Другая милиция

Пару лет назад триумфально прошел по киноэкранам всего мира художественный фильм с названием. В полной мере понятие «другого мира» применимо и к разговору об украинской милиции. Поскольку существует милиция одна — та, что смотрит на нас добрыми глазами с рекламных бигбордов, увлеченно рапортует о больших свершениях в деле борьбы с преступностью, патрулирует улицы, кого-то там действительно ловит и что-то раскрывает… Но есть и милиция другая…
Милиция, самым неприятным представителем которой для нас является грубоватый сержант-постовой или следователь, не желающий в положенные сроки разбираться с нашим заявлением. Но есть и милиция другая… Та, в которой за взятки решают любые грязные «вопросы», легализуют и продают краденое и контрабанду, «крышуют» и «отмазывают», а каналами поставок наркотиков руководят как раз те чины, которые получают звания и награды за борьбу с наркоторговлей.

С приходом на пост министра внутренних дел Юрия Луценко эта «другая милиция» выросла и окрепла. Она безжалостно пожирает милицию нормальную.

Мы расскажем вам о другой милиции. Не дай вам Бог оказаться в мире, который живет по ее законам. Но знать о ней правду вы просто обязаны.

ГАИ — «служба контрастов»

Приведем цитату из материалов веб-конференции с Юрием Луценко (18.05.2006 г., «Обозреватель»):

«Уважаемый Юрий Витальевич! Я работаю в ГАИ почти пятнадцать лет, но таких ужасных условий, в которых мы вынуждены работать последние два года, не помню — это просто издевательство! Материальное обеспечение практически отсутствует, вынуждены выдавливать с людей на все — начиная с бумаги и карандашей и заканчивая горючим и запчастями. Заработная плата поднялась только в Ваших докладах… Я и большинство моих коллег в отчаянии. Лично я, имея высшее юридическое образование, солидный опыт работы, большое желание работать для людей и ради людей, решил увольняться из ОВД. Терпение лопнуло. И такая ситуация по всей Украине.

…Реорганизация коснулась только тех, кто не смог или не захотел «решить свой вопрос». Сокращение коснулось молодых сотрудников, а не «пенсионеров»… На спасение не надеемся, но и молчать больше сил нет. С уважением сотрудники ГАИ г.Донецк».

Интересен ответ Луценко:

«Вопрос очень сложный. Я, действительно, в курсе, что средств бюджета, выделенных МВД, не хватает даже на элементарные вещи — бензин, ремонт, канцелярские принадлежности. И зарплата, несмотря на то, что выросла более, чем в два раза, — действительно маленькая… Но, во-первых, в этом году мы смогли впервые получить бюджетные средства на закупку бензина (около 50% от потребностей). И во-вторых, условия оплаты труда всем известны при поступлении на службу… Отдельно напоминаю, что учитель или медик получают меньше, а если вспомнить про выходное пособие и размер пенсий в МВД, то не все так плохо в нашем милицейском доме. Насильно никого мы не держим. Особенно в ГАИ».

Наверно, действительно «не все так плохо в милицейском доме». Для Луценко лично. Если учесть, что на его день рождения в одной только Львовской области, как рассказывают, руководители ГАИ собирали с каждого сотрудника по пятьдесят долларов США.Интересно, относительно этого он «в курсе»?

Впрочем, гаишники — гаишникам рознь. Представим себе самое обычное, «низовое», как говорят сами милиционеры, подразделение Госавтоинспекции — МРЭО, которых по Украине сотни. Интересное получится зрелище, если все его сотрудники припаркуют у этого здания автомашины, которыми они пользуются. Первым будет, конечно, стоять «скромное» BMW Х-5, на котором разъезжает начальник означенного подразделения. Право, читатель, вы будете весьма удивлены, если вам вдруг взбредет в голову фантазия проверить номерной знак ВН 1233 АЕ, красующийся на «бумере» милицейского начальника, по базе данных той самой Госавтоинспекции, в которой он несет свою нелегкую службу. Ведь числится этот госномер вовсе не за дорогущей «иномаркой», а за достаточно скромным «ДЭУ-Ланос» (каковой, думается, уже и в природе не существует).

Подчиненные, естественно, должны быть скромнее начальника. Тем более — при их-то «старлейских» (пока) погонах. А потому среди их машин BMW всего одна — 528-й модели, зато 2004 года выпуска. Правда, и остальные машины ни старенькими, ни скромными, ни дешевыми назвать просто язык не повернется — два Фольксвагена-Пассата, 2001 и 2004 годов выпуска, Ниссан-Альмера года выпуска 2003-го… И это на зарплату, как утверждает Луценко, в 1200 гривен?!

