Бой с тенью
Борьба с коррупцией в Украине превратилась в средство достижения политических целей и оружие против конкурентов. Причем коррепция выживает при любой власти. Почему? Да потому, что она наиболее распространена среди тех, кто обязан с нею бороться: среди депутатов Верховной Рады, чиновников в Кабмине и Администрации президента, а также в местных советах, судах и правоохранительных органах. Иными словами, она процветает, потому что выгодна политикам.
Охота на ведьм
В отличие от Виктора Ющенко, который был человеком слова, Виктор Янукович оказался человеком дела. Майданное «Бандитам – тюрьмы!» не только благополучно проигнорировали. «Бандиты» получили из рук Виктора Андреевича государственные награды, ордена и медали. А вот Виктор Федорович не стал повторять ошибок предшественника и взял быка за рога — нынешняя власть безо всяких лозунгов сажает прежнюю.
Особенно достается команде Юлии Тимошенко. Бывший глава Гостаможни Анатолий Макаренко, экс-замглавы «Нафтогаза» Игорь Диденко, экс-глава отдела энергетической таможни Гостаможслужбы Тарас Шепитько и бывший и.о. минобороны Валерий Иващенко «отдыхают» на нарах. Первая тройка связана с делом о «растаможке» газа «РосУкрЭнерго». По этому же делу арестована и бывшая замглавбух НАК «Нафтогаз» Марина Кушнир.
Иващенко инкриминируют незаконное разрешение на продажу имущества госпредприятия Минобороны «Феодосийский судомеханический завод». В результате его действий стране нанесен ущерб на сумму свыше 17 млн грн.
Также арестована экс-первая замглавы Госказначейства Татьяна Грицун. По данным следствия, она давала указания не перечислять 800 млн грн залога участникам приватизации Одесского припортового завода. Чиновница препятствовала возвращению средств вопреки платежному поручению Фонда госимущества. Дело возбуждено и в отношении первого замглавы Госказначейства Александра Даневича. В бегах экс-председатель этого ведомства Татьяна Слюз.
За хищение имущества в особо крупных размерах арестован экс-замглавы Госрезерва Николай Синьковский. По словам главы СБУ Валерия Хорошковского, после ревизии в Госрезерве выявили разворовывание фондов Госрезерва на сумму почти 7 млрд грн. На Синьковском «висит» исчезновение материальных ценностей на сумму свыше 530 млн грн.
Против экс-начальника Евпаторийского морского торгового порта Александра Котельникова в марте возбудили два уголовных дела: злоупотребление властью и нарушение порядка занятий хозяйственной деятельностью. На президентских выборах Котельников был доверенным лицом Тимошенко.
Еще одно уголовное дело ГПУ отрабатывает против бывшего замминистра юстиции, главы входящей в БЮТ Украинской социал-демократической партии Евгения Корнийчука. Подняли дело 2009 г., ему инкриминируют превышение полномочий в сфере вопросов, связанных с НАК «Нафтогаз», и представлением ее интересов в иностранных судах.
«Дело шьют» в отношении бывшего замминистра транспорта в правительстве Тимошенко — главы Госавиаадминистрации Александра Давыдова. К слову, в 90-х годах он был пилотом Тимошенко. С 1996 по 2000 гг. Давыдов был гендиректором компании «ЕЭС-Авиа», которую создала ЕЭСУ.
Бывшего министра экономики Богдана Данилишина разыскивает Интерпол. Его обвиняют в причинении государству убытков на 4,5 млн грн. Кроме того, Данилишина подозревают в незаконной закупке топлива для армии в 2008— 2009 гг., что увеличивает убытки еще на 14 млн грн.
По словам депутата от БЮТ Владимира Бондаренко, дамоклов меч навис и над экс-министром труда и соцполитики Людмилой Денисовой. По слухам, она уже выехала из Украины.
И, наконец, жертвой может пасть правая рука Тимошенко, бывший первый вице-премьер Александр Турчинов. Его могут привлечь за попытку продать через Госрезерв большое количество газа по заниженной цене. В 2009 г. он якобы одобрил схему, по которой газ продавался по 500 грн за тыс куб. м. По словам Турчинова, «преступное решение относительно реализации газа, который находился в Госрезерве, было принято Кабинетом министров Украины, который возглавлял Янукович. Так, 27.07.2007 решением №974/7 «О внесении изменений в номенклатуру» газ был разбронирован и выведен из номенклатуры Госрезерва. Целью этого решения была реализация газа для бизнес-структур из окружения Януковича».
