Миллиардный передел: кто и как ворует киевскую землю
По оценкам общественного объединения «Голос громади Києва» депутаты промэрского большинства и их бизнес- и политические партнеры только за период с октября 2006-го по февраль 2007-го получили и разделили между собой более 142 гектара (22% выделенной киевской земли). О масштабах распределения (разворовывании – «УК») земли ясности нет: Киевсовет, ссылаясь на свое же решение, датированное ноябрем 2004-го, перестал информировать общественность о состоянии дел в этой сфере! «Ходят разговоры, что мы разбазариваем землю. Но мы не нарушаем закон! Мы выносим на сессию Киевсовета земельные дела, датированные апрелем-октябрем 2003 года! Люди потратили массу сил и денег, нельзя же отказать им, иначе они просто уйдут из Киева. Мы не можем не дать им землю», — вот так в беседе с журналистами «ВД» объяснил происходящее на столичном рынке земли Александр Луцкий, депутат Киевсовета от Блока Леонида Черновецкого, секретарь комиссии по вопросам земельных отношений.
«Система отведения земли в Киеве после прихода Леонида Черновецкого радикально изменилась. При Александре Омельченко (экс-мэре Киева) вопрос могли снять с голосования, если на сессии хоть один депутат выступил «против». Я не говорю, что тогда не было нарушений, но внешне процесс землеотвода выглядел демократично. Сейчас, если вопрос в кулуарах или в кабинетной тишине договорен, то никакие замечания, никакие доводы не сыграют никакой роли, — полагает Владимир Бондаренко, депутат Киевсовета (депутатская группа Виталия Кличко), руководитель секретариата общественного объединения «Голос громади Києва». — Раньше такого не было, чтобы один и тот же вопрос голосовался по три-пять раз, а сейчас Черновецкий даже спускается в зал, когда голосуется нужное для него решение (так было, к примеру, во время голосования вопроса о выделении 5 га земли по улице Старонаводницкой структурам, близким к нынешнему мэру)».
В целом, по оценкам общественного объединения «Голос громади Києва» депутаты промэрского большинства и их бизнес- и политические партнеры только за период с октября 2006-го по февраль 2007-го получили и разделили между собой более 142 га (22% выделенной киевской земли). О масштабах распределения земли с того периода ясности нет: Киевсовет, ссылаясь на свое же решение, датированное ноябрем 2004-го, перестал информировать общественность о состоянии дел в этой сфере. Информация на официальном сайте Киевсовета публикуется крайне редко и то выборочно. «Мы пытались добиться возможности увидеть решения по принятым на сессии земельным вопросам, но нам это не удалось. Максимум, к чему был доступ, — это проекты решений, а уже утвержденные на сессии земельные решения сейчас стали тайной за семью печатями, потому что по названию фирмы несложно вычислить, кто из депутатов Киевсовета за ней стоит», — говорит Виталий Черняховский, лидер общественного движения «Форум спасения Киева», депутат Деснянского райсовета Киева.
Фракционные бега
Комиссия по вопросам земельных отношений Киевсовета — одно из наиболее вожделенных мест для политиков от бизнеса. После прихода нового мэра, т.е. на момент формирования, из 15 членов этой комиссии треть составили члены Блока Леонида Черновецкого, но со временем представительский состав кардинально изменился. Попав в желанную комиссию, депутаты стали активно менять свои политические взгляды и переходить в промэрские группы и фракции.
«Люди переходят из одной фракции в другую ради того, чтобы получить несколько гектаров киевской земли, — говорит Владимир Бондаренко. — Я не знаю случая, чтобы земельный участок получил депутат из фракции, оппозиционной мэру».
«Особенно ценные места в земельной и архитектурной комиссиях, — говорит Виталий Черняховский. — Они самые многочисленные, и туда попали почти все застройщики».
