Основания для ареста счетов налогоплательщиков налоговой службой
Налоговый кодекс прописывает основания для наложения налоговой службой ареста на счета плательщиков, однако в нем отсутствуют положения, которые давали бы право налоговой такой арест снять. Кандидат юридических наук, доцент Даниил Гетманцев советует налогоплательщикам не расслабляться, прочитав, что арест счетов осуществляется на основании решения суда.
Акт — основание для ареста
Пункт 89.4 ст. 89 Налогового кодекса Украины дает право налоговой службе обращаться в суд по вопросу остановки расходных операций на расчетных счетах плательщика, если налогоплательщик не допускает налогового управляющего для описания его имущества в налоговый залог и/или не предоставляет необходимые для этого документы.
Отметим, что сам факт недопуска налогового управляющего плательщиком не может являться основанием для ограничения операций на его счетах, равно как и для запрета на отчуждение его имущества, если описание имущества все-таки было проведено, несмотря на недопуск арбитражного управляющего в порядке, предусмотренном п. 89.3 ст. 89 в присутствии понятых.
Отметим, что основанием для ареста счетов в этом случае, согласно ст. 91 НК, является составленный в соответствии с требованиями закона акт налогового управляющего о препятствовании ему в исполнении полномочий со стороны плательщика. Максимальный срок применения ареста счета в данном случае — два месяца. Арест может быть снят раньше по решению налогового управляющего или суда.
К слову также отметим, что само по себе описание имущества плательщика скорее защищает права последнего в налоговых отношениях, внося в них определенность в отношении того имущества, которое состоит в налоговом залоге. Ведь, согласно п. 89.1 ст. 89, право налогового залога возникает как раз не на основании описания имущества, а просто в силу закона. Поэтому можно говорить о заинтересованности плательщика в описании залогового имущества.
В жилье можно не пускать
Пункт 20.1.15 НК предусматривает право налоговой службы обращаться в суд для остановки расходных операций на счетах плательщика в случае, если плательщик налогов не допускает должностные лица органов государственной налоговой службы к осмотру территорий и помещений, которые используются для осуществления хозяйственной деятельности и/или являются объектами налогообложения, или используются для получения доходов (прибыли), или связаны с другими объектами налогообложения, и/или могут быть источником погашения налогового долга.
В данной случае речь идет не о недопуске к проверке, а именно о недопуске к осмотру помещений, который проводится только в рамках налоговой проверки (документальной выездной либо фактической). Таким образом, должностные органы налоговой службы не имеют права требовать допуска в помещения и на территории плательщика без надлежаще оформленной документации на проверку (ст. 81 НК).
Налоговые органы не имеют также права доступа в жилые помещения (жилье) согласно п. 20.1.11 и п. 16.1.13 НК Украины. Напомним, что, согласно ст. 379 Гражданского кодекса, жильем является жилой дом, квартира, другое помещение, назначенные и пригодные для проживания в них.
Понятия жилого дома, квартиры определены в статьях. 380, 382 ГК Украины. Очевиден вывод о том, что если жилье используется для хозяйственной либо предпринимательской деятельности, то в этом случае налоговые органы могут быть в него не допущены обоснованно.
Полномочия на снятие ареста отсутствуют
Плательщикам очень важно помнить, что, в отличие от других оснований остановки операций на счетах, в кодексе не прописаны условия возобновления этих операций. Даже при последующем выполнении плательщиком требований налоговой службы его счета будут находиться под арестом, ведь у налоговой отсутствует полномочие как на снятие ареста, так и на обращение в суд с заявлением о таком снятии. П. 91.4 ст. 91, регулирующий порядок снятия арестов и устанавливающий ограничение времени ареста счетов, распространяется исключительно на случаи, когда плательщик имеет налоговый долг и ему назначен налоговый управляющий. Очевидная недоработка НК будет иметь крайне серьезные последствия для плательщиков, подвергнутых таким наказаниям.
Арест через суд
Согласно п. 91.4 ст. 91 и п. 20.1.16 ст.20 НК Украины, орган государственной налоговой службы имеет право обратиться в суд по вопросу остановки расходных операций на счетах плательщика в случае, если плательщик налогов препятствует исполнению налоговым управляющим своих полномочий (в т.ч. не выполняет его законные требования).
Отметим, что основанием для ареста счетов в этом случае является составленный в соответствии с требованиями закона акт налогового управляющего о препятствовании ему в исполнении полномочий со стороны плательщика. Максимальный срок применения ареста счета в данном случае — два месяца. Арест может быть снят раньше по решению налогового управляющего или суда.
Напомним, что налоговый управляющий назначается плательщику только тогда, когда у него возникает налоговый долг, а его имущество переходит в налоговый залог.
Согласно п. 20.1.17 ст. 20 и п. 94.6 ст. 94 НК Украины, налоговая служба имеет право обращаться в суд для ареста средств на счетах и других ценностей плательщика, находящихся в банке, в случае отсутствия у налогоплательщика-должника имущества, или если стоимость этого имущества меньше суммы налогового долга, или оно не может быть источником погашения налогового долга.
Арест может быть снят только на основании решения суда.
Обжаловать можно, но исполнение не остановить
Комментируя нормы, регулирующие арест счетов плательщика в целом, отметим, что плательщик не ограничивается в праве открывать новые счета, однако все счета плательщика становятся на учет в органах налоговой службы (ст.69 НК). До их постановки на учет те же расходные операции со счетов не осуществляются. При этом налоговая может отказать плательщику во взятии на учет счета по основаниям, пока не известным (устанавливаются налоговой) — п. 69.5 ст. 69 НК.
Отметим также, что плательщика не должно расслаблять то обстоятельство, что арест счетов осуществляется на основании решения суда. Ведь Кодексом административного судопроизводства Украины (ст. 183-3) предусмотрена специальная упрощенная процедура рассмотрения обращений налоговой службы, которая может происходить без плательщика (хотя и с обязательным его уведомлением).
Срок на рассмотрение обращения налоговой службы — три дня. Определение суда может быть обжаловано, что, однако, не останавливает его исполнения.
Автор: Даниил Гетманцев, «Зеркало недели. Украина»
Tweet