Не съесть – так понадкусывать
В том, что прежнее руководство что-то превышало, чем-то злоупотребляло и что-то не так использовало, сомнений нет. Ибо трудно представить чиновников, которые не занимались бы вышеперечисленным. Однако с трудом верится, что аресты бывших руководителей лишены подоплеки.
К тому же, уровень поддержки нынешней власти стремительно падает, оппозиции – постепенно поднимается. А на носу – местные выборы. На рейтингах руководства страны сказываются непопулярные решения, принятые в угоду МВФ. Власти ничего не остается, как прессинговать оппозицию. Причем достается не только людям Тимошенко. «На всякий пожарный» куснули Ющенко. Недавно ГлавКРУ выявило 18,1 млн грн финансовых нарушений в деятельности его излюбленного «Мистецького арсенала».
83% граждан уверены, что коррупция в Украине очень распространена
87% населения считают борьбу с коррупцией одной из главных задач власти
Впрочем, до ареста Тимошенко и Ющенко вряд ли дойдет. По словам политэксперта Тараса Березовца, «со стороны Евросоюза Януковичу дали несколько неформальных сигналов не трогать оппозицию. Там ясно дали понять: аресты и преследования членов оппозиции приведут к замораживанию отношений с Европой». Поэтому власть решила: если съесть оппозицию не удается, ее желательно хорошенько покусать. Все показушные аресты делаются с целью дискредитировать Тимошенко и ее окружение накануне местных выборов. Кроме того, давление осуществляется с целью дальнейшего «расплыва» фракции БЮТ — команде Януковича нужно набрать конституционное большинство в 300 голосов.
С другой стороны, для консолидации оппозиции лучше ситуации не придумаешь. Для избирателей Тимошенко давление на нее может подействовать с точностью до наоборот.
Между тем регионалы уверяют, что репрессий в стране нет. «Оппозиция кричит о политических репрессиях. Какие репрессии? Никаких репрессий нет. Просто у нас такой подход, — заявил заместитель лидера фракции Партии регионов Михаил Чечетов. — Ничего страшного… В 1937— 1938 гг. более 40 тыс человек репрессировали. И что? Это даже не сравнить!»
Но получается, что Чечетов таки сравнил…
Рыло в пушку
Кстати, по его же словам, если ПР станет нарушать закон, то и против ее членов откроют дела. «Мы каленым железом будем выжигать коррупцию, злоупотребления, независимо от того, кто во власти, а кто – в оппозиции», — подчеркнул он.
Интересное заявление, если учесть, что ПР, несмотря на ее антикоррупционную риторику, никогда особо не интересовалась борьбой с коррупцией. Например, в своей предвыборной кампании 2007 г. регионалы практически не уделили ей внимание. ПР представила свою антикоррупционную программу только после того, как Ющенко раскритиковал Януковича, что ПР — единственная из трех крупных партий игнорирует проблему.
В ответ ПР представила программу, реминисценцию предыдущей – довольно виртуального плана борьбы с коррупцией, принятого еще при Кучме. Да и вообще украинцы низко оценили борьбу с коррупцией Кабмина Януковича образца 2006— 2007 гг. Неужели теперь регионалы исправились? Вряд ли.
Согласно рейтингу Transparency International, обнародованному в конце 2009г., Украина заняла 146-е место по уровню коррумпированности среди 180 стран мира (чем ниже место, тем выше уровень коррупции). На одном уровне с Украиной находятся Россия, Кения, Зимбабве, Эквадор, Камерун и Сьерра-Леоне.
В первые дни президентства в числе первых указов Янукович создал Национальный антикоррупционный комитет. Тогда же он назвал борьбу с коррупцией наиболее значимой задачей. А несколькими днями позже с подачи президента провластная коалиция дружно проголосовала за отсрочку пакета антикоррупционных законов. Теперь документы, принятые еще в июне 2009 г., вступят в силу только с 1 января 2011 года. И то не факт.
Глава профильного комитета ВР Игорь Калетник предположил, что весь пакет могут вообще отменить. Регионалы говорят, что законы-де недоработаны. Между тем Совет Европы дал им положительную оценку. Зачем же регионалам отменять антикорруционные меры? Ответ лежит на поверхности.
К примеру, упомянутого замглавы Госкомрезерва Синьковского поставил на должность Янукович, когда был премьером. В правительстве Азарова сейчас массово трудоустраивают людей — бывших сотрудников и консультантов Тендерной палаты, которая была фигурантом коррупционных скандалов. На данное время посты получили по меньшей мере семь человек, ранее связанных с ТП.
Еще примеры. Парламент создал временную следственную комиссию по проверке деятельности министра здравоохранения Зиновия Митника. Ему вменяют неэффективное использование государственных средств. Митника считают креатурой Азарова. Глава СБУ – гривневый миллиардер Валерий Хорошковский, лоббирующий интересы другого олигарха – Дмитрия Фирташа…
А сколько фактов коррупции было выявлено у членов ПР на местах, не сосчитать! Правда, регионалы порой сажают и своих, но связано это зачастую с конфликтом интересов или просто – чтоб чужие боялись. Последний забавный эпизод. Недавно Днепропетровская облорганизация ПР распространила пресс-релиз, где речь шла о злоупотреблении полномочиями и недобросовестном использовании бюджетных средств городской властью.
Трагикомедия заключается в том, что предводитель коррумпированной шайки, мэр Днепропетровска Иван Куличенко, только в августе вступил в ряды ПР. «Теперь власть в регионе – по-настоящему монолитная команда. ПР поддержит Ивана Куличенко — именно его кандидатуру партийцы выдвинут на пост городского головы Днепропетровска», — не так давно заявлял тамошний губернатор и лидер облорганизации ПР Александр Вилкул…
Вот и получается, что с коррупцией в Украине борется… сама коррупция. Чего ожидать от такой «борьбы», догадаться нетрудно…
Обвинения в коррупции как политическое оружие:
♦ Дело Звягильского. Будучи первым замом премьера в Кабмине Кучмы, партноменклатурщик Звягильский был в числе организаторов шахтерских забастовок в 1993 г. «Бунты» способствовали отставке Кабмина, а сам Ефим Леонидович, протежируемый президентом Кравчуком, стал и.о. премьера. Неудивительно, что на внеочередных выборах президента в 1994 г. Кучма обрушил критику на Звягильского. Его обвинили в финансовых спекуляциях с продажей из госрезерва авиатоплива греческой фирме «Уквар Петролеум», в результате которых государство не досчиталось $5 млн, а также в причастности к злоупотреблениям должностных лиц «Дамиан-банка». ВР дала согласие на привлечение Звягильского к уголовной ответственности. Однако тот сбежал в Израиль, оставаясь при этом полноправным членом украинского парламента. Вернулся Звягильский лишь в 1997 г., а в 1998-м снова прошел в парламент. С тех пор Ефима Леонидовича как выходца из Донбасса горячо поддерживает Партия регионов. Кстати, после выборов в 2002 г. ПР вошла в прокучмовское большинство. Будучи членом коалиции, Звягильский рьяно поддерживал бывшего политического противника. А в 2003 г. он даже получил от Данилыча звание Героя Украины. Ныне Звягильский уютно чувствует себя в кресле нардепа (в шестой раз!) и принимает активное участие в управлении страной.
♦ Дело Лазаренко. Transparency International в 2004 г. опубликовала список десяти наиболее коррумпированных политиков последних двадцати лет. Лазаренко с незаконно присвоенными средствами в сумме от $114 до 200 млн занял 8-ю позицию. После отставки в 1997 г. с поста премьера Лазаренко возглавил партию «Громада» на парламентских выборах 1998 г., построив кампанию на антипрезидентской риторике. Кучма обиделся на земляка, и Лазаренко обвинили в коррупции и прочих грехах. ВР лишила Павла Ивановича депутатской неприкосновенности, и тот сбежал за границу. Второй виток по делу Лазаренко раскручивали перед выборами 2006 г., распространяя слухи о его возвращении в Украину. Одиозную фигуру Лазаренко использовали против Тимошенко ее оппоненты, поминая их прежнее сотрудничество.
