КОРРУПЦИЯ В БЕЛЫХ ХАЛАТАХ. Часть 2

Скандал с погрязшей в коррупции системой сертификации дезинфицирующих средств нашел свое продолжение в гораздо более близкой народу Украины сфере регистрации и сертификации лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Трудно переоценить стоимость вопроса допуска на рынок Украины жизненно важных медикаментов и госпитальной техники – и это не метафора, а финансовая кормушка, расплачиваться за которую приходиться всем и каждому жителю страны всякий раз, когда он делает покупку в аптеке или ложиться на обследование.Как эта система должна работать, и работает во всех цивилизованных странах? Очень просто, если следовать банальной логике. Эффективность и соответствие общепринятым стандартам определяется при первичной регистрации на завод производителя. На каждой последующей территории есть единый государственный орган, несущий полную ответственность за безопасность той или иной продукции для жизни и здоровья человека. Однако, он не выполняет этапы работ непосредственно. Для обеспечения конкурентного снижения затрат производителя, единый государственный орган определяет круг компаний, которые обеспечивают тот или иной этап регистрации и сертификации! У производителя всегда есть выбор и возможность снижать затратную часть, что сказывается на снижении стоимости медицинских изделий и лекарств в итоге.



Ситуация в Украине несколько отличается от мировых стандартов. И не структурно, а функционально. Долгое время существовали разрозненные органы государственного регулирования как-то Государственный Фармакологический Центр (ГФЦ), Комитет по Новой Медицинской Технике, Иммунобиологический Комитет и т.д. (включая небезызвестный Центр регламентации применения и внедрения дезинфицирующих средств, описанный в предыдущей статье). Степень изолированности и «самостийности» этих структур определяла уровень субъективности принимаемых решений и вызвала настолько весомый резонанс в мире, что дипломатические службы основных европейских стран и США обратились к правительству Украины с просьбой вмешаться и навести порядок, после чего Кабинет Министров Украины утвердил 2 июня 2003 года положение о Государственной Службе Лекарственных Средств и Изделий Медицинского Назначения № 789, в котором определил основной задачей Службы формирование и реализацию государственной политики в сфере производства, контроля качества и реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Возглавил службу честолюбивый и образованный человек – Пасечник М.Ф., имеющий значительный практический опыт обеспечения медикаментами и оборудованием рынка Украины. Казалось бы, все «срослось», но не тут то было. Известная компания Евтушенко-Лапушенко долгое время «кормившаяся» именно регистрацией медицинской техники включила все свои местечковые связи и протащила на должность Первого Заместителя Главы Гос. Службы некую пронырливую даму – Демченко И.Б., которой вменено в обязанности контролировать процесс регистрации медицинской техники!



Но что значит дополнительный шлагбаум в этой стране? Ту самую возможность субъективного контроля процесса, которая и нужна «старой гвардии». В результате, ни одна регистрация медицинской техники не будет осуществлена без «приятельской беседы» с выплатой сумм определенный еще при правлении Евтушенко, даже при соблюдении всех прочих обязательный условий многоэтапной государственной процедуры. За что же тогда боролся г-н Пасечник М.Ф., донкихотсвующий в террариуме Министерсва Здравоохранения при попустительстве первых лиц? Чем еще можно объяснить, что до сих пор в ведение Государственной Службы не переданы регулирующие функции, по прежнему исполняемые Государственным Фармакологическим Центром во главе со свежеиспеченным академиком АМН Стефановым А.В.? О чем красноречиво молчит сайт Гос. Службы www.drugmed.gov.ua , где до сих пор не представлена полная регуляторная структура?



Ситуация с регистрацией лекарственных средств действительно драматична. Министр здравоохранения самоустранился, а отчаянно сопротивляющийся реформе Стефанов бегает во все инстанции в надежде сохранить свое кресло. Что же так беспокоит человека, занимающего одновременно место директора Института Фармакологии и являющегося выгодополучателем нескольких фармацевтических заводов Украины? Успешно открещивающегося от расследований, связанных с злоупотреблением служебным положением, нерациональным расходованием средств и нарушениями в части обращения препаратов, содержащих наркотики? Знакомый нам «шлагбаум»! Точно так же, как Демченко, единоличным решением, или влиянием на экспертов ГФЦ через доверенное лицо – Захаренко В.В., Стефанов может не допустить своевременной регистрации и перерегистрации препарата, или отправить известное в мире лекарство, зарегистрированное в ведущих странах на «ограниченные клинические испытания», что увеличивает расходы в несколько раз и непредсказуемо задерживает процесс еще на полгода. А все, кто желает «подстраховать» себя, должны занести благодарность в сумме 4 000 Евро доверенному лицу Стефанова! Торг практически неуместен, и если раньше основными взяткодателями были индийские компании, то сейчас «руки выкрутили» всем. Более того, они даже не могут пожаловаться, так как все поставки постоянно зависимы от наличия регистрационного сертификата. Со слов информированного источника, одна тысяча Евро с каждой позиции отправляется в личный карман одного академического светила за обеспечение «крыши». К сведению, в настоящий момент, в Украине зарегистрировано около семи тысяч лекарств, пятая часть которых требует перерегистрации на протяжении года, и около одной тысячи регистрируется ежегодно вновь. Нетрудно подсчитать, что только ежегодный «доход» от государственного рэкета может составить до десяти миллионов Евро чистыми, что и объясняет наличие фирм -прилипал и огромную сопротивляемость реформам. И это без учета отмывания обязательных затрат в размере 4-5 тысяч евро за каждое лекарство! Более того, делается все возможное, чтобы разрушить то единственное, что пока еще держится на плаву – репутацию Гос. Службы.



В условиях отсутствия финансирования фундаментальной науки и здравоохранения, эксперты ГФЦ запуганы Стефановым, рассказывающим, что Гос. Служба хочет отобрать у них официальные зарплаты, и не понимают, что грязная репутация ГФЦ ложиться на каждого из уважаемых профессоров.



Замечает ли происходящее рядовой гражданин? Думаю, что не замечает, даже когда платит за лекарства из своего кармана, так как производители вынуждены завышать цены на них еще до ввоза в Украину, чтобы покрыть неоправданные расходы.



Олег Смирнов, специально для «УК»

Читайте также: