Кладбищенский караул на могилах псковских десантников
Почему десантников хоронят тайно? А нежеланных свидетелей, особенно — журналистов, прогоняют с псковских кладбищ? Нападают, угрожают, запугивают? Могилы псковских десантников, погибших в Украине, стерегут их же бывшие сослуживцы, по версии следствия — из хулиганских побуждений.
Псковская полиция расследовала одно из происшествий с журналистами на кладбище, где похоронены несколько бойцов 76-й псковской дивизии ВДВ, погибших в августе на территории Украины. Следователи выяснили, что дежурили на погосте и нарушили закон, угрожая журналистам, военнослужащие дивизии в гражданской одежде. По остальным аналогичным эпизодам нападений на представителей СМИ правоохранительными органами решения еще не приняты.
Инцидент с сотрудниками ИА «Телеграф» Сергеем Ковальченко и Сергеем Зориным случился вечером 26 августа на деревенском кладбище в Выбутах (17 км от Пскова). Неизвестные отобрали у журналистов фотоаппарат и документы и угрожали им расправой.
О том, что именно на этом кладбище в Выбутах 25 августа тайно хоронили десантников 76-й дивизии ВДВ — Леонида Кичаткина (погиб 19.08.2014) и Александра Осипова (погиб 20.08.2014) писали много. Корреспонденты «Новой» и петербургской газеты «Фонтанка.ру» стали свидетелями того, как убитых провожали в последний путь. Спешно, тихо, скрытно, в отсутствие даже близких людей, а уж тем более — посторонних глаз. На окраине деревенского погоста три бойца под контролем майора закапывали гробы погибших товарищей.
Почему десантников хоронят тайно? А нежеланных свидетелей, особенно — журналистов, прогоняют с псковских кладбищ? Нападают, угрожают, запугивают? Причина — на поверхности: до сих пор и псковские командиры, и руководство ВДВ, и Минобороны скрывают, при каких обстоятельствах и какие потери понесла 76-я псковская дивизия ВДВ.
Командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов 22 августа в Пскове публично заявил: «В нашей десантно-штурмовой бригаде все живы и здоровы». А начальник управления пресс-службы и информации Минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков назвал «фальшивкой» сообщения украинских СМИ о «захвате на Украине российской БМД и гибели военнослужащих». Больше — ни от кого никаких комментариев.
Между тем о бое 19 августа возле села Георгиевка в Лутугинском районе Луганской области еще три недели назад сообщил украинский телеканал «Интер». Военный корреспондент Роман Бочкала описал случившееся и выложил в Сеть несколько фотографий.
— В ночь на 20 августа, после боя, мои знакомые из 24-й бригады Львовской области переслали мне эти фотографии, — уточнил «Новой» Бочкала. — По их словам, там, возле села Георгиевка, довольно серьезный замес произошел. Участвовало спецподразделение министерства внутренних дел Украины «Шторм». Много погибло с обеих сторон.
Позднее появились и другие свидетельства того, что военнослужащие 76-й дивизии ВДВ участвовали в боевых действиях на территории Украины, и среди них есть раненые и убитые.
Родственник Леонида Кичаткина Даниил Кичаткин рассказал «Новой»: «О его гибели нам ничего не объяснили. Просто сказали, что он погиб под Луганском при исполнении воинских обязанностей. Это всё, что нам известно».
29 августа псковский депутат и директор издания «Псковская губерния» Лев Шлосберг получил аудиозапись разговоров двух участников того самого боя под Луганском. Из них следует, что и погибших, и раненых бойцов 76-й дивизии ВДВ — десятки. За последние три недели груз 200 (даже по нашим подсчетам — не менее двенадцати, а мы явно знаем не обо всех) доставили в Великие Луки, Владимир, Тамбов, Псковскую, Ленинградскую, Воронежскую, Челябинскую области, Республику Коми…
Больше всего свежих могил — на псковских кладбищах. По мнению Шлосберга, тела погибших десантников в Псков привозят не сразу, а постепенно, по одному-два, чтобы не «взорвать» общественное мнение.
— Командование дивизии боится эффекта шестой роты, — считает депутат. — В марте 2000 года, в Чечне, из 90 военнослужащих 6-й роты погибли 84. Из них 30 — псковичи. Их привезли в Псков и хоронили всех сразу. На похороны вышел весь город. Это было страшно. Скорее всего, из этого сделали выводы, поэтому сейчас тела привозят маленькими партиями, через определенное время. И стараются все скрыть.
Попытками скрыть гибель бойцов на Украине Шлосберг объясняет и нападения на журналистов на псковских кладбищах. Вечером 26 августа, примерно в одно и то же время на погосте в Выбутах и на новом кладбище «Крестовское» на окраине Пскова произошли сразу два похожих инцидента.
Около 18 часов на кладбище «Крестовское» подверглись нападению корреспонденты «Новой», «Фонтанки.ру», телеканала «Дождь» и портала «Русская планета». Два парня, крепкого телосложения, в темных куртках с капюшонами, закрывающими лица, атаковали автомобиль, на котором приехали журналисты. Прокололи два колеса, повредили диски, преследовали машину. На ближайшей АЗС, где установлены камеры видеонаблюдения, отстали. А корреспонденты вызвали полицию и написали заявление по данному факту.
В это же время на деревенском погосте в Выбутах другие неизвестные молодые люди «встретили» сотрудников ИА «Телеграф» — Сергея Ковальченко и Сергея Зорина.
— На подъезде к кладбищу нас лихо обогнал Nissan Quashqai, — говорит Сергей Ковальченко. — Когда мы вышли из салона, обогнавшая нас машина уже заняла позицию возле могил десантников. Едва фотограф Сергей Зорин сделал несколько снимков, из «Нисана» вышли двое мужчин. На вид — до 30 лет, оба — крепкие, один выбрит налысо, сильно загорелый, с большой головой — весь в черном, второй с короткой стрижкой в синей толстовке Adidas и в кроссовках. Вели себя они далеко не дружелюбно. Потребовали наши документы. Потребовали отдать фотоаппарат. Мы отдали. На тихом сельском кладбище качать права было бы самоубийственным шагом. Парни начали звонить некоему Вячеславу Алексеевичу и просили его быстро приехать «с ребятами». Нам они объяснили, что «сейчас сюда приедут их «старшие», «мы все поедем в другое место и разберемся, зачем вы тут терлись у могил».
Но «старшие» не успели. Вызванный журналистами «Телеграфа» наряд полиции прибыл раньше. Ковальченко тоже подал заявление в правоохранительные органы.
Утром 27 августа на том же погосте в Выбутах неизвестные на джипе перегородили путь корреспонденту ИА Reuters Денису Пинчуку.
— Из джипа выскочили двое хорошо сложенных бритоголовых молодых людей в спортивной одежде, — вспоминает Пинчук. — Один из них потребовал: «Поворачивайте отсюда! Здесь запретная зона, и вы туда не пройдете. Убирайтесь, а то сейчас старшего вызовем и поедете с ним».
«Старшему» вновь не удалось опередить полицейских, к которым обратился корреспондент Reuters. В этой истории сейчас тоже разбирается псковское управление внутренних дел.
Между тем 15 сентября Сергею Ковальченко и Сергею Зорину пришел ответ из военного следственного отдела СК РФ по Псковскому гарнизону (именно туда из УВД передали материалы проверки по факту происшествия с сотрудниками ИА «Телеграф» — для принятия решения).
— Псковская полиция провела оперативные мероприятия на пятерку с плюсом, — сказал «Новой» Ковальченко. — В моем заявлении о преступлении не было указано, кто конкретно нас удерживал на кладбище в Выбутах. Оперативники выяснили, что они — военнослужащие ВЧ №07264 (одно из подразделений 76-й дивизии ВДВ. — Н.П.) Злобин С.И. и Кузьмин С.В. Кроме того, полицейские констатировали «совершение неправомерных действий, которые выразились в воспрепятствовании фотографированию похороненных накануне военнослужащих и удалении уже сделанных фотоснимков, то есть — в воспрепятствовании законной деятельности журналиста». Это — статья 144 УК РФ. Но дальше в дело вступили военные следователи, которые решили замять это дело, выдав все за «мелкое хулиганство».
В документе за подписью заместителя руководителя военного следственного отдела СК РФ по Псковскому гарнизону подполковника юстиции М.В. Андреева говорится:
«Изучением данных материалов проверки установлено, что в действиях Злобина С.И. и Кузьмина С.В. усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство»… За данные административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность… Привлечение к дисциплинарной ответственности Злобина С.И и Кузьмина С.В входит в компетенцию командования ВЧ №07264».
— То есть, по версии следствия, либо военнослужащие по своей инициативе гоняли журналистов на кладбище, либо их теперь должны наказывать те, кто их туда и послал, — рассуждает Ковальченко. — Напомню военным следователям, что Злобин и Кузьмин в процессе нашего совместного пребывания в Выбутах постоянно звонили кому-то, называли этого человека по имени и отчеству и обещали, что «приедут старшие» и разберутся с нами.
Решением военных следователей сотрудники ИА «Телеграф» остались недовольны и будут его обжаловать. Корреспондент Reuters еще никакого ответа из Пскова не получил. Не дождались его пока и журналисты «Фонтанки.ру», «Дождя», «Русской планеты» и «Новой»:
— По факту нападения на кладбище «Крестовском» сейчас еще проводится доследственная проверка, — сообщил «Новой» начальник отдела информации и общественных связей УВД по Псковской области подполковник Василий Малюта, — по закону она может продолжаться до 30 дней. Решение о возбуждении уголовного дела или отказе будет принято 25 сентября, по окончании проверки.
Автор: Нина Петлянова, соб. корр. по Северо-Западному федеральному округу, НОВАЯ ГАЗЕТА
Tweet