Эпидемия: почему Украина оказалась не готова и кто зарабатывет на гриппе
Чиновники успешно освоили 50 миллионов гривен, еще весной выделенных на профилактику эпидемии гриппа. Но эпидемия пришла внезапно, вирус уже убил десятки людей. ВОЗ допускает, что заразиться могут 9 миллионов украинцев.
История распространения гриппа– самый захватывающий медицинский детектив последних сорока лет. Чего стоит только неоднократное переименование вируса: свиной грипп, грипп Калифорния, пандемик-грипп. В Украине пока двенадцать официально подтвержденных фактов заболевания (на 13.00 пятницы, один – с летальным исходом. – Ред.). Но от гонки медицинских вооружений страна не отстаёт: 50 млн. грн., выделенных правительством на борьбу с недугом весной, к началу осени были успешно потрачены, врачи предупреждены, стар и млад знает о свином гриппе не хуже врача-эпидемиолога.
Свято место. Столичная больница №9, принимавшая двоих больных свиным гриппом, пустует – прогнозируемой эпидемии нет уже второй год
Открыто, проникай
Блогер Сергей Гипш – парень отважный, от командировок за границу не отказывается. На днях вернулся из Китая. «В страну можно попасть, только заполнив анкету по свиному гриппу – самочувствие, контакты с больными, место проживания», – рассказывает Сергей. В аэропорту каждому прилетевшему контролёры измеряют температуру. «Казалось бы, строжайшие меры, – продолжает Гипш.
– Но даже в Китае моих друзей с простудой не заметили». Что уж говорить об Украине – в аэропортах и на вокзалах ни тепловизоров, ни анкет, ни даже масок, на границе людей проверяют на глаз. Но если больного и выявят, что с ним делать неясно, поскольку принудительная госпитализация запрещена законом, а свиной грипп до тех пор, пока не умерли десятки людей, не был внесён в официальный перечень особо опасных болезней.
«В Борисполе есть карантинный госпиталь для международного аэропорта, куда отвозят всех с подозрением на свиной грипп, – рассказывает Фокусуисточник, близкий к столичной СЭС. – Его руководство много раз обращалось в Минздрав с просьбой снять этот статус из-за ненадлежащего состояния клиники. А всё после летнего инцидента с американцами, у которых заподозрили свиной грипп. Попав в больницу и обнаружив, что терапевтическое отделение выглядит как барак, иностранцы закатили скандал и буквально сбежали из госпиталя.
Прогноз – дело тонкое
«Видите – никого нет», – показывают палаты врачи инфекционного отделения столичной больницы №9. Журналисты здесь бывают чаще пациентов – в этой клинике побывали два пациента, подхватившие свиной грипп. Более 40 боксов, запас экспресс-тестов, лекарства – больница готова во всеоружии встретить эпидемию. Директор Украинского центра гриппа Александр Гриневич уверен: койки пригодятся. Их, правда, в стране немного – чуть более 36 тысяч. «Этой зимой возможны вспышки четырёх разных вирусов гриппа», – поясняет он.
Опасность нового гриппа – в скорости его распространения и новизне вируса для организма, такой появляется примерно раз в сорок лет. Хотя патогенность, то есть уровень смертности от свиного гриппа, не отличается от обычного сезонного: 1,6% и 1,4% общего количества заболевших соответственно. Во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) полагают, что заразиться пандемическим вирусом могут 9 млн. украинцев. Согласны с этим и украинские эпидемиологи, но дать точный прогноз не берётся никто. В прошлом году, например, эпидемию сезонного гриппа предвещали трижды – осенью, зимой и даже весной. Но ни в одном регионе порог заболеваемости не был превышен.
«В Украине проблемы со статистикой смертности, – поясняет Алла Мироненко, заведующая отделом респираторных и других вирусных инфекций Института эпидемиологии и инфекционных болезней им. Л.В. Громашевского АМН Украины. – Во всём мире от гриппа ежегодно умирают десятки тысяч людей, а у нас за сезон – 6–10 летальных случаев. В причинах смерти пишут всё что угодно, только не грипп».
Тест наугад
Во всеоружии. Вирусолог Алла Мироненко лично установила два случая заболевания свиным гриппом. В запасе – ещё около тысячи тестов.
