МММ по-киевски? Власть имущие намерены обойти и Конституцию, и УК
Взяточничество в медицине могут вывести из «тени» на официальный уровень. Столь неожиданный вывод напрашивается после того, как в Киеве и других регионах решили поднять качество медуслуг путем создания муниципальной больничной кассы (МБК). А как же наше право на бесплатное лечение, гарантированное Конституцией и контролируемое Уголовным кодексом?
Благодетели за чужой счет
Похоже, власть имущие намерены обойти и Конституцию, и УК. Как удалось выяснить корреспонденту «СН», МБК зарегистрирована столичным управлением юстиции согласно… закону «О благотворительности и благотворительных организациях» (свидетельство о регистрации №257-2010 от 03.12.2010 г.).
С новоиспеченной «лечебницей» можно познакомиться на интернет-сайте «Муниципальная больничная касса города Киева». Там сказано, что МБК «является общественной негосударственной членской благотворительной организацией, которая объединяет физических и юридических лиц на добровольной основе и общности интересов…»
Причем это, оказывается, не лишает ее права «на получение государственной поддержки». То есть, хотим мы того или нет, а оплачивать ее содержание все равно придется. Ведь госбюджетные средства будут поступать и за счет уплаты наших налогов.
Дальше — больше. Чтобы стать членом МБК, нужно заполнить регистрационный бланк заявления (указанный на том же сайте) и согласиться на три вида оплаты: платеж №1 — 10 гривен (вступительный взнос), платеж №2 — 30 гривен (ежемесячный) и платеж №3 — 40 гривен (семейный — родитель доплачивает 10 гривен за ребенка).
Чтобы финансовый процесс закрутился как можно быстрее, руководство МБК на своем сайте любезно предоставило адреса и телефоны всех банковских филиалов «Киевской Руси». Почему именно этому банку выпала честь «крутить» будущие муниципальные деньги и получать за это комиссионные? Увы, на сей вопрос исполнительный директор МБК Владимир Долота четкого ответа так и не дал: дескать, «с чего-то надо начинать…»
Прежде чем поверить г-ну Долоте на слово, обратимся к математике. Итак, если указанные виды платежей умножить на взрослое население Киева (порядка двух миллионов человек), то ежегодный оборот больничной структуры составит около миллиарда гривен. Кто и как должен контролировать эти деньги? Оказывается, о таких «мелочах жизни» на сайте МБК ни слова.
Зато там есть более нужное сообщение: «Число членов муниципальной больничной кассы стремительно растет». Как выяснилось, ряды членов МБК пополнились за счет коллектива «городской клинической больницы №1 города Киева» (о чем сообщил ее главврач И. Чермак). Получается, что «муниципалов» пока поддерживают лишь их «братья» и «сестры» в белых халатах.
Что касается одобрения со стороны столичной общественности, то этого, увы, не наблюдается. Скорее, наоборот: руководство МБК рискует оказаться под стрелами массового недоверия. А все из-за финансовых вопросов: где гарантии того, что взносы членов МБК будут использованы по назначению и помогут решить их проблемы со здоровьем?
Как и следовало ожидать, в числе первых публично поразмышлять на эту тему уже пытаются представители «сердечного» лагеря. Такой вывод напрашивается в связи с громким заявлением лидера фракции БЮТ в Киевсовете Татьяны Мелиховой: «Киевляне с недоверием отнеслись к очередной идее столичных чиновников и не спешат пользоваться услугами больничной кассы. Власть решила добровольно-принудительно обеспечить заинтересованность «реформой медицины» самих медиков, учителей, коммунальщиков и других зависимых работников».
А посему киевские бютовцы выступили за то, чтобы заслушать объяснение чиновников столичной госадминистрации в ходе заседания на Крещатике, 36. Смогут ли «люди Попова» доказать свою правоту? Пока же «радует» другое: с появлением больничных касс нам придется платить свои кровные дважды: и в виде налогов, и в виде взносов в МБК.
Два сорта… пациентов
По мнению бывшего главы Минздрава Николая Полищука, больничные кассы будут способствовать злоупотреблению со стороны врачей, необоснованно назначающих дорогостоящие лекарства. Это в итоге приведет к быстрому исчерпыванию денежных ресурсов МБК.
Вдобавок ко всему пациенты будут разделены на два сорта: на членов МБК и на всех остальных. К первым, естественно, должно быть более внимательное и предпочтительное отношение, чем к другим. Это уже дала понять глава столичного горздрава Раиса Моисеенко, заявившая: «В каждой больнице, где будут обслуживаться члены больничной кассы, будет находиться врач-эксперт, который будет осуществлять контроль за качеством предоставления медпомощи…» По сути, речь идет о введении некоего института надзирателей: по словам Моисеенко, они призваны «следить за эффективностью и целесообразностью назначенного врачом лечения…»
Интересно бы узнать: как это будет реализовываться на практике? Допустим, вы внесли нужную сумму и стали членом МБК. Придя в больницу, вы сначала вынуждены будете «передохнуть» в одной очереди (к лечащему врачу), а потом еще оббивать пороги врача-эксперта: он, по версии Моисеенко, обязан давать уже самое что ни есть правильное и окончательное заключение. Кому по душе такая бюрократическая возня в медкабинетах? Еще вопрос: что делать бедному больному, если лечащий врач окажется профессором, а эксперт (назначенный по указке «верхов» МБК) не будет иметь даже звания кандидата медицинских наук?
И, наконец, последнее: а как же теперь прикажете относиться к страховой медицине? Кстати, ее представители придерживаются иного мнения. Слово Александру Залетову — заместителю председателя совета Лиги страховых организаций Украины: «Сегодня добровольное медицинское страхование, которое осуществляют более 120 страховых компаний, имеет очень позитивные результаты деятельности…» Что касается идеи МБК, то здесь г-н Залетов очень категоричен: «Пока не будет принято законодательство, регулирующее деятельность больничных касс, их деятельность является очень опасной…»
Если обратить внимание на сам факт сбора средств через больничные кассы, то мы увидим, что это сторона не столько экономическая, сколько юридическая. Вписываются ли они в наше правовое поле? Увы, нет. Статья 49 Основного Закона и разъяснения Конституционного суда гарантируют безоплатность медпомощи во всех государственных и коммунальных лечебных учреждениях.
Можно, конечно, с пеной у рта доказывать, что регулярные взносы в кассу больницы не являются платой за лечение. Но как быть с пациентами, которые хотят получить помощь в медучреждении, где имеется больничная касса, но не могут или не желают вносить деньги?
Они в случае чего могут пожаловаться в прокуратуру. Уголовный кодекс об этом уже «позаботился»: достаточно открыть ст. 139 (неоказание помощи больному медработником) или ст. 184 (нарушение права на бесплатную медпомощь). В зависимости от конкретных обстоятельств могут быть предъявлены обвинения и по другим нарушениям: ст. 140 (ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медработником), ст. 354 (незаконное вознаграждение работника госучреждения), ст. 368 (получение взятки) и т. д.
Пора бы нашим чиновникам понять: наличие каких-либо решений на уровне медучреждения, местной власти и даже Минздрава на Уголовный кодекс вообще не влияет. Где же выход? Здесь возможно одно из двух: либо поменять нормы Конституции и УК, либо искать другие варианты в пределах правового поля. Третьего, увы, не дано.
И еще вопрос. А кто, собственно, будет проверять использование денег? Если на уровне государственных капиталовложений на это имеет право Контрольно-ревизионное управление, то в данной ситуации — кто? Одним словом, не напоминает ли вам вся эта затея очередное МММ-шоу?
Автор: Валентин Ковальский, Столичные новости
Tweet