♦ Дело Ткаченко. В 1993 г. предприятие «Земля и люди», возглавляемое бывшим министром сельского хозяйства и будущим спикером Александром Ткаченко, получило кредит под госгарантии на сумму $70 млн на закупку американских кукурузных семян. Семена закупили частично, кооператив не погасил кредит, и за него пришлось отдуваться государству, которое потратило около $53 млн. Следствие результатов не дало, дело закрыли. Однако в начале 2000 г. уголовное дело возобновили, когда Кучма активно пытался «подмять» под себя парламент и нейтрализовать левый лагерь. В результате — переформатирование парламентского большинства, спикериада, отставка Ткаченко. Политические амбиции Ткаченко были невелики, поэтому дело не получило большого резонанса, и ему не пришлось покидать Украину. Нынче Александр Николаевич трудится на благо государства в рядах фракции КПУ.
♦ Дело Тимошенко. Интерес к небезгрешному бизнес-прошлому Тимошенко заострялся, когда она публично выступала против Кучмы. Стандартный набор обвинений в адрес Тимошенко: контрабанда, дача взяток, присвоение средств в особо крупных размерах, злоупотребление служебным положением, подделка документов, уклонение от уплаты налогов. Уголовные дела против нее открывали четыре раза. Политический подтекст был слишком очевиден. Поэтому для усиления эффекта навешивания ярлыков был привлечен внешний актер в лице прокуратуры России, которая в 2004 г. выдала санкцию на арест Тимошенко за дачу взяток высокопоставленным лицам Минобороны РФ. На данный момент все уголовные дела против Тимошенко закрыты. Но, несомненно, компроматы время от времени будут подниматься на поверхность политическими оппонентами.
♦ Дело «кучмистов». После Оранжевой революции государственные служащие, приближенные к Кучме, были вынуждены бежать из Украины. Напуганные громким лозунгом Ющенко «Бандитам – тюрьмы!» (оказавшимся лишь громким лозунгом), они разбежались кто куда. Сбежали губернатор Киевщины Засуха, губернатор Сумщины Щербань, глава Госуправления делами Бакай, мэр Одессы Боделан, министр внутренних дел Билоконь, а министр транспорта Кирпа и экс-министр внутренних дел Кравченко застрелились (по официальной версии). Всех упомянутых чиновников «оранжевая» команда не без причины обвиняла в коррупционных действиях. Однако никто не арестован и поныне. В условиях антикоррупционной чистки с политическим подтекстом много депутатов ВР, которые привыкли быть у властного корыта, начали массово переходить во фракции, более близкие к новой власти. Так, например, БЮТ довольно быстро увеличился вдвое.
♦ Дело «любих друзів». Скандально известная пресс-конференция экс-главы Секретариата президента Александра Зинченко 5 сентября 2005 г. стала апогеем противостояния в «оранжевом» лагере. Зинченко обвинил в коррупции и взяточничестве тогдашнего секретаря СНБО Петра Порошенко, помощника президента Александра Третьякова и председателя фракции НСНУ в парламенте Николая Мартыненко. ГПУ возбудила уголовные дела, правда, не против конкретных лиц, а по фактам противоправных действий. В распри была втянута премьер Тимошенко, которая постоянно критиковала окружение президента за вмешательство в работу правительства. В результате своих должностей лишились все фигуранты скандала, невзирая на отсутствие доказательств коррупционных деяний. При помощи обвинений в коррупции удалось окончательно оформить распад и реструктуризацию «оранжевой» команды.
♦ Дело земельной коррупции. Поводом для роспуска Киевсовета и переизбрания мэра Киева в 2008 г. стало незаконное выделение около 600 земельных участков в Киеве. «Все понимают, что Черновецкий — это коррупция», — говорила тогда Тимошенко и добилась внеочередных выборов в столице. Сейчас похожую схему используют регионалы, привлекая к ответственности людей из «молодой команды» Черновецкого и ставя на их должности своих людей.
(Печатается с сокращениями)
Автор: Максим Вознюк, «Новая»
Tweet