НА БАНКОВОЙ БУДУТ ТАНЦЫ

Пока новая власть радует слух избирателей обещаниями скорой и большой справедливости, отдельные носители идей всеобщей моральности не тратят время попусту. Как и раньше, они “гребут под себя”. Cкандал с земельными наделами в Пуще-Водице, в который оказались вовлечены девять заместителей киевского градоначальника Александра Омельченко и большое количество депутатов Киевсовета, лишь малая толика безобразий, творящихся с коммунальной собственностью киевской общины.Уродливая застройка исторического центра Киева, раздача нуворишам рекреационных земель Феофании, Жукова острова и Козина, вынашивание планов о передаче в частные руки гордости столицы – Владимирской горки и Днепровской набережной – все это сходило и до сих пор сходит киевским властям с рук. Как при “злочинному режимі”, так и при народном.

Власть поменялась. Но киевская – осталась. С ее духом стяжательства, лицемерия, круговой порукой госчиновников. И традициями угодничества перед кем угодно, лишь бы это способствовало безбедному существованию «городской команды».

В очередной скандал с городской недвижимостью, разгорающийся этими днями, вовлечен детский творческий коллектив «Веселад». Вышвырнуть на улицу образцовый детский хореографический ансамбль из арендуемого им долгие годы помещения вознамерилась телерадиокомпания «Радио-ЭРА». При деятельном соучастии столичных властей ТРК повела решительную атаку на колектив Центра детского досуга, арендующего двухэтажный особняк – дом № 20 на бульваре Верховного Совета в Киеве.

Не вдаваясь в юридическую казуистику многочисленных документов, вкратце изложим историю злополучного особняка. Некогда преуспевающий флагман украинской индустрии — столичное предприятие “Химволокно” имело на своем балансе обширные непрофильные активы. Среди которых до сих пор пребывает и здание Центра детского досуга с именитым детским хореографическим коллективом.

Собственно, танцевальный коллектив – это все, что осталось от былого многообразия “детского досуга”. Все остальные направления творческого развития детей были ликвидированы с момента въезда в здание новых арендаторов – ТРК «Радио-ЭРА».

Оккупация второго этажа детского Центра приватной коммерческой структурой произошла вследствие банкротства “Химволокна”, которое больше не могло – физически – финансировать былую мощную инфраструктуру. Зато руководство предприятия-банкрота быстро постигло все прелести сдачи в аренду помещений “Химволокна” коммерческим предприятиям. Поскольку холодные цеха завода арендаторов прельщали мало, в первую очередь новых хозяев обретали помещения, пригодные для офисов.

Здание на бульваре Верховного Совета, 20 разделило участь прочих подобных строений бывшего промышленного гиганта.

Чтобы уютно разместить новоселов, профкому “Химволокна”, официальному распорядителю помещений, пришлось пожертвовать большей частью преподавательского коллектива Центра детского творчества, который безжалостно сократили. Без наставников – творческих руководителей – осталась детвора левобережных районов Киева. Стоит отметить еще одно немаловажное обстоятельство: новые арендаторы, занявшие второй этаж особняка, не скрывали перед “уцелевшими” художественными руководителями “Веселада” — первый этаж также скоро отойдет новым хозяевам.

В доказательство серьезности своих намерений руководящие сотрудники ТРК «Радио-ЭРА» перманентно вступали с руководителем “Веселада” Виталием Гусовским в прения по поводу скорейшего освобождения юными танцорами помещений первого этажа. И приступали к демонстративному обмеру вожделенных помещений в присутствии растерянных и перепуганных детишек, уже уверенных, что “взрослые дяди «из телевизора» их выселят”. Виталий Дмитриевич незваных визитеров из детских помещений выгонял, они в ответ ему угрожали. «Завхозы» хозяев ТРК «Радио-ЭРА» намекали неуступчивому руководителю “Веселада” хореографу Гусовскому, что за их спинами стоят фигуры «видных людей». И он-де плохо кончит, если не освободит приглянувшееся здание подобру-поздорову. Но Гусовский намеки упорно игнорировал.

Теперь же, когда вопрос о распродаже обанкротившегося “Химволокна” стал “ребром”, детскому коллективу “Веселад” предложили перебраться в здание Дворца культуры комбината.

Впрочем, “дворец” – это сильно сказано. От былого великолепия в полуотапливаемом помещении остались только стены. К тому же это строение расположено далеко на отшибе от транспортных коммуникаций. Путь к нему лежит через неосвещаемое пространство, облюбованное еще с советских времен местной шпаной, что очень некстати: хореографией в “Веселаде” занимаются, в основном, девочки. И не каждого ребенка на занятие в состоянии водить родители. Немаловажно и то, что помещения здания Центра оборудованы под танцклассы, чего не скажешь о холодных комнатах дворца.

И вся эта бодяга с принудительным отселением танцевального детского коллектива с 10-летней историей вершится на пике творческого подъема юных хореографов.

Аматорский коллектив “Веселад” многие годы является визитной карточкой не только Киева, но и Украины. Дипломант, лауреат и победитель огромного числа международных фестивалей: в Испании, Франции, Германии, Египте, Турции, Македонии, Болгарии, Венгрии, Сербии, Черногории, Хорватии, Норвегии, Кипре.