«При старой власти отвод земли можно было получить либо благодаря большим связям, либо за большие деньги, без команды «сверху» ничего не делалось, — отвергает обвинения Алексей Омельяненко, депутат Киевсовета, член комиссии по вопросам земельных отношений Киевсовета, член ПР. — Мы полностью изменили систему подачи документов на рассмотрение земельной комиссии, чтобы все понимали, что никто «дерибаном» не занимается. Раньше в документах (на землеотвод — прим. «ВД») указывались только данные о размере участка, фирмы, претендующей на этот участок, фамилия заявителя. Сейчас — добавлены оценочная стоимость земли, имущество, его площадь, дата подачи заявки. Мы корректируем границы отвода земли в соответствии с наличием имущества, чтобы не получалось так, что 2 га отводятся под имущественный комплекс площадью, к примеру, 70 кв. м. Все участки, на которых нет имущества, направляем на аукцион». Однако представители «Голосу громади Києва» утверждают, что на 63% отданных в аренду и проданных земельных участках никакой недвижимости нет, т.е. они были попросту пустыми. Тем не менее, на аукцион они выставлены не были.
Кто больше?
Предписание продавать свободные участки с аукциона сделал еще предыдущий состав Киевсовета, желая вернуть доверие киевлян. Означенное решение вступило в силу с 1 марта 2006 г. Впрочем, старую команду это не спасло — Киевсовет существенно обновился во время выборов. Придя к власти, новая команда 28 сентября 2006 г. приостановила решение предшественников о продаже земли с аукционов. Общественности такое решение объяснили необходимостью рассмотреть земельные вопросы, оставленные без внимания предыдущей властью. Но уже 17 октября 2006-го эта схема смены собственности была задействована вновь. Вот только с тех пор до 26 сентября было проведено аж пять аукционов, на которых продали три(!) земельных участка. Последний аукцион состоялся 7 августа, на нем выставлялся участок площадью 0,25 га по ул. Луначарского (Днепровский район Киева) под строительство кафе и магазина. Стартовая цена лота составляла 2512 тыс. грн., и две компании, участвовавшие в аукционе, довели на торгах цену лишь до 2632 тыс. грн., перестав поднимать ее дальше. Участок продан не был, поскольку цена торгов оказалась ниже его экспертной оценки в 4,2 млн грн. Вот, собственно, такие примеры — веский аргумент, которым депутаты из большинства в Киевсовете объясняют, почему в столице проводится так мало земельных аукционов. «До конца года мы планировали продать с аукциона много земельных участков, но пока не покупают, — говорит Андрей Тарнопольский, заместитель начальника Главного управления земельных ресурсов КГГА. — Сильный отпечаток накладывает политическая ситуация, нет обращений по тем площадкам, которые выставлены на сайте КГГА, никто даже не звонит».
«Аукционы не проводятся потому, что на аукцион Главкиевархитектура должна выдать расширенный вывод, который включает параметры будущего строения. А для этого у нас не готовы детальные планировки районов, — говорит Александр Луцкий. — Если мы не сделаем эти планы, а по требованию оппозиции начнем продавать землю исключительно через аукционы, то создадим в городе строительный коллапс: мы не сможем продавать землю, документацию по которой людям придется готовить годами». По его словам, минусы аукциона в том, что многие проблемные участки не могут быть к нему допущены, потому что, кроме заинтересованного инвестора, никто не станет решать проблемные вопросы. Оппозиция аргументы большинства принимать во внимание не хочет и настаивает на необходимости продажи участков с аукциона.
Впрочем, застройщикам, желающим обзавестись вожделенным участком, вовсе необязательно проходить через сложности аукционной продажи. «ВД» обнаружила несколько способов обхода этого предписания. Наиболее распространенный — прямая продажа. «Согласно решению Киевсовета, свободные от застройки земельные участки можно продать только через аукцион. Поэтому тем, кто затратил средства и подготовил документацию, мы даем землю на год в аренду, а потом арендатор имеет право первоочередной покупки без аукциона — это метод прямой продажи, по которому сейчас и продается большинство участков», — говорит Александр Луцкий.
Земельные фильтры
Стоит отметить, что при старой власти было три вида земельных участков, на которые не посягали: места общего пользования киевлян (зеленые зоны, острова, береговая полоса), историко-охранные зоны, резервные земельные участки (обочины дорог). Сейчас эти участки начали уходить в частные руки. За 2006 г. в зеленых зонах было выделено 19 участков общей площадью 195,4 га, в том числе 22,4 га — земли лесного фонда.