Именно г-жа Мироненко поставила диагноз «свиной грипп» обоим заболевшим в Украине. «Наш институт может провести ещё тысячу тестов, аналогичный запас есть в Одессе», – говорит вирусолог. Подтип пандемического гриппа могут определить и в ряде региональных санэпидемстанций, но результаты всё равно будут подтверждать в столице. Дооснащением регионов занялся Минздрав, помимо прочего он закупил американские тест-системы iQ5 компании Bio-Rad. В комитете здравоохранения Верховной Рады утверждают: тестеры непригодны. Цена вопроса – 2 млн. грн. На днях состоялось очередное заседание суда: на Минздрав подала иск компания «ИнтерЛабСервис», которая производит аналогичные и более дешёвые тестеры, но тендер в Минздраве не прошла.
«Конкуренция конкуренцией, но тест-системы из США в пять раз дороже – 250 гривен за один тест против наших 50 гривен, но самое главное – они не работают, – сказала Фокусу коммерческий директор компании-истца Инна Близнюк. – Чтобы выявить инфекцию, их придётся доукомплектовать так называемыми праймерами. Без них тестеры – нерабочая запчасть». Минздрав скандал не комментирует, за месяц с лишним у ведомства не нашлось времени, чтобы ответить на запрос Фокуса.
Ещё одна беда – проблемы со столичным Центром гриппа при Минздраве. Недавно он ютился в 30-метровой комнате: стул, стол, телефон и директор. Теперь и того нет, информация из регионов об эпидемиологической ситуации поступает директору Александру Гриневичу на электронную почту и мобильный. «Центр на реконструкции, – поясняет ситуацию г-н Гриневич. – Уже есть помещение, идёт ремонт, приняли 10 сотрудников, лабораторное оборудование на подходе. Надеюсь, к зиме откроемся».
Привиться и летом не поздно
Профессор-вирусолог Наталья Виноград отмечает, что украинцев не мешало бы привить, но нечем. «Украина – последняя в очереди на получение вакцин. А своего стратегического производства у нас нет», – говорит она. За последние 10 лет из госсобственности в частные руки перешло более десяти предприятий медотрасли, в том числе и заводы, которые могут выпускать вакцины. В результате Украина превратилась в государство, зависящее от импорта.
Шанс получить вакцину всё же есть. В распоряжении ВОЗ сейчас 100 млн. ампул для небогатых стран, среди которых и Украина. Источники Фокуса, близкие к Минздраву, сообщают: ещё недавно в ВОЗ сомневались, везти ли вакцину в нашу страну. «Если разразится очередной скандал, кампания будет сорвана по всему миру! А это подрыв доверия и к вакцинам, и ко Всемирной организации здравоохранения, – сокрушается источник. Но сейчас колеблется Минздрав – ВОЗ всё-таки предложил нам вакцины, а чиновники отказываются. Похоже, у них уже есть договорённость с одним из производителей и гуманитарка не нужна – куда лучше потратить бюджетные деньги. А чтобы это сделать законно, нужно придать внеплановой вакцинации статус обязательной».
В Минздраве тем и занимаются: разрабатывается законопроект, согласно которому для людей, входящих в группы риска, прививки от свиного гриппа будут обязательными. «Это же делается для блага людей, в группе риска – школьники, пограничники, медики», – убеждает экс-министр здравоохранения Юрий Гайдаев.
Обеспечена страна лишь препаратом тамифлю, который ВОЗ считает едва ли не панацеей. В фармкругах отзывы о нём не самые лестные. «Это лекарство для профилактики, но им решили лечить. Новый вирус к нему часто устойчив, так что можно смело принимать знакомый многим ремантадин», – говорит Олег Назар, главный иммунолог Киева. Стоимость тамифлю – запредельная: в аптеке цена 10 таблеток составляет 500 гривен, хотя ещё недавно – до эпопеи со свиным гриппом – не превышала 200 грн. Минздрав же потратил на препарат 14 млн. грн.
Тендер прошёл не без казусов: почему-то ведомство купило лекарство сразу у двух поставщиков с разницей в цене 60 гривен за упаковку. Один из них – швейцарская компания «Рош», имея представительство в Украине, участвовала в тендере не сама, а через посредника. Второй поставщик – харьковский завод «Здоровье», который лишь упаковывает готовые таблетки, привезённые им из Индии. Осведомлённые источники Фокуса участие в тендере «Здоровья» связывают с лобби главного санврача страны Александра Биловола, кстати, тоже харьковчанина.