Кстати, хотите знать, что объединяет все вышеперечисленные автомобили, кроме недостижимой для большинства наших сограждан цены и того, что все они служат «средством передвижения» для гаишников в невысоких в общем-то чинах? Все эти иномарки используются по так называемому «временному талону», все оформлены фактически с нарушением закона. Да и как может быть иначе? Машины-то «горячие» — у одной, говорят, перебиты номера кузова и ходовой части, а другая и вовсе — в соответствии с базой данных СБУ — находится в розыске.

Поговаривают, что и рядовому гражданину «кудесники» из МРЭО могут помочь с легализацией не совсем «чистой» автомашины. Методика для этого отработана: берется номер с автомашины, которая снимается в ГАИ с учета, и… Правильно, согласно действующему законодательству номерные знаки с такого автомобиля, как и технический паспорт на него, должны быть уничтожены, о чем составляется подписываемый авторитетной комиссией соответствующий акт. Однако человек умный всегда найдет применение столь ценным вещам, вместо того чтоб пускать их под нож. Например — привинтить номера к иномаркам, ввезенным в Украину контрабандно, без «растаможки», а то и вовсе украденным в странах Европы. Вот так и совершаются «чудеса». Понятное дело, за солидные суммы.

«Что же это за МРЭО такое?! Где служат маги и чародеи, превращающие «Ланосы» в BMW?» — именно такой вопрос, думается, мучает читателя. А речь идет о МРЭО №2 города Одессы, возглавляемом Дмитрием Мамчуром (счастливым обладателем BMW Х-5). Прочие же перечисленные шедевры заграничного автомобилестроения скрашивают нелегкую службу и жизнь его заместителей Александра Подручного, Андрея Михайлова, Олега Гончарова, Сергея Галушкевича. Все эти господа честь имеют служить в рядах Госавтоинспекции Управления МВД Украины в Одесской области. Вот об этом подразделении стоит поговорить подробнее.

Стоцкая. Но не певица

Дама, о которой пойдет речь, несмотря на весьма известную в шоу-бизнесе фамилию, отношения к таковому не имеет ни малейшего. Хотя в определенных кругах популярностью пользуется немалой (во всяком случае пользовалась до последнего времени). Впрочем, выдающиеся способности полковника милиции Марии Стоцкой устраивать шоу люди, знавшие ее достаточно близко по службе, не могут не отметить…

Чего стоила одна только история, имевшая, как рассказывают некоторые сотрудники Госавтоинспекции, место во время выборов-2004. Тогда наша героиня занимала пост заместителя начальника управления ГАИ УМВД Украины в Одесской области. И вдруг… подалась в политику! То есть это она так рассказывала, собирая с каждого структурного подразделения в области определенную сумму (участники и очевидцы робко вспоминают о трех тысячах долларов с каждого подразделения ГАИ). Вот так прямо и заявляла: означенные деньги пойдут на то, чтобы «покупать» голоса избирателей в районах. А еще — для организации отправки в Киев целых автобусов с «группами поддержки» определенного кандидата… (Так говорят очевидцы, и мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть их слов.)

Особая пикантность ситуации заключается в том, что речь шла вовсе не о том кандидате, который в итоге победил. Попытаемся предугадать дальнейшую судьбу г-жи Стоцкой, особенно в свете заявлений г-на Луценко о том, что он обеспечит расследование всех до единого случаев «фальсификации выборов» и наказание по всей строгости тех, кто в подобных фактах был замечен.

И что сталось со Стоцкой? Ее уволили с позором из органов без выходного пособия и пенсии? Ничуть не бывало! Наша героиня в результате прихода к власти в МВД «министра-реформатора» и его команды получила немалое повышение по службе — из заместителя стала начальником Управления ГАИ УМВД Украины в Одесской области!

Разгадка проста: ни на отправку автобусов в столицу, ни на подкуп избирателей г-жа Стоцкая никакие деньги тратить не собиралась. По Украине, кстати, известно немало случаев, когда, «сшибая» немалые суммы якобы «в поддержку кандидата» (который о том ни сном ни духом не догадывался!), оборотистые личности эти самые суммы употребляли исключительно для собственной материальной выгоды.

Но Стоцкой в сложившейся ситуации было, как говорится, «не до жиру». Уже издавались грозные приказы по МВД, уже начиналась повальная чистка, руководимая Луценко и новым начальником внутренней безопасности Новиковым, уже срывали погоны с полковников — только за то, что были эти погоны получены при прошлом министре внутренних дел…

Стоцкая «решила вопрос». Люди циничные говорят более грубо и прямо: «купила». Мол, именно на взятку и ушли собранные «на выборы» деньги. Возможно, и добавить пришлось. На это можно было идти с легким сердцем — удержавшись на руководящем посту в ГАИ, денежки можно быстро «отбить», да еще и с наваром…

Гораздо интереснее другой вопрос — кому конкретно могла быть выплачена немаленькая сумма? Будем мыслить логически: вопросами назначения «своих» кадров, безусловно, ведал новоназначенный начальник департамента ГАИ МВД Украины генерал-майор милиции Коломиец. Решение также зависело от начальника УМВД Украины в Одесской области генерал-майора милиции Вершняка. Но ими наверняка круг «заинтересованных лиц» не ограничился. Совершенно однозначно, что назначение такого уровня (с учетом предшествовавшей грязной истории то ли с политической, то ли просто с коррупционной окраской) не могло пройти мимо начальника Департамента внутренней безопасности МВД Украины Новикова. Также поговаривают, что непосредственное участие в решении судьбы «одесской полковницы» принимал и лично Юрий Луценко. Есть основания предполагать, что так оно и было. Причем мотивы «несгибаемого революционера» при рассмотрении этого вопроса были весьма далеки от бескорыстных.