Один из механизмов — смена целевого назначения. По данной схеме активно раздают резервные земельные участки.
Члены депутатской группы «Громадський захисник» из промэрского большинства пролоббировали выделение 10 земельных участков, расположенных на обочинах дорог, — это инженерные коридоры, которые могли быть использованы для расширения дорог. Однако в беседе с журналистами «ВД» депутаты из «Громадського захисника» заверяли, что земля, согласно Земельному кодексу, отводится на срок до пяти лет и с запретом на строительство зданий с фундаментом.
«Земельные участки отдают с многочисленными нарушениями законодательства, — утверждает Владимир Бондаренко. — В 120 проектах решений разрешение Главного управления экономики и инвестиций КГГА датируется раньше, чем дата подачи самого проекта решения. Разница в сроках, к примеру, по участку на ул. Пуховской,1/16 — 67 дней».
Для смены целевого назначения участка, до вынесения на сессию вопроса о выделении земли, должно быть получено специальное решение о комплексном изменении Генплана. Но сейчас его заменили пунктом о внесении изменений в Генплан в самом решении. То есть сначала вопрос решается, а потом — вносятся изменения.
Есть и другая схема получения земельного участка в Киеве — через Центр градостроительства и архитектуры. Чтобы получить разрешение на отвод земли, заинтересованное лицо обращается в финуправление КГГА с вопросом а-ля «а не могли бы вы разработать проект коттеджного городка в Мариинском парке?» Там, скорее всего, просителю не откажут, назвав кругленькую сумму. Тот оплачивает услугу, и уже по заказу Управления архитектуры и градостроительства разрабатывается проект. Непосредственно его разработкой занимается хозрасчетная организация Центр градостроительства и архитектуры — проектная организация, которая подчинена Главному управлению архитектуры КГГА. Когда проект готов, финансовое управление обращается к другим управлениям с предложением утвердить проект, мотивируя это тем, что, мол, заказчик уже потратился, внеся кругленькую сумму за его разработку.
«Управление финансов нарочно пропускает через себя деньги застройщиков. На всех этапах во время разработки проектов деньги оседают в разных местах. Кроме того, получение денег становится аргументом для положительного решения», — поделился с «ВД» чиновник КГГА, пожелавший остаться неназванным.
Вообще в деле выделения земли в столице происходят странные вещи. Поговаривают, что в КГГА действует некая загадочная «рабочая группа господина Супруненко». (Александр Супруненко — родной брат зятя Леонида Черновецкого — прим. «ВД»). Так вот, кабинет этого человека якобы стал обязательным пунктом на пути документов из Управления земельных ресурсов к профильной комиссии Киевсовета. Причем официального статуса эта рабочая группа не имеет. Но один из предпринимателей, пожелавших получить землеотвод, рассказал «ВД» на условиях анонимности о том, что когда он в канцелярии Киевзема поинтересовался судьбой своих документов, то получил ответ, что их передали на рассмотрение рабочей группы, но никаких сроков, равно как и координат этой группы, не назвали.
«Мне говорили, что в кабинете Александра Супруненко, который официально возглавляет группу помощников Черновецкого, лежат до трехсот земельных дел, которые он рассматривает лично, — говорит Владимир Бондаренко. — Если документы прошли через кабинет Супруненко, то независимо от того, как будут голосовать депутаты Киевсовета, земельный вопрос будет решен положительно».
«Я никакого отношения к земельной комиссии не имею, я — член постоянной комиссии Киевсовета по вопросам собственности. Земельные вопросы не находятся в моей компетенции, — опроверг информацию Александр Супруненко, депутат Киевсовета (Блок Леонида Черновецкого). — Это, мягко говоря, дезинформация».