Как бы там ни было, препаратов на всех не хватит. Согласно плану распределения, с которым удалось ознакомиться Фокусу, на регион с населением 2 млн. человек выделяется всего 4 тыс. упаковок. Есть и другой риск – эпидемии может не быть, тогда вакцины и препараты будут пылиться в больницах и на складах министерства. О панике все забудут, а свиной грипп из пандемии превратится в обычный сезонный вирус.
Евгения Даниленко, Фокус
TweetСправка УК
Опыт борьбы
«Птичий грипп» 1997 года начался со смерти трехлетнего мальчика из Гонконга, у которого нашли до тех пор неизвестный подтип гриппа H5N1, который тоже произошел от птиц, как и грипп 1918 года. Так же как и «испанка», новый грипп приводил к очень тяжелой болезни, но был гораздо опаснее — «испанка» убивала 5% больных, а «птичий грипп» — 50%. При этом последний крайне редко передавался от человека к человеку: в одном из немногих случаев заражения двухлетний мальчик заболел, поцеловав пятилетнюю сестру.Тем не менее если бы «птичьему гриппу» дали бы возможность покрутиться в человеческой популяции несколько месяцев, то он бы смог мутировать и стать столь же заразным, как вторая волна «испанки». К счастью, этого не допустило гонконгское правительство, которое приняло решение уничтожить всех кур в Гонконге — более миллиона. Новые случаи заболевания немедленно прекратились, и человечество так и не узнало, чего оно избежало. Последующие исследования показали, что решение было правильным: в течение гонконгской эпидемии вирус действительно приобрел несколько мутаций, приспосабливаясь к жизни среди людей.Впрочем, иногда реакция перепуганных политиков бывает чрезмерной. И сегодняшний ажиотаж может стать повторением истории «свиного гриппа» в США 1970-х, которая началась со смерти в феврале 1976 года военно служащего из Нью-Джерси, у которого обнаружили невиданный со времен «испанки» грипп с подтипом H1. Уже через два месяца президент Форд объявил о необходимости вакцинации всех американцев, и в мае 1976 года фармацевтические компании начали спешно производить 196 млн доз вакцины.Эпидемии этот грипп так и не вызвал, а вот повальные прививки причинили реальный вред: у 500 человек из 40 млн вакцинированных до конца 1976 года возник синдром Гийена—Барре, который вызвал параличи у части пациентов, а 25 человек погибли, после чего правительство США остановило вакцинацию и было вынуждено разбираться с родственниками погибших в суде.Конструкция нежизниБиологи не считают вирусы живыми существами: в отличие от бактерий, у них нет ни обмена веществ, ни способности размножаться самостоятельно, без «биохимической фабрики» жертвы. Геном вируса гриппа состоит не из ДНК (главного носителя генетического кода всех живых организмов), а из РНК — молекулы, которая используется клетками живых существ, например, для посылки «сообщений» от ДНК. Вне клетки вирус гриппа выглядит как конструкция из восьми кусочков РНК, каждый из которых закутан в белковую оболочку, а все вместе они окружены мембраной, которую вирус просто «ворует», отрезая часть клеточной мембраны жертвы.К мембране вирус добавляет «шипы» белков гемаглютинина (H) и нейраминидазы (N), с помощью которых вирус пробивается через слизь в легких, проникает в клетку, а также отчаливает от погибающей клетки для следующего нападения. Препараты, эффективные против гриппа, озельтамивир (Tamiflu) и занамивир (Relenza) обезвреживают именно эти «шипы». Варианты вируса гриппа называют по версиям «шипов» (H1N1, H5N1, H2N8 и т.д.), хотя варианты с одним и тем же подтипом могут быть совсем разными — например, и «испанка» 1918 года, и новый «свиной грипп» имеют подтип H1N1.Как появляются новые варианты гриппа? Во-первых, в геноме вируса все время возникают случайные изменения из-за ошибок при копировании вируса в клетке жертвы. Такие небольшие изменения приводят к сезонным эпидемиям гриппа: иммунная система перестает воспринимать «подновленный» вирус как знакомый по предыдущему году, от которого остался иммунитет. Во-вторых, иногда в клетку жертвы одновременно заходят два вируса разного подтипа (например, H1N1 и H2N8), и их индивидуальные фрагменты РНК перемешиваются — возникает гибрид (например, H1N8 или H2N1) с совершенно новыми свойствами. Такой своеобразный «секс» вирусов гриппа чаще всего происходит во внутренностях птиц, у которых самый широкий «букет» вариантов, хотя то же может происходить и у свиней, и у лошадей. Именно такие гибриды вызывают облетающие весь мир пандемии.