«Мазда» для Луценко

История эта, собственно, не секрет. Поскольку подробно освещена в интернете: «У семьи Луценко — чужая машина?! Факты и фото» за подписью Лидии Вершняк. Для тех, кто не читал, изложим вкратце суть: жена министра внутренних дел Украины Юрия Луценко, Ирина, является владелицей автомашины «Мазда-6» (ориентировочная стоимость в соответствии с прайс-листами автосалонов — 23000 у. е.), приобретенной с уклонением от уплаты государственной пошлины, исчисляемой в сумме, эквивалентной тысячам долларов США (Vlasti.net). Далее цитируем:

«Перед вами — два документа. Первый — свидетельство о регистрации транспортного средства OIC №615452. Документ, выданный Одесским МРЭО-1 (печать №3) Управления ГАИ МВД Украины в Одесской области, удостоверяет: жительница Одессы Гаврилова Светлана Анатольевна 5 февраля 2004 года стала владельцем нового автомобиля — MAZDA-6 серого цвета, номер шасси (кузова) — JMZGG12F241215375 госномер 81379 ОК.Желающие проверить эту информацию, что говорится, из первых рук, могут удостовериться в правдивости вышеизложенного у Светланы Анатольевны лично: владелица автомобиля проживает в г. Одессе по адресу: ул. Сегедская, д. 5, корп. «Б», кв. 77.

Второй документ свидетельствует о том, что гражданка ГавриловаС.В. пробыла владельцем престижного авто 2004-го года выпуска совсем недолго — меньше одного светового дня. Ибо 5 февраля 2004 года престижная иномарка стала собственностью другой гражданки — Луценко Ирины Степановны. На тот момент — жены народного депутата Украины Луценко Юрия Витальевича, а год спустя — жены министра внутренних дел. Временный регистрационный талон №233117 (выданный 5февраля 2004 года) на имя Ирины Луценко, выданный все тем же сотрудником одесского МРЭО-1, до сих пор удостоверяет право собственности супруги министра на серую MAZDA-6 (седан) с рабочим объемом двигателя 1999 сантиметров кубических. И тем же номерным знаком 813-79 ОК, выданным одесситке ГавриловойС.В.

Как прилежный законодатель, законопослушный гражданин и будущий министр МВД Ю.Луценко не мог не обратить внимание на некоторую странность — наличие постоянного свидетельства о регистрации автомобиля, выданного ГАИ его прежней хозяйке… этот документ был вручен владелице «Мазды» менее чем через сутки после растамаживания ввезенного в Украину нового автомобиля. Между тем, по существующим правилам, постоянное свидетельство о регистрации транспортного средства выдается владельцу только по истечении трех месяцев со дня покупки машины. А до тех пор вручается временный регистрационный талон.

Столь высокая оперативность в «документировании» транспортного средства в одесских повседневных реалиях объясняется просто: незаконной предпринимательской деятельностью. Практика такова: некие бизнесмены наладили канал завоза в Одессу… новехоньких иномарок. Где и растамаживали их на «официальных» хозяев — как правило, обладающих льготами («афганцы», «чернобыльцы» и т.д.). В результате нехитрой махинации образуется солидная экономия на уплате в доход государства госпошлины. Такая экономия только на одном автомобиле достигает сумм, измеряемых тысячами долларов. Затем легализованное преступным образом средство передвижения перепродается новому — уже реальному, а не фиктивному — владельцу. В итоге довольны все! В накладе оказывается только государство — и мы с вами, «маленькие украинцы». То есть те, кого так самоотверженно защищает Луценко» (Vlasti.net, 10.04.06, 8.10).

К материалу, кстати, действительно прилагаются как фотокопии соответствующих регистрационных документов на машину, так и фото самой машины — даже с Ириной Луценко за рулем.