Серые лоббисты
По Земельному кодексу, желающий получить землеотвод обращается в Управление по вопросам землепользования и градостроительства с необходимым пакетом документов, где их рассматривают, готовят проект решения на сессию, после чего депутаты выносят окончательный вердикт. Однако получить землю, особенно в престижном месте, простому смертному без соответствующих связей и покровителей не представляется возможным. Тем, у кого нет лоббиста во власти, способного посодействовать в получении согласований в госорганах, свои услуги готовы предоставить посредники. Это увеличивает расходы, однако повышает шансы на успех. Работает целая группа «земельных жучков», теневых земельных маклеров, которые проталкивают решения, — «толкачи», «кушеры» — лоббисты своего рода. У них есть доступ к чиновникам, с которыми договариваются о получении землеотводов.
Причем некоторые компании создают для этого отдельную штатную единицу. К примеру, одна из компаний FMCG разместила в интернете объявление о вакансии координатора по земельным вопросам с госорганами. Требования к сотруднику: опыт получения земельных участков в долгосрочную аренду с правом застройки и выкупа, наработанные связи в органах власти по аренде, приватизации земельных участков. В его задачи входит привлечение земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности, для долгосрочной аренды с правом застройки и последующего получения прав собственности. Зарплату предлагают в размере $3 тыс.
«Почему застройщики так стремятся в депутаты? Потому, что тогда они избавляются от необходимости платить посредникам. Депутаты продавливают землеотводы друг другу по бартеру, а платят те, у кого нет «крыши». Нормальных же вопросов на сессии не рассматривают, только как землю отобрать, недвижимость подерибанить, — говорит Виталий Черняховский. — К примеру, Алексей Самохин, руководитель фракции Блока Леонида Черновецкого в Деснянском райсовете, получил на Предславинской, 39 участок размером 0,67 га. До этого он не получал землю, сейчас получает. А Омельченко, точнее, его сын и невестка, перестали получать землеотводы».
Дополнительные расходы у застройщика могут возникнуть и в случае, если по земельному участку начнутся судебные тяжбы.
«За судебное решение о выделении участка ООО «Регионинвест» мне предложили $500 тыс., — говорит Анатолий Шкурат, судья Хозяйственного суда г. Киева. — Как мне стало известно из конфиденциальных источников, эти деньги взял другой судья. Этот факт я описал в своем обращении к президенту, Кабмину, Верховной Раде, СБУ, МВД, Верховному Суду Украины и различным судебным инстанциям». Реакции означенных ведомств, насколько известно «ВД», пока не последовало.
Договор был заключен 22 сентября 2004 г. между Минобороны и ООО «Регионинвест». Судебные разбирательства начались по иску Генпрокурора Украины в интересах государства в лице ВР, Кабмина, Минобороны — о признании недействительным договора мены недвижимого военного имущества, а именно — нежилого помещения площадью 10 тыс. кв. м возле Киево-Печерской лавры по ул. Январского восстания, 38, 40 на жилье для военнослужащих, а конкретно — на два дома в г. Харькове. Когда Анатолий Шкурат отказался взять деньги и принимать решение в пользу «Регионинвеста», у него попытались изъять материалы дела, хотя производство по нему еще не было закончено. Несмотря на судебные тяжбы, депутаты Киевсовета 8 февраля этого года приняли на сессии решение о продаже земельного участка площадью 2,077 га по ул. Январского восстания 38, 40, т.е. под этим помещением. За 33,916 млн грн. землю купила компания «Регионинвест».
«Если судья отказывается принять решение в пользу организации, которую указывает руководство суда, то включаются рычаги влияния. Руководство суда принимает постановление о передаче дела другому судье. Мотивация, как правило, одна и та же — в связи с большой загруженностью судьи. Это происходит практически по каждому второму-третьему делу в Хозяйственном суде Киева, — говорит Анатолий Шкурат. — Или дело изымается и передается другому судье с формулировкой «во избежание затягивания рассмотрения дела». Хотя новый судья начинает рассмотрение дела заново и сроки еще больше увеличиваются».
Участники рынка говорят о том, что с приходом новой власти размер материального «поощрения» выделения нужного участка увеличился как минимум втрое. Скажем, если в 2003 г. за земельный участок под жилой дом на Троещине надо было заплатить взятками $1 млн, то сейчас ставка возросла до $3 млн. А решение вопроса по участку, расположенному в центре, оценивают в $5 млн и выше.
