Борьбе с коррупцией в Украине – триста лет!

В 1710 году была создана конституция Филиппа Орлика, которая остается актуальной для Украины до сих пор. Треть документа была посвящена борьбе со злоупотреблением властью. Сложно сказать, почему бывший генеральный писарь Орлик, находясь в изгнании, уделил столько внимания коррупции. 

Избранный гетманом после смерти Ивана Мазепы Орлик писал «Пакты и Конституцию прав и вольностей Войска Запорожского» в Бендерах, куда после поражения в Полтавской битве отступили шведские и казацкие войска. Документ признавал протекторат шведского короля Карла XII над Украиной. Фактически эта конституция была договором между казацкой старшиной и Карлом XII. Причем треть документа была посвящена борьбе со злоупотреблением властью.

Сложно сказать, почему бывший генеральный писарь Орлик, находясь в изгнании, уделил столько внимания коррупции. Документ написан латынью, и в тексте употребляется именно слово «коррупция». Это же слово сохранено в тексте «Пактов…» на староукраинском. Видимо, данная проблема уже тогда была чрезвычайно актуальной

Борьба со взятками

Как же предлагал бороться с должностными злоупотреблениями Филипп Орлик? Девятая глава конституции запрещает самому гетману «на свой персональный пожиток использовать войсковой скарб» и повелевает удовлетворяться лишь своими «оброками и приходами, которые кладутся на булаву и его гетманскую особу».

Ограничив собственные доходы зарплатой, гетман взялся за полковников. Согласно конституции они «не должны иметь интереса к полковым скарбам» и тоже довольствоваться своими личными доходами. Для воплощения этого принципа вводилась специальная контролирующая должность подскарбия. Кроме генерального подскарбия, который следил за войсковой казной, в каждом полку были два собственных подскарбия. Командованию запрещалось не только присваивать казну, но и тратить ее на благотворительность, раздавая «попам, монахам, бездетным вдовам» и прочим.

Десятая глава конституции Филиппа Орлика была направлена против карьеристов, которые «обольщают гетманское сердце коррупциями». Поэтому там содержится предостережение ясновельможному гетману, чтобы он «никому за коррупции полковничьих должностей и других военных и посполитых начальств не давал». А полковники обязывались не назначать сотников «за коррупции и любые другие респекты».

Социальные реформы

Еще одна антикоррупционная глава касалась льготников, которые выбили себе освобождение от повинностей. В ней отмечалось также, что «после освобождения, дай Бог, Отечества от московского подданства должна быть установлена через избранных на то комиссаров генеральная ревизия всех имений. И тогда уже генеральный совет при гетмане должен решить: кому достойно принадлежит, а кому не полагается держать военное добро и имения». Выражаясь современным языком, предусматривалась кампания реприватизации и отмены налоговых льгот.

На борьбу со злоупотреблениями направлена и четырнадцатая глава. Согласно ей лицам военным и слугам гетмана, если они путешествовали «за частными делами, а не за военными», запрещали требовать «подвод, кормов, напитков и проводников, ибо за то городовым разорения».

Конституция содержала и сугубо социальную статью, посвященную, говоря современным языком, «улучшению жизни уже сегодня». В частности, казацких вдов и детей, а также семьи казаков, находящихся в походах и на службе, запрещалось привлекать к отбыванию повинностей.

Наконец, последняя, шестнадцатая, глава «Пактов и Конституции» посвящена преодолению налогового произвола. «Индуктарям и их факторам» (налоговикам той эпохи) предписано лишнего от купцов не требовать «и людям убогим не оказывать никакого вымогательства». Причем уточняется, что о злоупотреблениях сборщиков налогов «стократ кричат и жалуются убогие люди».

Парламентско-президентское правление

Во вводной части документа казачество называет себя осиротевшим после смерти гетмана Ивана Мазепы, но при этом осуждается политика гетманского абсолютизма, когда гетман пренебрегал «давними правами и вольностями». Управлять страной должны были гетман и Генеральная рада, в которую должны были войти генеральная старшина, полковники и по одному представителю от каждого полка из числа заслуженных казаков. Собираясь раз в год, этот съезд должен был решать все дела вместе с гетманом. Важнейшие вопросы должны были решаться на казацкой раде, которую планировалось собирать трижды в год.

Причем тогдашние украинские политики в борьбе за парламентскую модель пошли гораздо дальше нынешних. Гетман не мог единолично решать ни оборонительные, ни внешнеполитические вопросы. Очевидно, казачество, наученное собственным горьким опытом, сделало выбор в пользу того, что сейчас называется парламентско-президентской моделью. Ведь опыт единоличного правления Мазепы его современники оценили как неудачный. Отдельной строкой документ советует гетману не гневаться и не мстить, если кто-то критикует его в делах государственных.

Поиск союзников

Карл XII как покровитель Войска Запорожского одобрил «Пакты и Конституции». Он даже издал специальный ассекурационный диплом (письменное обязательство), которым взял Украину под свой протекторат, обещая не складывать оружия до полного освобождения страны. В 1711 году казаки Филиппа Орлика под командованием кошевого атамана Костя Гордиенко вместе с татарскими войсками совершили поход на Правобережную Украину, заняли Белую Церковь и дошли до Фастова. Но затем татары отказались поддерживать запорожцев, и украинским войскам пришлось отступить в Бендеры.

В 1713 году турецкие власти попытались арестовать Карла XII, и он вернулся в Швецию. Туда же отправился Филипп Орлик. В 1714 году русский флот одержал победу у мыса Гангут, и королю стало не до Украины. В 1718-м он погиб в бою. А еще через три года Швеция заключила мир с Московией.

Филипп Орлик путешествовал по Европе в поисках других союзников Украины, но так и не нашел их. В 1722 году он вернулся в турецкие владения, где жил сначала в Салониках, а потом в Кишиневе, разрабатывая проекты антирусских коалиций. Умер гетман в 1742 году в Яссах.

«Пакты и Конституция» свидетельствуют о том, что внутриполитические проблемы украинского государства за последние триста лет мало изменились. Но этот же документ показывает, что побудительной причиной для реформ стало поражение под Полтавой. Только потеряв родину, гетманская старшина и запорожцы пошли на взаимные компромиссы. И это главное историческое значение первой украинской конституции: она прямо свидетельствует, что договариваться и проводить реформы лучше до того, как стимулом для них станет катастрофа.

Дмитро Шурхало, Андрей Кислов, WEEKLY.ua

You may also like...