Украина – Индия: Чернобыль на экспорт?
Индусы строчат жалобы в украинский МИД. Причина – государственное предприятие «Турбоатом» упорно игнорирует свои прямые обязательства по устранению крупной аварии на АЭС «Кайга», где «полетело» оборудование украинской сборки. Этой зимой Европа уже оценила все прелести «партнерства» с Украиной, игнорирующей выполнение взятых на себя обязательств. Теперь наша «унікальна країна» смело кажет кукиш Азии. Что пикантно – в «атомном вопросе».
То, о чем «УК» предупреждала, уже не за горами: явно межгосударственным скандалом увенчается нежелание государственого «Турбоатома» исполнять свои прямые договорные обязательства перед государством Индия. Где при помощи украинских подрядчиков была возведена атомная электростанция «Кайга», на которой, в том числе, установлено оборудование (турбины) производства «Турбоатома». Одна турбина еще в 2007 году (!) сломалась, АЭС остановили, индусы прислали рекламацию украинским партнерам, но…
…Индусам не повезло. О них просто… забыли. Вы не поверите: все запросы и гневные ноты индийской стороны наталкиваются на гробовое молчание как государственного «Турбоатома», так и государства Украина в целом. Очередное письмо индийская сторона направила украинским властям уже дипломатическим путем – через Посольство Украины в Индии:
Следующим шагом индийской стороны наверняка станет письмо аналогичного содержания, адресованное непосредственно украинскому МИДу. Еще можно написать письмо украинскому Президенту, безусловному гаранту всех государственных обязательств нашего Отечества как перед своими гражданами, так и перед международными организациями. Но явно логичнее будет, если индийская сторона сразу подаст в суд на государство Украина – явно сэкономит время и деньги; бесплодные ожидания реакции украинских властей запуск АЭС не ускорят.
Тем временем в Украине…
…Подумаешь, какие-то проблемы на индийской АЭС и какие-то там украинские «обязательства»! У «наших» «государственников» есть проблемы и поважнее.
Об этих – специфических – проблемах «Турбоатома» мы уже писали. Вкратце их можно охарактеризовать одним емким словом: ВОРУЮТ.
Индусы просто не в курсе: стратегически значимое для экономики и международного престижа страны предприятие, по злой иронии судьбы оказавшегося подрядчиком в Индии, стало «кормушкой» для «черного банкира» из Харькова г-на Субботина и Соцпартии А.Мороза.
Индо-украинский инцидент
Вот как развивался конфликт с «Кайгой». «26 августа 2007 года года на третьем блоке индийской АЭС «Кайга» произошла аварийная остановка, вызванная поломкой поставленной харьковским заводом «Турбоатом» турбины. Со дня аварии прошло три месяца, но топ-менеджмент «Турбоатома» не только не начал предусмотренные контрактом восстановительные работы, но даже не сформировал план устранения неполадок и введения турбогенератора в работу. Грянул скандал: в мировой практике «кидков» такого масштаба и в столь деликатной для международной ядерной безопасности сфере подобных прецендентов не было!.. Так называемый «индийский кризис», нанесший сокрушительный удар по украино-индийским межгосударственным отношениям, стал наиболее крупным и скандальным менеджерским провалом руководителя «Турбоатома» Виктора Субботина.
Примечательно, что несмотря на то, что «Турбоатом» был генеральным подрядчиком контракта, первые две недели после аварии Виктор Субботин вообще никак не реагировал на события в Индии. Затем глава «Турбоатом» стал обвинять в случившемся индийскую сторону – дескать, «недосмотрели!..», а спустя некоторое время – субподрядчика, харьковский завод «Электротяжмаш». Индийская компания потребовала от «Турбоатома» срочно прислать сотрудников и оборудование для проведения восстановительных работ на генераторе АЭС «Кайга», а также обратилась с жалобой в правительственные органы Индии. Убыток от простоя энергоблока составлял 400 тысяч долларов ежедневно.
Проблема быстро вышла за рамки отношений двух компаний и стала предметом обсуждения на межгосударственном уровне. Индийское посольство завалило украинское правительство и президентскую канцелярию обращениями, выдержанных в предельно жестких тонах.
В октябре 2007 года в Министерстве промышленной политики состоялось трехстороннее совещание между представителями министерства, индийского посольства и «Турбоатома». Примечательно, что гендиректор на это совещание не прибыл (!), прислав своего заместителя. На следующее – ноябрьское – совещание в Минпромполитики, проходившее уже без участия индийской стороны, г-н Субботин таки явился. Проводили совещание заместитель министра Константин Кучер и директор департамента общего машиностроения Виктор Козырев. Помимо высшего звена «Турбоатома», на нем присутствовали представители предприятий-подрядчиков завода в индийском контракте – «Электротяжмаша» и завода им. Шевченко.
