Site icon УКРАЇНА КРИМІНАЛЬНА

Великобритания, ЕС, США и Канада затеяли крестовый поход против коррупции в мире: как быстро коррупционеры почувствуют результат?

© depositphotos / designer491
© depositphotos / designer491

О том, почему заинтересованным лицам в Украине, не дожидаясь окончания всех майских праздников, следует обратить самое пристальное внимание на содержание Положения о глобальных антикоррупционных санкциях. Два события склоняют к этому, пишет издание ZN.UA.

Необходимое вступление

Находясь в составе Европейского Союза Великобритания подчинялась всем инструментам права ЕС, включая применение механизма санкций. Выход из состава ЕС потребовал от Великобритании невероятно масштабной работы по внесению многочисленных изменений в национальное законодательство и заключения десятков и сотен международных соглашений.

Первым законодательным актом о санкциях, который не мог заменить собой весь предыдущий санкционный режим ЕС, стало Положение о глобальных санкциях за нарушение прав человека, вступившее в силу в июле 2020 года. Эти правила позволяют вводить санкции в отношении лиц, причастных к серьезным нарушениям прав человека по всему миру.

В последний год санкции, вводимые различными странами мира, окончательно превратились как в соревновательный инструмент конкурентной борьбы в глобальной торговой политике, так и в один из демонстративных инструментов войны горячей.

В иностранных санкционных списках в связи с вмешательством во внутренние дела других стран, коррупцию и отмывание денег появились имена известных и не очень украинских политиков и бизнесменов, а также членов их семей.

Отличилась и наша страна. Как точно охарактеризовала роль СНБО в применении санкций редактор отдела политики ZN.UA Инна Ведерникова: «…СНБО неожиданно стал для президента тем инструментом, с помощью которого он не только значительно снизил роль парламента в цепочке принятия решений, но и поставил на место политических и экономических игроков, пребывающих вне власти, но научившихся ее «юзать» обходя президентский кабинет».

Важное для коррупционеров

Однако, некоторые события конца апреля, мало обратившие на себя внимание из-за предстоящих майских праздников, довольно скоро заставят волноваться множество людей с громкими именами не только во всем мире, но и, вполне возможно, в Украине.

Одним из таких событий стало вступление в силу 26 апреля 2021 года в Великобритании законодательного акта под названием Положение о глобальных антикоррупционных санкциях (в оригинале — Global Anti-Corruption Sanctions Regulations 2021).

Положение о глобальных антикоррупционных санкциях было введено для того, чтобы позволить правительству Ее Величества вводить режимы санкций в целях соблюдения обязательств ООН и других международных обязательств, а также ряда других целей, включающих: содействие предотвращению терроризма; укрепление национальной безопасности, международного мира и безопасности; соблюдение международных прав человека, продвижение внешнеполитических целей; поощрение уважения к демократии и верховенству закона.

По окончании переходного периода вступил в силу ряд положений о санкциях, заменивших с аналогичным эффектом режимы санкций ЕС. К ним относятся нормативные положения, содержащие санкционные режимы для конкретных стран, например, России, КНДР и Ирана, а также тематические режимы санкций, например, касающиеся терроризма, химического оружия и киберактивности. Они включали Правила о незаконном присвоении (санкциях) 2020 года, которые заменили три режима ЕС, касающиеся незаконного присвоения государственных средств в Тунисе, Египте и — внимание! — в Украине.

Почему Положение о глобальных антикоррупционных санкциях принято именно в таком содержании?

Правительство Ее Величества фактически объявило о полномасштабном наступлении против серьезной коррупции и одновременно поддержании надлежащего управления и верховенства права, а также о продвижении открытого общества. Политический истеблишмент Великобритании считает, что серьезная коррупция оказывает разрушительное воздействие на государства, рынки и общества, где бы она ни происходила.

Она подпитывает угрозы национальной безопасности; связана с терроризмом, серьезной организованной преступностью и нестабильностью; препятствует международной торговле и инвестициям; подрывает устойчивое развитие; угрожает демократии и лишает граждан жизненно важных общественных ресурсов. Предполагается, что этот режим санкций станет важным инструментом в дополнение к более широким действиям правительства по противодействию коррупции в соответствии с Антикоррупционной стратегией Великобритании.

Если говорить еще конкретнее, этот санкционный инструмент позволит правительству определять лиц, участвующих в некоторых видах деятельности, определенных как наиболее вредные виды коррупции: взяточничество и незаконное присвоение собственности с участием государственных должностных лиц.

А вот — главное, на что коррупционерам нужно обратить внимание

Теперь о том, почему заинтересованным лицам в Украине, не дожидаясь окончания всех майских праздников, следует обратить самое пристальное внимание на содержание Положения о глобальных антикоррупционных санкциях. Два события склоняют к этому.

Положение принято 26 апреля. И в этот же день последовала молниеносная реакция министра финансов США Джанет Йеллен. Позволим себе для полноты и ясности привести длинную цитату из ее заявления:

«Министерство финансов Соединенных Штатов приветствует вступление в силу сегодня нового Глобального режима санкций Соединенного Королевства по борьбе с коррупцией, который основывается на успехе Глобального режима санкций Соединенного Королевства в области прав человека. Этот новый режим санкций дает Соединенному Королевству полномочия, аналогичные глобальной программе Магнитского в Соединенных Штатах и Закону Канады о правосудии для жертв коррумпированных иностранных должностных лиц, которые направлены как на нарушителей прав человека, так и на коррумпированных субъектов…

Новый Глобальный режим санкций против коррупции Соединенного Королевства предоставляет Соединенным Штатам и Соединенному Королевству возможность принимать дополнительные санкционные меры там, где это необходимо, усиливая воздействие наших соответствующих санкций.

Санкции США с большей вероятностью приведут к изменениям в поведении и предотвратят угрожающие действия, если они (санкции. — С.К.) будут применяться совместно с нашими союзниками, оказывая более сильное экономическое воздействие, препятствуя доступу к международной финансовой системе, и посылая более сильный сигнал злоумышленникам в силу нашей солидарности. Применение санкций может дополнительно стимулировать предприятия к принятию более активного подхода к корпоративным рискам и должной осмотрительности, учитывающего как права человека, так и проблемы коррупции…».

Обратить внимание на британский документ предлагаем одновременно с внимательным изучением содержания принятой через два дня, 28 апреля, Резолюции Европейского парламента в отношении России, дела Алексея Навального, наращивания военного присутствия на границе с Украиной и нападения России на Чешскую Республику (2021/2642 (RSP)), являющейся фактически прелюдией к новому стратегического договору Европейского Союза. В пункте 11 этой Резолюции (принятой ошеломляющим большинством) Парламент, наряду с угрозой отключить SWIFT России, призвал ЕС и государства-члены: «опираться на законодательное предложение Великобритании о Положении о глобальных антикоррупционных санкциях для борьбы с коррупцией и другими аналогичными режимами, а также принять режим антикоррупционных санкций ЕС, чтобы дополнить режим глобальных санкций ЕС в области защиты прав человека».

Таким образом, именно с принятием британского Положения о глобальных антикоррупционных санкциях для борьбы с коррупцией сделан решительный шаг в создании самыми могущественными странами мира пока неформальной коалиции (в составе США, Канады, Великобритании и ЕС) по применению санкций не только в отношении нарушителей прав человека, но и коррупционеров по всему миру.

Как быстро коррупционеры почувствуют результат?

Это уже работает! В день вступления в силу Положения о глобальных антикоррупционных санкциях министр иностранных дел Великобритании Доминик Рааб сделал заявление, в котором сообщил, что он представил парламенту, в соответствии с Законом о санкциях и борьбе с отмыванием денег 2018 года, Положение о глобальных антикоррупционных санкциях 2021 года. Он охарактеризовал этот документ как «удобный инструмент, позволяющий правительству преследовать коррумпированных субъектов и их пособников». Также министр пообещал в тот же день сделать заявление и опубликовать список первых лиц, в отношении которых будут введены санкции.

В этот же день был опубликован список, куда вошли 14 граждан РФ, по мнению британских властей, причастные к хищению 230 млн долл. из российского бюджета, которое расследовал умерший в Бутырском следственном изоляторе Сергей Магнитский.

Вместе с гражданами России в британском санкционном списке оказались восемь человек из Гватемалы, Гондураса, Никарагуа, Судана и ЮАР.

Счета этих граждан заморожены. Им также запрещен въезд в Великобританию.

Подробнее о финансовых санкциях

Правила вводят финансовые санкции в виде целевого замораживания активов и запрета на предоставление денежных средств или экономических ресурсов (не денежных активов, таких как собственность или транспортные средства) обозначенных лиц и обеспечение того, чтобы средства и экономические ресурсы не предоставлялись указанным лицам прямо, косвенно или в их интересах.

Если вы обнаружите, что к лицу или организации, с которыми вы имеете дело, применяются финансовые санкции, указанные в Правилах, вы должны немедленно:

Важные детали о запрете поездок для детей коррупционеров

Действие Положения заключается в наложении запрета на поездки для лиц, определенных Государственным секретарем, с целью иммиграционных санкций.

Означенным лицам будет отказано в разрешении на въезд или пребывание в Великобритании. Любые заявки, которые они подадут на визу для поездки в Великобританию, в том числе транзитные, будут отклонены. Любому иностранному гражданину, на которого распространяется запрет на въезд в соответствии с Правилами, и который в настоящее время находится в Великобритании, будет аннулировано разрешение на пребывание в Великобритании, и предприняты шаги для их высылки из Великобритании.

Если вы являетесь объектом иммиграционных санкций и пытаетесь поехать в Великобританию, перевозчики обязаны отказать вам в посадке.

Могут ли в санкционный список попасть следователи, прокуроры, судьи и адвокаты?

Наивно считать, что только государственные чиновники и их бизнес-подельники чаще всего являются объектом применения таких санкций.

В список от 26 апреля 2021 года вошли заместитель руководителя управления по борьбе с налоговыми преступлениями А.Кузнецов, бывший следователь Следственного департамента П.Карпов, следователи С.Гордиевский и О.Уржумцев, руководители налоговых инспекций в Москве Е.Химина и супруги О.Степанова и В.Степанов, юристы А.Павлов и Ю.Майорова, генеральный директор компании «Гранд-Актив» А.Шешеня, предприниматель В.Хлебников и другие. Обращаем внимание на то, что в список кроме российских бизнесменов вошли работники правоохранительных органов и — новинка сезона — практикующие юристы.

А еще в 2012 году в первый санкционный список по делу Сергея Магницкого, составленный уполномоченными органами США, попали 16 следователей, 11 судей, 4 прокурора и даже главный врач Бутырского следственного изолятора.

С момента создания Глобальной программы Магнитского в 2017 году, 243 физических и юридических лица из 28 стран были включены в Глобальный список Магнитского. Они были признаны виновными в коррупции или серьезных нарушениях прав человека.

Только в 2020 году были введены санкции в отношении, например, первого вице-президента Южного Судана Табан Дэн Гай за якобы организацию и руководство похищением и смертью адвоката по правам человека и деятеля оппозиции.

Тогда же были введены санкции в отношении двух угандийских судей, юриста из Уганды и ее мужа за участие в коррупционной схеме усыновления, в ходе которой угандийских детей забирали из семей в результате лживых обещаний предоставить образование за границей.

В этом же году были введены санкции против должностных лиц и членов их семей из Китая, Гамбии, Судана.

Роль судьи Тверского районного суда Москвы Андрея Криворучко в деле Магницкого кратко описана так: «Судья, который дважды санкционировал продление срока содержания под стражей Сергея Магнитского без проведения судебного заседания 19 января 2009 г. и 14 сентября 2009 г., и отклонил ходатайство Магнитского о лечении и его апелляцию относительно пыток, которым он подвергался в заключении, незаконного преследования и содержания под стражей офицерами, против которых он давал показания».

В дальнейшем «Список Магницкого» неоднократно дополнялся. В него входили лица, не связанные напрямую с «делом Магницкого», но причастные, по мнению компетентных органов США, к нарушениям прав человека. С 2016 года действие правил, по которым составлялся и дополнялся список, был распространен на весь мир. Глобальный Закон Магнитского об ответственности за права человека уполномочивает президента США вводить экономические санкции и отказывать во въезде в Соединенные Штаты любому иностранному лицу, установленному в участии в нарушении прав человека или коррупции.

Вишенка на санкционном торте

Во всех странах, примеры которых приведены в этой статье, обвинительного решения суда или дисциплинарного органа в отношении государственного служащего, прокурора, следователя, адвоката, судьи и врача в целях применения санкций НЕ ТРЕБУЕТСЯ.

Таким образом, можно с уверенностью сделать вывод, что несмотря на состоявшийся BREXIT, объединенная Европа не только сохраняет, но и укрепляет тесные отношения с Великобританией в глобальной борьбе с коррупцией и готова незамедлительно использовать в практической плоскости свежие наработки в этой области. А если еще вспомнить стратегическую схожесть Великобритании, США и Канады в правовом регулировании применения санкций в деле борьбы за права человека и против коррупции, можно говорить о фактически сложившемся к концу апреля 2021 года санкционном альянсе трех стран прецедентного права и стран континентальной Европы, являющихся членами самого влиятельного в мире интеграционного объединения.

Автор: Сергей Козьяков, доцент Института международных отношений Киевского национального университета им. Тараса Шевченко; ZN.UA

Exit mobile version