Сведения эти «заинтересованными лицами», конечно, опровергались. Но как-то, знаете, вяло и неубедительно. Да и звучит вся эта история в сочетании с тем, что на службе в органах внутренних дел осталась личность, которую, в соответствии с декларируемыми Луценко «принципами», должны были как минимум уволить в одночасье, весьма даже правдоподобно. Есть и другие истории, которые нельзя не расценить как доказательства косвенные…

Дело в том, что по аналогичной схеме в Одесской области легализован не один и не два автомобиля. Речь идет, как утверждают люди знающие, о преступном «конвейере» по незаконному ввозу в Украину и легализации здесь престижных иномарок. И организован он руководством и ответственными сотрудниками Управления ГАИ УМВД Украины в Одесской области. Руководство этой «группой товарищей» в 2004—2005 годах осуществляла г-жа Стоцкая. По некоторым данным, стояли у истоков создания преступной схемы и тогдашние начальник МРЭО г. Ильичевска Кулаксиз вместе с начальником Ильичевской ГАИ Михайловым.

Гражданам Украины, желающим стать владельцами престижных иномарок, но при этом стремящимся сэкономить немалые суммы на уплате обязательных таможенных платежей, предлагалось первоначально зарегистрировать автомобиль в… Приднестровской Молдавской Республике. Не на себя, естественно, а на подставное лицо, «порекомендованное» гаишниками. Когда регистрация становится свершившимся фактом, подставной владелец «переезжает» на постоянное место жительства в Одесскую область. Происходит это только на бумаге. Вернее, на бумагах, которые выправляют заинтересованные лица в Госавтоинспекции, щедро делясь при этом прибылью со своими не менее «честными» коллегами из паспортно-регистрационных подразделений соответствующих территориальных органов Одесской области. Те в свою очередь организовывают фиктивные отметки о прописке граждан ПМР в тех местах, в которых последние никогда не проживали.

В соответствии с таможенными правилами Украины на автотранспортные средства иностранных граждан, переехавших в Украину на постоянное место жительства, для регистрации в ГАИ выдаются таможенные справки без уплаты таможенной пошлины. Вот только есть в этих справках одно существенное «но»: они ограничивают сроком на два года право отчуждения и передачи автотранспортного средства другим лица.

Но тяжело ли обойти это «нелепое» ограничение, если в «схеме» задействован тот, кто имеет личный доступ к компьютерной базе МВД Украины, куда и заносятся сведения о регистрации таких автомобилей?! В соответствующие свидетельства о регистрации вносились записи о праве на управление реальными владельцами транспортных средств, подробные сведения о которых при этом в информационную базу департамента ГАИ МВД Украины не поступали. При этом свидетельства о регистрации «левых» автомашин выдавались на пластиковых бланках отнюдь не для красоты. Просто при таком порядке оформления заполнение свидетельства происходит вручную, а значит — в него ничего не стоит внести фиктивные данные, которые впоследствии — даже при всем желании — в Государственной базе регистрации транспортных средств обнаружить будет невозможно.

Именно таким путем действительные владельцы иномарок получали сперва право эксплуатировать их без уплаты таможенных платежей, а впоследствии, по прошествии двух лет — уже совершенно официально переоформить автомобиль на свое имя. Стоимость подобной «услуги» колебалась от пяти до десяти тысяч долларов США. Сколько недополучил госбюджет? Вот суммы на конкретных примерах автомашин, оформленных именно по этой схеме:

16 марта 2005 года зарегистрирован автомобиль «Мерседес-S500» куз. WDB 22011751AO48808, 2001 года выпуска, на фамилию некоего Духовского. В регистрационное свидетельство внесена фамилия реального владельца — Сафронова. Владелец уклонился от уплаты таможенных сборов на сумму около 35000 долларов США.

22 декабря 2004 года на подставного владельца Татарченкова зарегистрирована «Тойота-Лексус» куз. JTJHT00W333534608, 2003 года выпуска. В свидетельстве о регистрации — фамилия «Орлов». Это реальный владелец, избежавший уплаты в бюджет пошлины примерно в 30000 долларов США.

22 марта 2005 года таким же способом — на некую Жаркову при реальном владельце, значащемся в свидетельстве о регистрации Суздалове, зарегистрирован «Ниссан-Инфинити» 2003 года выпуска куз. JNRAS08W14X202901. Уклонение от уплаты таможенных сборов на сумму примерно в 25000 долларов США…

А интересно, сколько платила в 2004 году семья Луценко и во что это обошлось государству? А главное — вернули ли деньги Юрию и Ирине Луценко впоследствии те, кто стал вдруг подчиненным «самого честного министра внутренних дел»?

По некоторым данным, преступной группой, «окопавшейся» в Госавтоинспекции Одесской области, по описанной выше схеме на протяжении 2004 года оформлены около двухсот единиц автотранспорта. И еще полторы тысячи — на протяжении 2005—2006 годов, после прихода к власти в МВД Луценко. Путем несложных подсчетов можно высчитать сумму ущерба, нанесенного государству в виде неуплаты обязательных таможенных платежей. Она составит от ДЕСЯТИ до ПЯТНАДЦАТИ МИЛЛИОНОВ долларов США…

