Россия взялась за дестабилизацию Центральной Азии
С началом военной операции России в Сирии кремлевские СМИ активно заговорили о том, что своим вмешательством в ближневосточный конфликт Россия защищает всю Центральную Азию от возможной активизации там боевиков ИГИЛ. На данный момент российские власти активно обсуждают тему возможного оказания военной и военно-технической помощи северному Афганистану в связи с последними военными успехами движения «Талибан», а также активизацией ИГИЛ в регионе – все под тем же предлогом защиты Центральной Азии.
Так, именно «укрепление границ и оперативная военная помощь на случай вооруженного прорыва границы из Афганистана» стали основными вопросами на очередном заседании министров оборонных ведомств государств-членов ОДКБ, прошедшем в Душанбе 4 июня текущего года.
При этом белорусский аналитик, директор минского Центра стратегических и внешнеполитических исследований Арсений Сивицкий уверен: активное муссирование Кремлем этой темы косвенно свидетельствует о подготовке Москвой сценария дестабилизации, направленного на поддержание конфликтной динамики между ключевыми государствами и силами региона.
«Общий фон региональной дестабилизации позволяет России точечно усиливать свое военно-политическое присутствие и влияние на центрально-азиатские государства, прежде всего входящие в ОДКБ, оформляя таким образом свою сферу влияния через «пояс нестабильности», – пояснил Сивицкий в комментарии для издания Крым.Реалии.
По его словам, в последнее время Москва принимала активные усилия для того, чтобы запугать элиты центральноазиатских государств возможной потерей власти в результате радикализации и усиления влияния исламистской оппозиции.
«По сути, нагнетанием таких страхов Кремль подталкивал их к жестким репрессивным мерам в отношение исламских сил, что, в конечном итоге, еще больше усилило социально-политическую напряженность на фоне экономического кризиса в регионе. Повестка дня недавнего Саммита глав государств СНГ в Казахстане является ярким подтверждением этому. События в Таджикистане, связанные с вооруженным восстанием мятежного генерала Абдухалима Назарзода, имеющего отношение к запрещенной незадолго до этого Партии исламского возрождения Таджикистана, демонстрируют относительную эффективность этой стратегии.
По сути, Таджикистан вновь оказался на грани гражданской войны. При этом Москва также активно взаимодействует и с исламистскими силами в регионе», – поясняет эксперт.
Как указывает белорусский исследователь, исходя из российской геостратегии, цели этой дестабилизации заключаются в ограничении влияния Китая и США в Центральной Азии, срыве стратегического партнерства и усилении противоречий между США и Китаем, США и Ираном, Пакистаном и Ираном и т. д. Еще одна цель Москвы – это формирование конфликтной динамики, которая обеспечила бы рост цен на энергоносители в краткосрочной и среднесрочной перспективе и превратила бы Россию в эксклюзивного поставщика энергоресурсов в регионе.
Та военная операция России, которую мы сегодня наблюдаем в Сирии, является репетицией возможных действий Кремля на фоне дестабилизации ситуации в Афганистане и Центральной Азии
Арсений Сивицкий
«В этом контексте та военная операция России, которую мы сегодня наблюдаем в Сирии, в каком-то плане является репетицией возможных действий Кремля на фоне дестабилизации ситуации в Афганистане и Центральной Азии», – убежден аналитик.
При развитии обстановки в регионе по данному сценарию Москва будет вести себя абсолютно таким же образом, как и в случае с сирийской операцией, считает эксперт. Кремль будет поддерживать контакты со всеми конфликтующими сторонами и силами как в самом регионе, так и за его пределами, оказывая влияние на конфликтную динамику в своих интересах, в том числе военными средствами.
«Важно также подчеркнуть, что, как и в случае с сирийской операцией, которая, по сути, перетянула внимание мирового сообщества с украинского на сирийский кризис, гипотетическая операция в центральноазиатском регионе также, скорее всего, будет призвана отвлечь внимание от возможных действий России на других направлениях. Это могут быть шаги, ориентированные на дестабилизацию ситуации как в восточноевропейских государствах (например, опять в Украине или уже в Беларуси), так и в Закавказье», – предположил Арсений Сивицкий.
Автор: Ксения Кириллова, Крым.Реалии
Tweet