Однако для застройщиков даже столь высокие затраты окупаются с лихвой.
Судите сами, себестоимость возведения 1 кв. м, независимо от месторасположения, — около $400-500. С учетом того, что при продаже средняя цена 1 кв. м в Киеве составляет $2,7 тыс., чистая прибыль застройщика на одном метре составляет $2,3 тыс. Так что пока парадом правят большие деньги, а правила устанавливают люди, ими же заправляющие, киевлянам в деле защиты скверов и детских площадок придется рассчитывать исключительно на свои силы.
МНЕНИЕ
НАТАЛЬЯ НОВАК, депутат Киевсовета от Блока Виталия Кличко
— 1 октября на сессии Киевсовета прошла активная раздача земельных участков. Из вынесенных на сессию около 600 вопросов более 400 касались земли. В зале не было 61 депутата, необходимых для кворума, но многие голосовали по чужим карточкам, и вопросы в итоге принимались 65-ю голосами «за». В голосовании не принимали участия депутаты фракций БЮТ, Партии регионов и депутатской группы Кличко.
На сессии выделили 258 участков по 10 соток якобы студентам, но все понимают, что эти студенты получат только какие-то деньги в качестве компенсации за использование их паспортов. В Конча-Заспе выделили 30 участков по 10 соток, в Святошинском районе — 68 участков, раздали более 1000 га совхоза «Хотівський» различным кооперативам.
Депутаты голосовали по номеру в повестке дня, не зная, где именно расположен земельный участок. Хотя без проектов решений секретарь горсовета не должен вообще выносить вопрос на сессию, но в Киевсовете этого созыва такая практика, к сожалению, стало обычным делом.
МНЕНИЕ
АЛЕКСЕЙ ЕВЛАХ: «Я против политизации земельных вопросов»
Приобрести земельный участок в столице невозможно без одобрения членов постоянной комиссии по вопросам земельных отношений. О прозрачности процедуры получения землеотводов, о смене фаворитов земельного рынка и увеличении сумм «земельных» взяток «ВД» беседовала с председателем постоянной комиссии Киевского городского совета по вопросам земельных отношений Алексеем Евлахом.
– Рынок земли в столице — один из самых коррумпированных в стране. В чем причина?
— Как глава земельной комиссии я с самого начала поставил две приоритетные цели. Первая — стратегическая: разблокировать земельный рынок и ввести аукционы. У меня сегодня много претензий к тому, как они проходят, но главное — мы сделали этот шаг. Вторая цель — тактическая: изменение процедур подготовки и рассмотрения земельных вопросов. Я считаю, что должны быть установлены четкие сроки по рассмотрению заявок. Ведь сегодня заявитель не знает, на каком этапе рассмотрения находится его дело, и не понимает, где возникли проблемы.
Практически в течение двух лет рассмотрение земельных вопросов было заблокировано: сначала — в течение года накануне выборов, затем — шесть-семь месяцев после них. Накопилось более 5 тыс. вопросов, которые не рассматривались годами, что привело к необоснованному повышению цен на недвижимость. Выделенной для строительства нового жилья земли достаточно много. Для того, чтобы освоить ее, необходимо около семи-восьми лет. Но если мы прекратим рассмотрение дел, мы вновь взбудоражим земельный рынок. Останавливать строительство жилья нельзя, мы таким образом сыграем на руку спекулянтам. Если земли, выделенные под жилье, будут реализованы, цены на него в Киеве снизятся очень существенно, а это повлечет снижение цен и в регионах.
– Что нужно изменить в процедуре землеотвода?
— Говорить о том, что направо и налево раздается пустая земля в Киеве, — это, мягко говоря, некорректно. Фактически вся земля в Киеве имеет своих собственников.
Если проанализировать динамику рассмотрения земельных вопросов, сегодня около 80% из них — технологические, как то: изменение целевого назначения участков, корректировка их границ, смена собственника имущества и др. 15% дел касаются приватизации земли, выделения под строительство в частном секторе, а оставшаяся часть — это выделение новой земли по старым заявкам, дополнительный землеотвод к уже имеющимся участкам.