Не за эти ли денежки построены в селе Савиньон-2 роскошные коттеджи-особняки, владельцами которых люди знающие называют г-жу Стоцкую и г-на Кулаксиза? Впрочем, все те же знающие люди говорят, что львиная доля этих (и не только) денег, полученных от реализации тех или иных преступных схем сотрудниками Госавтоинспекции в Одесской области, «уезжала» в Киев. И называют при этом адреса: департамент ГАИ МВД, департамент внутренней безопасности МВД, ну и, конечно, «…лично…в собственные руки…»

В свете описанного выше логично было бы ожидать увольнения «Стоцкой и компании». Ну, знаете ли, курочек, несущих настолько золотые яйца, даже Терминаторы не режут…

Погоны для гаишника

Наивно было бы предполагать, что упомянутая схема — единственный путь преступного добывания денег сотрудниками ГАИ в Одесской области. Во-первых, похожих схем (соответственно — преступных милицейских групп) по легализации автотранспорта в обход уплаты пошлин на территории области действует несколько. Таким же примерно путем, кстати, легализуются в Украине и автомобили старше восьми лет, которые, напомним, вообще не подлежат ввозу и регистрации…

Во-вторых, существуют и прочие, не менее эффективные способы «заработка». К примеру, незаконная выдача водительских удостоверений иностранным гражданам, временно пребывающим на территории Украины и не имеющим разрешения на проживание и трудоустройство. По сути — нелегальным мигрантам… Купленные в ГАИ документы позволяют им находиться в Украине сколько душе угодно и заниматься при этом любой деятельностью, в том числе — и противоправной. В одном из одесских общежитий («крышуемом» немалым милицейским чином) таким вот образом «легализовавшихся» выходцев из Юго-Восточной Азии уже целых четыре этажа набралось. А стоит «услуга» сущий пустячок — по двести долларов США за удостоверение. Что ж, «курочка по зернышку клюет»…

Еще один источник преступных заработков — оформление для авто-перевозчиков допуска для работы с пассажирами. При получении банковских кредитов для начала этой деятельности возраст автобусов фальсифицируется «заинтересованными» сотрудниками ГАИ, их регистрирующими. Раз — и стал «бусик», которому место на автосвалке, на десять-двенадцать лет «моложе»! И всего-то за одну-две тысячи долларов с каждого автобуса…

Есть и другие преступные схемы. Однако вернемся еще раз к процитированной выше статье «У семьи Луценко — чужая машина?!». В конце ее автор задается вопросом: «Накажет ли сегодня «прозрачный Терминатор» виновного в превышении своих служебных полномочий сотрудника одесского МРЭО-1, лихо отштамповавшего в феврале 2004 года печатью №3 автодокументы будущей первой леди МВД? Или он уже повышен в чине и должности за сноровку и понимание предреволюционной ситуации?»

Представьте себе, сегодня мы знаем совершенно точный ответ!

Итак, знакомьтесь: Якимович Александр Викторович, в 2004 году — тот самый начальник МРЭО-1 города Одессы, «…лихо отштамповавший…» С приходом на пост начальника УГАИ УМВД Украины в Одесской области г-жи Стоцкой… назначен ее заместителем! В настоящее время благополучно продолжает службу в должности начальника 2-го межрегионального отделения Госавтоинспекции в Одесской области… По неофициальной характеристике — один из вернейших «людей Стоцкой», создатель оригинальных схем финансирования одесской «гаишной мафии».

Именно Якимовичу молва приписывает организацию самой настоящей травли владельцев одесских автошкол. Уж кому, как не ответственному сотруднику Госавтоинспекции знать, какие именно из них прибыльные, где можно разжиться деньгами! Взяв такую организацию под свой непосредственный контроль, гораздо легче будет «решать вопросы» и при проведении других махинаций — например, при выдаче «купленных» прав в такой автошколе запросто оформят фиктивную справку о прохождении обучения тому, кто ни дня не посещал занятий.

Схема «наезда» на автошколы элементарна: провокация «взятки» должностным лицам, «документирование» ее и «отмазывание» провинившихся за определенную сумму сразу и твердое обещание оказания конкретных услуг впоследствии. Под подобную «раздачу» попали в 2005—2006 гг. автошколы «Атекс», «Холод», «Вираж» и «Вираж-2».

Во всех этих случаях факты дачи взятки (которая зачастую заключалась в том, что некто заходил в кабинет директора автошколы и бросал на пол или на стол деньги, а ожидавшие тут же, в приемной, милиционеры бросались это «преступление» документировать) процессуально доказаны не были. Не было ни следствия как такового, ни суда. Лишь в одном случае дело было рассмотрено судом, да и то обвиняемая осуждена условно и с отсрочкой. Тем не менее цена свободы для каждого из «пойманных на горячем» коммерсантов составила три тысячи долларов США — «такса» была твердой и обязательной для всех. Правда, для одного из обвиненных, заместителя директора автошколы, цена оказалась выше — не выдержав травли и преследований вымогателей в погонах и не найдя на них управы в прокуратуре, он умер…