Ансамбль – Лауреат Гран-при в МДЦ “Артек” в 2000-2003 годах и Лауреат Всеукраинского смотра-конкурса творческих коллективов. Труд педагогов ансамбля многократно отмечен “Знаком почета”, грамотами и благодарностями, в том числе, и от киевского мэра А.Омельченко. Выпускники “Веселада” трудятся в известнейших профессиональных творческих коллективах Украины.

Именно эти талантливые дети и педагоги-сподвижники создавали для нашей страны доброе имя. “Веселад” за границей – брэнд нашей Родины, Киева.

Печально, что существование именитого коллектива стало заложником коммерческих интересов.

Но основная интрига заключена еще и в том, что само “спорное” здание послевоенной постройки стоит гораздо меньше, чем земельный участок в пол-гектара, отведенный под него. А эта земелька идеально подходит для возведения на нем очередной жилой высотки – рядом их построено уже несколько. Участок прилегает к прекрасной транспортной развязке, от него рукой подать до станции метро “Черниговская”. Поистине, «лакомый кусочек» для застройщика. Сколько же стоит сегодня столичная недвижимость, знает каждый.

Натиск, с каким дирекция ТРК «Радио-ЭРА» сегодня выдавливает танцевальный коллектив из помещений Центра, объясняется особенностями текущего момента.

Во-первых, “Химволокно”, как банкрот, готово переуступить право собственности на ряд своих объектов арендаторам – за деньги, разумеется. Понятно, что объекты уйдут с молотка по остаточной балансовой стоимости («безнальная» часть).

Во-вторых, как предприятие, находящееся в коммунальной собственности города (95% уставного капитала), “Химволокно” расстаться с собственностью может только с согласия и одобрения городских властей.

В-третьих, приватизировать вожделенное здание Центра, послав детей куда подальше, теоретически возможно именно сейчас: старые власти — уже не “у руля”, новые — еще не овладели в полной мере ситуацией на местах.

Мэрия, судя по реакции ее чиновников, заняла сторону телерадиокомпании «Радио-ЭРА» и ее владельцев. Проблемы детей коммерсантов волнуют мало. Александр Радчук, руководитель “Химволокна”, в разговорах с руководителями ансамбля не скрывает, что на него заинтересованными лицами оказывается мощное давление – чтобы “ускорить процесс” выселения детского коллектива.

И это не смотря на то, что еще 17 марта минувшего года на собрании представителей трудового коллектива ОАО “Химволокно” было принято решение: согласия на передачу в собственность сторонним организациям здания Центра детского досуга, как объекта социальной сферы комбината, не давать! Это решение трудового коллектива в письмах на имя мэра А.Омельченко поддержали председатели Всеукраинского и столичного профсоюзов работников химической и нефтехимической промышленности В.Мойсюк и С.Вербицкая.

Преподавательский коллектив “Веселада”, оскорбленный двурушничеством киевских властей, одной рукой гладящих детей по головкам, а другой отбирающей у них танцевальные классы, видит два выхода из создавшейся ситуации.

Первый – руководству «Химволокна» расторгнуть договор аренды с ТРК «Радио-ЭРА». А киевской мэрии взять Центр детского досуга вместе с коллективом “Веселада” на свой баланс, возродив в нем все былое многообразие работы с подрастающим поколением. Хотя детский творческий коллектив – организация хозрасчетная, и все эти годы кормит и одевает себя сам. А спонсорами выступают родители двух сотен начинающих и дипломированных танцоров.

Второй вариант не решает проблем счастливого детства — просто оставить детей в покое.

“Обстряпать дельце” в духе старых традиций – за спинами граждан — у мэрии и ТРК «Радио-ЭРА» вряд ли получится: не те времена. Об этом руководство “Химволокна” и киевского мэра А.Омельченко на днях письменно предупредили члены родительского комитета коллектива “Веселада”. Решимость отстоять интересы своих детей у родителей не меньше, чем у их оппонентов – поживиться недвижимостью.

И если, не смотря на протесты, “Веселад” все же выбросят на улицу, следующий концерт знаменитого детского хореографического ансамбля киевляне смогут увидеть под администрацией Президента и у здания мэрии.

P.S. Когда материал готовился к печати, разгорелся скандал по поводу еще одного “творческого” объекта, с легкой руки киевской мэрии изымаемого у… музыкантов.

“23 декабря, накануне новогодних и рождественских праздников, на сессии Киеврады было утверждено решение о передаче нежилых помещений на ул. Толстого, 31а и б в собственность ООО «Архитектура Люкс». И мало кто обратил бы внимание на этот факт, если бы в указанных зданиях не располагалось старейшее музыкальное училище в Украине — имени Р.М. Глиэра. Педагогический состав учебного заведения такое решение застало врасплох — результатов переговоров «наверху» они не знали, поэтому действовать начали весьма импульсивно, написав письмо на имя городского головы Александра Омельченко…”

Что стоит за этой сделкой городских властей, вы можете узнать из публикации нашей коллеги Ольги Лебедевой (“Когда говорит бизнес, музы молчат”; “Зеркало недели”, № 3 от 2005г.).

Георгий Киквидзе, «УК»

Читайте также: