как письменно подтвердить разрыв договора о продаже “Руслана” с “Укрспецэкспортом”:

Полученные от продажи самолета средства позволили реанимировать производственные программы “Авианта”. Итоги управленческих усилий команды Олега Шевченко иллюстрирует следующая информационная справка:

“Довідка про фінансово-господарчу діяльність ДП КиАЗ “АВІАНТ”

За період керування заводом Шевченко О.С. у 2004р. проводилася робота з розширення ринку збуту авіаційної продукції.

Потенційним замовникам було направлено 214 комерційних пропозицій із продажу авіаційної техніки.

У результаті цього було підписано 127 контрактів і доповнень, що дозволило збільшити завантаження виробничих потужностей з 55% у 2003р. до 77% у 2004р.

Обсяг виробництва товарної продукції в 2004 році зріс в 4 рази проти 2003 року та склав 263717,5 тис. грн. (64650,6 тис. грн. за 2003рік.).

Обсяг реалізованої продукції за 2004 рік зріс більш ніж у 3,5 рази відносно 2003 р. та склав 257421,6 тис. грн. проти 73143,0 тис. грн.. за 2003 рік.

За 2004 рік середньо облікова чисельність працюючих на заводі зросла на 3% в порівняні з 2003 роком і склала 4779 чоловік проти 4640 в 2003р., при п’ятиденної робочої неділі досягнуто повної зайнятості працюючих.

При цьому, середня зарплата одного працюючого за 2004 рік зросла більш ніж у 1,7 разів проти 2003р. і склала 784,14 грн.

Питома вага тарифної частини в заробітній платні за 2004 рік склала 58%.

Заборгованості по зарплаті на протязі року завод не мав.

По результатам роботи заводу валовий прибуток за 2004 рік склав 61275,0 тис. грн., фінансовий результат від звичайної діяльності встановив 4581,0 тис. грн., у тому числі чистий прибуток – 779,0 тис. грн.

Прибуток за 2004р. по податковій декларації склав 31657,2 тис. грн. проти збитків у 2003р. в сумі 45379,0 тис. грн.

Відрахування до бюджету та спецфонди у 2004р. зросли на 45,6% в порівняні з 2003 роком та склали 30341,0 тис. грн. проти 20833,0 тис. грн. за 2003р.

За результатами роботи за 2004р. КиАЗ “Авіант” визнано кращим підприємством у авіабудівної галузі, а генерального директора Шевченка О.С. нагороджено званням “Кращий роботодавець року м Києва”.

Аналитическая справка подписана О.Середой, директором финансово-экономического департамента “Авианта”. Это тот случай, когда цифры – красноречивее слов.

Месть

Но не трудовыми успехами работников “Авианта” и показателями неуклонного роста производства предприятия руководствовались руководители Минпромполитики и “Укрспецэкспорта” времен Кучмы, когда затеяли снятие Олега Шевченко с должности. Строптивца, посмевшего отсечь свору многочисленных посредников от 30-миллионной сделки. На завершающем этапе сделки Олегу Шевченко уже звонили с угрозами из офиса самого Игоря Бакая: мол, сам на себя беду накликал. Очевидно, Игорь Михайлович также был заинтересован в продаже самолета через Россию.

А расправляться с людьми не “из обоймы” в Украине умеют. И не только старая власть. 4 июля 2005 года О.Шевченко был “скоропостижно” уволен из-за “невыполнения условий контракта” – по результатам проверки, проведенной Минпромполитики и Контрольно-ревизионным управлением.

Но Олег Степанович оспорил свое снятие с должности в суде. 3 августа Шевченко подал в Святошинский районный суд Киева иск с требованием признать недействительным приказ Министерства промышленной политики и обязать министерство восстановить его на должности. Где с цифрами и фактами на руках доказал, что заключенный между ним и государством контракт он не только выполнил, но и перевыполнил по подавляющему числу пунктов. “Заказушность” проверки, затеянной руководством Минпромполитики, была столь очевидна, что решением Святошинского райсуда иск был удовлетворен – было принято решение восстановить Шевченко на должности.

Но желание расправиться с неугодным производственником у чиновников не пропало. 22 сентября Минпромполитики направило в суд жалобу на это решение. Решением Святошинского районного суда от 29 сентября жалоба была отклонена. И Олег Шевченко вернулся на завод, где в его отсутствие ретиво хозяйничал его “сменщик” Валерий Козорезов. О результатах этого недолгого “хозяйствования” красноречиво говорит справка, полученная “УК” в финансовой дирекции “Авианта”:

“За 3 квартал 2005р. під керівництвом в.о. генерального директора Козорезова В.Ф. показники роботи підприємства значно погіршилися:

– реалізація товарної продукції знизилась на 96,45 % та становить 2282,2 тис. грн. при фонді оплати праці 16046,94 тис. грн.;

– падіння обсягів виробництва та завантаження відповідно до періодів 2004р. склало 13,92% та 3,28%;

– кредиторська заборгованість зросла на 25719,0 тис. грн. при наявності зменшення дебіторської заборгованості на 818,0 тис. грн..;

– збитки підприємства від звичайної діяльності склали 10200,0 тис. грн.;

– за результатами роботи в 3 кварталі сума непокритого збитку становить 10197,0 тис. грн. при наявності чистого прибутку за 6 місяців 2005р. у сумі 6281,0 тис. грн.”.

И это впоєне объяснимо – Валерий Козорезов был ставленником группировки, пытающейся и поныне подчинить своим клановым интересам авиастроительную отрасль Украины. Причем сценарий уничтожения отечественного авиастроения – явно зарубежного происхождения! . Неудивительно, что замена снятого с должности Олега Шевченко “отыскалась” именно в аппарате “Укрспецэкспорта” – давней “вотчине” администрации президента Л.Кучмы. “Укрспецэкспорте”, руководство котрого не могло простить Шевченко сорванную сделку с “Русланом” и миллионы “упущенной выгоды”. Вот где работал В.Козорезов до свого назначения на “Авиант”:

В планы “поводырей” В.Козорезова не входило развитие украинского самолетостроения – об этом “УК” уже писала. Но чтобы “сломать” авиапром, нужно было любыми способами устранить от дел авторитетних “генералов” отрасли. Шевченко “ушли”, авиаконструктора с мировым именем Петра Балабуева “съели”, побудив подписать заявление об отставке с поста Генерального конструктора АНТК шимени Антонова.

Но действие рождает противодействие: организаторы развала отрасли столкнулись с протестом многотысячных коллективов авиастроительных предприятий Украины. Недавний митинг работников “Авианта” в защиту родного предприятия и свого директора Олега Шевченко тут же подхватили авиастроители АНТК имени Антонова. Многотысячный коллектив которого не только поддержал коллег из смежного предприятия, но и потребовал возвращения на свою должность Петра Балабуева:

Это обращение к Президенту по состоянию на минувший четверг подписали свыше полутора тысяч авиастроителей. Сбор подписей продолжается…

Продолжение следует.

Ярослав Грушевский, “УК”

You may also like...