Заслушав докладчиков, участники совещания признали непрофессиональные действия руководства «Турбоатома» основной причиной как самой аварии, так и дальнейшего невыполнения контрактных обязательств по устранению ее последствий. Как стало известно со слов главного конструктора «Электротяжмаша», гендиректор «Турбоатома» не обеспечил присутствие украинских технических специалистов на индийской АЭС и, более того, препятствовал выезду инженеров «Электротяжмаша» на место происшествия в первые дни после аварии.
Сам В.Субботин на совещании был немногословен, и только раз возразил директору «Электротяжмаша» Виталию Череднику, когда тот среди главных причин аварии назвал повышенную (более чем в три раза) вибрацию опорного подшипника ротора. По мнению главы «Турбоатома», вибрация подшипника была «вполне приемлемой» и не связана с аварией.
Участникам заседания, стаж работы в машиностроении многих из которых составляет десятки лет, столь «глубокий» технический анализ показался особенно забавным. Ведь до своего назначения в апреле 2007 года на должность гендиректора «Турбоатома» Виктор Субботин никогда не работал не только в машиностроении, но и на производстве вообще. До своего появления на «Турбоатоме» он возглавлял «Мегабанк»…
О том, какой шлейф грязи тянется за г-ном Субботиным, вчерашним первым секретарем Харьковского горкома комсомола, «УК» также писала. Желающие прочесть жизнеописание комсомольского вождя-банкира- турбиностроителя мы отсылаем к первой части публикации «Турбоатом рвут на части…». Во второй публикации – «…Копійчина» на выборы Президента», повествующей о разворовывании флагмана украинского атомного турбиностроения, мы рассказали о том, кому в государстве выгодно именно такое положение вещей.
А вот и свежие «сводки» с «фронтов» за «дерибан» госимущества. Цитируем: «ОАО «Турбоатом» без проведения тендерных процедур осуществлена оплата юридических и аудиторских услуг на сумму 6,7 млн.грн. и приобретены материалы и основные средства общей стоимостью 40,3 млн.грн. Материалы ревизии переданы в УСБУ в Харьковской области.» Это – строки из служебной информации Министерства экономики, адресованной Кабинету министров.
А вот и фрагмент самой справки:
Переведем информацию с казенного языка на понятный читателю: руководство «Турбоатома» истратило 47 миллионов гривен на закупки услуг и материалов безо всякого тендера. Это – скандал; госпредприятие, каким формально является «Турбоатом», обязано закупать все товары и услуги исключительно через процедуру тендера, на конкурсной основе. Тендером в Украине пренебрегают только в одном случае: когда «закупают» «товары» и «услуги» сугубо у «своих» коммерческих структур. Фактически это банальный «отмыв» государственных денег. И «умыкание» их «на карман».
Добавим: на такой смелый шаг, чреватый однозначно уголовным преследованием, смело идут те хозяйственники, которые безусловно уверены в своей безнаказанности: «крыша» прикроет! О том, что «крыша» директора «Турбоатома» Субботина – в Киеве на Банковой, «УК» уже тоже писала.
Итак: «Кайга» ждет реакции от «Турбоатома», а там тем временем занимаются уголовщиной. «Картина маслом…»
Так что индусам не стоит терять время понапрасну: не нужнот писать письма в Украину, где в политическое безвременье активно идет «распил бабла», и никому нет дела до проблем далекой АЭС «Кайга». Нужно сразу обращаться в международный арбитраж – тогда появится хоть какая-то перспектива взыскать с нашего шального государства или «копейку», или исполнение взятых на себя обязательств.
Подчеркнем: позиция, занятая руководством «Турбоатома» во время «индийского кризиса», уже весьма негативно отразилась на репутации харьковского завода и украинских подрядчиков в целом. Шансы украинского «Турбоатома» на победу в новых тендерах в Азии после инцидента на АЭС «Кайга» резко снизились. Наиболее радужные перспективы «Турбоатома» – в будущем харьковскому заводу придется работать на азиатских рынках не самостоятельно, а лишь в качестве подрядчика какой-либо большой энергокорпорации (например, российских «Силовых машин»).
Но как оценить удар, нанесенный международному престижу государства Украина этой грязной историей? История с «Турбоатомом» наглядно показала всему миру: в нынешней Украине из «атомной» продукции мы можем «экспортировать» лишь проблемы Чернобыля. За которые, кстати, расплачивались и наши соседи…
Игорь Константинов, специально для «УК»