– Со сменой власти изменились и фавориты. Представители оппозиции говорят, что им получить земельный участок крайне сложно.
— Я четко уверен, что депутаты шли в Киевсовет не для того, чтобы получить землю, они шли, в первую очередь, работать. Если кто-то злоупотребляет своим положением и пытается свой депутатский значок конвертировать в землю, это неправильно, и мы должны знать об этих фактах. У меня такой информации нет.
– А у вас есть информация о том, какие земельные участки получили коммерческие структуры, к которым имеют отношение оппозиционные депутаты?
— Я не могу сказать, что оппозиционным депутатам сегодня «перекрыли кислород». Ко мне часто приходят с просьбой не просто рассмотреть, а положительно рассмотреть какой-либо вопрос. И когда такие обращения поступают, в первую очередь смотрю, чтобы просьба находилась в правовом поле и была адекватной.
Сегодня многие депутаты зависят от линии представляемой ими партии. Поэтому принятие решений на муниципальном уровне, к сожалению, необоснованно заполитизировано. Для себя же принял решение, что глава такой комиссии должен быть беспартийным. Эта должность, в определенном смысле, нарицательная и уязвимая, и я не хочу, чтобы эту уязвимость использовали оппоненты против политической силы, в которой я бы находился (в Киевсовет Алексей Евлах прошел по списку БЮТ, а ныне он — внефракционный, член депутатской группы «Демократический Киев»). Сегодня беспартийность позволяет мне абсолютно ровно выстроить отношения со всеми депутатами — как от оппозиции, так и от власти.
– Сейчас начали выделять под застройку земельные участки на обочинах дорог — инженерные коридоры, которые могли быть использованы для расширения проезжей части.
— Мы выделяли участки на аварийных склонах, которые «плывут». Был выбор: либо городу искать средства на строительство подпорной стены, либо предложить инвестору построить ее вместе с каким-либо сооружением. Естественно, инвестор будет настаивать на том, чтобы это сооружение было высотой в 30 этажей. Но это уже вопрос градостроительного совета, диалога инвестора и городской власти, чтобы это было и инвестору выгодно, и облик города не портило.
– Что вам известно о работе «жучков» — лоббистов, которые вопросы отвода земли помогают решать через чиновников?
— Наверное, в каждой структуре есть люди, которые пытаются решить вопросы, используя личные связи. Мы должны больше говорить не о «жучках», а об аферистах, которые ходят вокруг властных кабинетов и пытаются продать свое знакомство, представить его как реально действующее. И поэтому мы должны изменить процедуру, сделать ее более внятной и понятной на каждом этапе, чтобы было четко определено, когда и в какой кабинет поступили документы. Тогда надобность в такого рода людях автоматически отпадет.
Планируется создание «единого окна», но это — пока в планах. Я понимаю, что накликаю этим на себя шквал критики, в том числе и того контингента людей, о которых вы сказали. Но я абсолютно уверен, что надо менять процедуру рассмотрения земельных вопросов в Киевсовете, и я буду это делать. Хочу сказать, что в этом вопросе я нашел поддержку среди депутатского корпуса и, как ни парадоксально, независимо от партийной принадлежности депутатов.
– Участники рынка говорят, что за время работы новой команды размеры взяток возросли втрое. Чем это можно объяснить?
— Это разговоры тех, у кого в столе лежат документы на отведенные когда-то участки земли. Они сейчас стоят пустыми и не осваиваются. В принципе, это не преступление — отвел в свое время участок — и положил документы в ящик. Но когда не выделяется новая земля, растут цены на уже выделенную. Разговоры о взятках — это технология дестабилизации рынка. Мы должны говорить не о взятках, а о продукте, который пытаются реализовать. Вообще, если хотя бы 1% сказанного о взятках членам земельной комиссии соответствовал действительности, я был бы очень богатым человеком.
Наталья Ковалевская, Ольга Бурьян, Власть денег