Такими вот «подвигами» отмечена служебная деятельность «того самого начальника МРЭО». И не его одного… Уже упоминавшийся нами ранее г-н Кулаксиз, начальник МРЭО Ильичевска, за неполных четыре года дослужился от капитана до полковника милиции. Впрочем, этим он только повторил карьерный путь начальника департамента внутренней безопасности МВД Украины г-на Новикова, который, правда, ухитрился проделать взлет в чинах в два раза быстрее. Выход г-на Кулаксиза сухим из воды после проведения во вверенном ему подразделении «грозных» плановых и внеплановых служебных проверок с участием не только сотрудников департамента ГАИ МВД Украины, но и представителей Генпрокуратуры люди знающие связывают с одним из заместителей Новикова — г-ном Голомшей Я. Я.А также его родным братом М. Я. Голомшей, замгенпрокурора. И, конечно, еще с двумя господами — начальником отдела департамента внутренней безопасности МВД Мариным (курирующим службу ГАИ) и помощником министра внутренних дел Мельником. Вот так-то, господа, — делиться надо, делиться!

Черная «жемчужина»

Существование подобных «милицейских бригад» и их успешная «деятельность» ни в одном подразделении органов внутренних дел решительно невозможны иначе, как только с ведома и прямого попустительства непосредственного руководителя этого подразделения. Первого лица. В данном случае — начальника УМВД в Одесской области.

Руководить милицией «жемчужины у моря» испокон веков считалось в кругах милицейских руководителей задачей архисложной. Традиционно один из наиболее криминогенных регионов страны, приграничные территории, пересечение множества контрабандных путей, наркоторговцев, беглых преступников и прочего не менее «законопослушного» элемента, Одесса недаром заслужила в воровском мире ласковое название «мама»…

Тот, кто возглавляет в этом регионе правоохранительные органы, вынужден бороться не только с преступностью, но и с многочисленными соблазнами. Соблазнами весьма серьезными, ибо в преступном бизнесе «жемчужины» вращаются действительно большие деньги. «Черные» миллионы и миллиарды. Именно поэтому коррупционные скандалы вспыхивали в местных правоохранительных органах с удручающей регулярностью во все времена. То потворство контрабандистам в портах, то нехорошие истории с «приватизированными» сотрудниками милиции контейнерами на известном всей стране рынке «Седьмой километр» и т. п. Не раз Одесский регион становился объектом «чисток» и массированных отработок «десантами» из высокопоставленных руководителей МВД и Генпрокуратуры.

Назначение на пост начальника УМВД Украины в Одесской области тогда еще полковника милиции Михаила Вершняка прошло под хорошо известными лозунгами «очищения» и «наведения порядка». Какой именно порядок будет наводиться в милиции, большинству ее сотрудников стало ясно после назначения начальником областного управления ГАИ Марии Стоцкой. Преступные группировки гаишников продолжили свою деятельность, нисколько не снижая ее размаха. Правдивы ли разговоры о заносившихся в кабинет начальника пухлых конвертах и «дипломатах» с долларами? Решайте сами…

Все та же вездесущая молва утверждает, что, развязав окончательно руки «бизнесменам от ГАИ», милицейское руководство области установило «твердый прейскурант» на должности в Госавтоинспекции. Например, пост начальника МРЭО стоит — в зависимости от места расположения и значительности подразделения — от пятидесяти до ста пятидесяти тысяч долларов США. И платят! А что не платить-то, если есть все условия эту сумму «отбить» в довольно сжатые сроки и, не напрягаясь особенно, аккуратно выплачивая положенную долю «наверх», продолжать «работать» уже на себя?!

Впрочем, основные интересы г-на Вершняка простирались в сферы гораздо более серьезные, по сравнению с которыми гаишные делишки — мышиная возня. Поговаривают, что Михаил Вершняк — как человек неглупый и предприимчивый — основное внимание уделял самому дорогому в любом приморском регионе — недвижимости и земле.

История, о которой уместно вспомнить в этом контексте, давно не является тайной. На интернет-сайте «Vlasti.net» любой желающий может найти «Открытое письмо Министру МВД Луценко» от членов Общественного Антикоррупционного комитета одесской милиции. Посвящено оно факту вручения Вершняком ключей от элитной квартиры в престижнейшем районе Одессы «Новая Аркадия» начальнику Центра общественных связей УМВД Украины в Одесской области подполковнику милиции Ольге Богаченко. Сей факт (учитывая цены на недвижимость в означенном районе Одессы) вызывает глубокое недоумение у членов антикоррупционного комитета и надежду на то, что «…данная информация не останется незамеченной, а может послужить основанием для служебного расследования соответствующими органами…»

Расследования не было. Да и как ему быть, если появление этой и прочих «элитных квартир» (как утверждают, числом не менее восьми) многие связывают с «наездом» одесской милиции на киевскую строительную фирму «Домоград», имевшую несчастье затеять возведение в Одессе жилого комплекса «Пионер». Говорят и о двух квартирах, полученных «с барского плеча» личным водителем Вершняка, а главное — об элитной квартире в «Аркадии», оформленной на подставное лицо, для едва не первого лица в МВД.И связывают этот «подарок» с воспоследовавшим вскоре после появления нехороших слухов… присвоением Михаилу Вершняку специального звания генерал-майор милиции.

Подлинная правда и факт продажи бизнес-структурам более двух из четырех гектаров детского оздоровительного лагеря Министерства внутренних дел «Сокол» (продажи по ценам, «гораздо ниже рыночных»). Письмо-согласование по этому вопросу «Об отчуждении земельного участка государственной собственности, находящегося на балансе МВД», на имя г-на Гурвица и за подписью Вершняка было направлено 9 февраля 2006 года. Но мог ли генерал Вершняк «решить вопрос» без согласования с Киевом, с министерством? Однозначно — нет! По некоторым данным, такое согласование (в устном порядке) было проведено им лично с министром.

В конце февраля нынешнего года с личного «благословения» министра осуществлена продажа части морского побережья в Белгород-Днестровском районе, «закрепленном» за областным управлением Госавтоинспекции. Подобные «гешефты» способны в одночасье даже нищего превратить в миллионера, поскольку цены на участки приморской земли в Одесской области исчисляются в сотнях тысяч долларов за каждую «сотку». Коммерсанты же, скупающие эту землю «по смешным ценам», компенсируют зазор взятками, суммы которых исчисляются также суммами с пятью-шестью нулями.

Много еще нехороших, скажем так, слухов ходило о Михаиле Вершняке в Одессе. Не стихали разговоры не только о «крышевании» каналов контрабанды, но и о таких каналах, созданных и содержащихся действующими сотрудниками милиции. О «наездах» на коммерсантов, «похороненных» за огромные взятки уголовных делах, возбужденных по фактам мошеннического завладения базами отдыха и пансионатами. И о том, какие запредельные суммы, сотни тысяч долларов, «уходят» в Киев, ибо даже генералу в нынешние дни без надежной «крыши» быть никак невозможно…

И вот казавшемуся безраздельным и бесконечным господству Михаила Вершняка в Одесской области вдруг настал конец. Почему?

Металл устал?

В выступлении 27 мая 2006 года, посвященном представлению личному составу УМВД Украины в Одесской области нового начальника — генерал-майора милиции Богдана Керницкого, Юрий Луценко, в частности, заявил: «Я позитивно оцениваю деятельность Михаила Вершняка на должности руководителя одесской милиции. Считаю, что он много сделал для одесской милиции и для развития региона без криминальных оков, которые его, к сожалению, окутывали в прежние годы. Он — великий профессионал…» И добавил: «…в физике есть такое понятие, как «усталость металла». В условиях одесского климата она наступает довольно быстро. Я считаю, что Михаил Вершняк является серьезным специалистом, но на данный момент эта «усталость металла» дала о себе знать. Я отдельно подчеркиваю, что это — не «коррозия металла»… Добавить тут, пожалуй, нечего.

Поговаривают, что поводом для увольнения послужила никакая не «усталость», а… шестьсот тысяч долларов, не доехавшие до адресатов в столице! Как ни старался генерал, отбиваясь от обвинений в «крысятничестве» и «невыполнении социалистических обязательств», доказать, что он тут ни при чем, но от должности как единожды «не оправдавший доверие» был отставлен. А может, поступили так по извечному обычаю восточных деспотов периодически заменять верных сатрапов в провинциях — «дабы не зажирались»? Во всяком случае, представляя нового руководителя, Луценко выразил надежду, что тот достойно продолжит работу «команды Михаила Вершняка». Тот и продолжил — со всем возможным тщанием!

Личность генерал-майора милиции Богдана Керницкого, извилистые перипетии его жизненного и карьерного пути — тема отдельного увлекательнейшего рассказа в детективном стиле. И мы о них расскажем! Но в рамках данного повествования интерес представляют прежде всего его первые шаги на новой должности и те изменения, которые произошли (или не произошли) в одесской милиции с его приходом.

Вновь начнем с управления Госавтоинспекции УМВД Украины в Одесской области. Да, полковник Мария Стоцкая с должности смещена. Но не подумайте, что причина кроется в разоблачении ее «внеслужебной» деятельности или в иных «компрометирующих мотивах». Г-жа Стоцкая чувствует себя превосходно и на Керницкого ничуть не обижена — недаром же, когда 6 июля нынешнего года в гости к папочке решил пожаловать Керницкий-младший и его служебная машина сломалась, не доезжая Одессы, навстречу помчалось «Ауди» Стоцкой, благополучно доставившее по месту назначения «дорогого гостя». Стоцкая не унывает и, поговаривают, уже присмотрела себе новый пост — замначальника УМВД Украины на Одесской железной дороге. Тоже жить можно, если «использовать» с умом…

Убрали «полковницу» вовсе не за ее прошлые «заслуги», а исключительно в силу того, что Керницкому на посту начальника Госавтоинспекции области нужен «свой человек». Таковым стал назначенный на эту должность полковник милиции Петр Луцюк, в свое время уже «отметившийся» в достаточно неприглядной истории. Дело в том, что во время постройки в Млыновском районе Ровенской области поста ГАИ, а впоследствии и возведения админздания дорожно-патрульной службы ГАИ в исключительно живописном месте Ровенской области возникла вдруг «хатка» с причалом для катеров, подземным гаражом и сауной, принадлежащая г-ну Луцюку. Злые языки утверждают, что на строительство этой «хатки» и перекочевало незаметно для всех некоторое количество материальных и финансовых ресурсов с вышеупомянутых строек. А еще любит полковник Луцюк разъезжать на дорогих иномарках, регулярно меняя на них давно «уничтоженные» госномера…

И зам у г-на Луцюка — под стать начальнику. К новому месту службы на берег Черного моря полковник милиции Игорь Охримчук прибыл на собственном автомобиле «Мерседес-бенц» той модели, что в народе зовется «кубиком». И стоит побольше ста тысяч долларов. Неслабо для милицейской зарплаты! Вообще-то г-н Охримчук, наверное, должен был из Ровенской области отбыть не «к новому месту прохождения службы», а совершенно в другом направлении, поскольку не столь давно отделом внутренней безопасности УМВД Украины в Ровенской области на него заведено дело. По факту служебного подлога и злоупотребления служебным положением. Если верить материалам проводившейся внутренней безопасностью проверки, Охримчук так хотел поскорей стать полковником, что взял да и «подправил» сроки получения им очередных специальных званий «майор милиции» и «подполковник милиции» как в личном деле, так и в представлении на звание полковника… Быть бы большому скандалу с оргвыводами, но… дело как-то само собой «замялось». Правда, вроде бы и не совсем «само собой», а по указанию замначальника департамента внутренней безопасности МВД Голомши. Неужели правду говорят о пяти тысячах долларов, вовремя занесенных в один из высоких кабинетов Ровенской внутренней безопасности?!

Такими вот кадрами генерал Керницкий «укрепил» и «усилил» одесскую милицию. На остальных направлениях работы, похоже, трудятся не менее достойные. Поскольку не прекращается идущий через область поток контрабанды, все так же закрываются дела о махинациях с землей и недвижимостью, а в тех уголовных делах, которые «развалить» сразу не получается, выводятся из-под удара «меченые» сотрудники милиции, сумевшие доказать лояльность и полезность новому «шефу». И этим положением дел, похоже, довольны те, с кем генерал Керницкий должен нещадно бороться, освобождая регион «от криминальных оков». Кто презентовал г-ну Керницкому морской катер «Висмут-39», стоянка которого на 9-й станции Большого Фонтана? На борту судна (зарегистрированного почему-то на Кипре) этим летом можно было лицезреть не только самого Керницкого, но и всю его многочисленную родню.

Впрочем — что катер… Жить на нем не будешь. И потому г-н Керницкий занят прежде всего решением жилищного вопроса для себя и своих близких.

Правда, если кто-то думает, что генерал с родными коротал теплые летние ночи по-спартански, в палатке, то он глубоко ошибается. С момента прибытия в Одессу Керницкий имеет резиденцию сперва в пансионате «Магнолия», а затем в одном из наиболее дорогих отелей Одессы — «Отрада», в апартаментах стоимостью по пятьсот долларов за сутки. Семья Керницкого, прибывшая в «жемчужину у моря» едва ли не в день его назначения, проживает не в худших условиях, а питается тоже не в столовке УМВД, а в ресторане «Эдельвейс». Интересно — за чей бы это счет?!

Впрочем, «бездомный» генерал может теперь вздохнуть с облегчением. Буквально на днях состоялось заседание соответствующей жилищно-бытовой комиссии, на котором было принято решение о выделении достойной такого человека жилплощади. В обход всяких там «чернобыльцев» и прочих «внеочередников». Правда, под протоколом комиссии стоит почему-то пять подписей вместо положенных семнадцати. Ну кого ж это смутит!

Так что г-н Луценко может быть спокоен — генерал Керницкий успешно «продолжит дело команды Вершняка». Уже продолжает и, похоже, далеко превзойдет предшественника.

…Когда работа над материалом уже была завершена, нам сообщили, что в ночь на 5 сентября 2006 года начальник МРЭО города Южный Одесской области на автомобиле BMW совершил в Южном наезд на двух граждан Республики Беларусь. Потерпевшие находятся в одной из больниц Одессы, один — в крайне тяжелом состоянии. В сводки происшествий и преступлений ДТП не внесено, доклада о совершенном сотрудником милиции наезде в МВД не поступало…

Александр Балога, From-ua.com

Читайте также: