Тайное списания денег с абонентов мобильными операторами продолжится. Власть помогает сохранить “схему” на 3 млрд?

Тайное списания денег с абонентов мобильными операторами продолжится, власть помогает сохранить "схему" на 3 млрд

О том, как у абонентов мобильных операторов отбирают деньги за навязанные контент-услуги сказано уже много. Эта проблема на украинском телеком-рынке существует более десяти лет, однако наибольших масштабов она приобрела с распространением смартфонов и скоростного мобильного интернета примерно пять лет назад, отмечает Экономическая правда.

Принудительное подключение миллионов украинский к платным услугам и тайные списания средств с их счетов будут продолжаться. Чиновники вернули на доработку документ, который позволяет это прекратить. Что происходит?

История вопроса

На эту проблему обратила внимание Национальная комиссия регулирования связи и информатизации, которая, помимо обеспечения конкурентного рынка,  должна  защищать и потребителей.

Два года назад НКРСИ предложила изменить  Правила предоставления и получения телекоммуникационных услуг . Инициатором изменений был ексчлен комиссии Владимир Гресько.

В чем проблема и как ее решить?

Контент-услуги – информационно-справочные, развлекательные, музыкальные – оказывают так называемые контент-провайдеры через сети операторов телекоммуникаций. Средства за эти услуги списываются с лицевых счетов абонентов.

“Услуги предоставляют одни, а деньги списывают другие. Это грубое нарушение закона “О защите прав потребителей”. Каждый потребитель имеет право знать поставщика услуги”, – объясняет Гресько.

Лишь незначительная часть абонентов обращается в НКРС с жалобами. Те, кто обратились, – лишь верхушка айсберга, говорит Гресько. За 2020 год  каждая четвертая жалоба в комиссию касалась незаконного списания средств за контент-услуги.

 

Граждане жалуются, что мобильные операторы подписывают их на музыкальные сервисы, новости, гороскопы, сказки и даже эротические сайты. Подписывают на интернет-сервисы даже владельцев кнопочных телефонов.

Поэтому в 2019 году НКРСИ начала разрабатывать соответствующие изменения.

“Впрочем, эту работу мобильные операторы не воспринимали ответственно. Под разными предлогами они не хотели решать эту проблему”, – отмечает Гресько.

Цена вопроса: 3 миллиарда

Сколько ежегодно платят украинцы за такие подписки?

На одном из заседаний парламентского комитета по вопросам цифровой трансформации представители мобильных операторов озвучили эту цифру, говорит в комментарии изданию “Экономическая правда” заместитель министра цифровой трансформации Александр Шелест.

Размер рынка контент-услуг, по расчетам операторов, составляет около 3 млрд грн в год. Из этой суммы мобильные операторы получают 1 млрд грн. Остальные распределяется среди контент-агрегаторов и других участников рынка.

По оценкам Шелеста, около 1500 000 000 грн ежегодно абоненты теряют из-за контент-услуг, которые они не заказывали. То есть на самом деле такими услугами пользуется только половина абонентов. С других средства списывают без их согласия и часто без уведомления.

Минцифры с осени 2020 года общается с мобильными операторами по урегулированию рынка контент-услуг. В министерстве видят, что операторы затягивают процесс внесения изменений.

“Это происходит не первый год. Операторы очень активно противодействуют любым изменениям в этой сфере”, – замечает Шелест.

Руководитель сектора “ИТ и телеком” офиса эффективного регулирования BRDO Игорь Самоходский более двух лет участвует в разработке нормативных актов, которые бы запретили мобильным операторам торговать “токсичными” контент-услугами. Для этого правительство должно внести изменения в собственное постановление.

“Такие проекты обычно согласовываются за два-три месяца, но согласование этого документа продолжается с осени 2019 года, то есть почти два года. Это невероятный срок для документа на четыре страницы”, – говорит он.

Несмотря на сопротивление операторов, в начале лета 2021 года документ прошел согласование с другими государственными органами.

Визы на нем поставили Минцифры, Минфин, Минэкономразвития, Госспецсвязи, Антимонопольный комитет, Государственная служба по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей, Государственная регуляторная служба, уполномоченная по правам человека.

Документ есть в распоряжении издания “Экономическая правда”.

Как предлагалось решить проблему

Изменения в правила предоставления телеком-услуг отменяют навязывания “токсичных” контент-услуг абонентам мобильных операторов. Документ предусматривает такие нормы.

✔ Внедрение двухшаговая согласия абонента на получение платной контент-услуги. Первый клик – абонент получает информацию о и условия его оплаты, второй – заказывает услугу.

✔ Согласие потребителя должно предоставляться письменно или действиями, которые могут быть зафиксированы оборудованием оператора (голосовое сообщение, текстовое сообщение, использование сигналов тонового набора).

✔ Запрет операторам предоставлять контент-услуги, если на лицевом счете абонента нет средств или он достиг предельной суммы средств, определенной договором.

✔ Обязательства для операторов одновременно с заказом контент-услуги предоставлять абоненту информацию, каким образом можно отказаться от услуги.

Человек Зеленского сыграл не в пользу абонентов

На сохранение принципа так называемого молчаливого согласия для получения контент-услуг настаивали представители компании «Киевстар», рассказывает Гресько.

“Приходит вам сообщение, вы случайно нажали на ссылку в нем – и деньги списаны. Или вы за определенное время не ответили. Например, надо было отправить оператору некую комбинацию цифр, а вы не отправили, и все – деньги списали”, – объясняет принцип молчаливого согласия ексспивробитник НКРСИ.

Другие собеседники издание подтверждают, что наиболее агрессивно настроенны  против отмены контент-услуг компании “Киевстар” и Vodafone. lifecell заняла нейтральную позицию, поскольку “это не их рынок, доходов от этого у них немного”.

В сентябре 2020 ЭП публиковала материал о том, как государство планирует остановить списание денег со счетов абонентов. Тональность тогдашних комментариев трех операторов относительно намерений НКРСИ подтверждает слова собеседника издания.

“Неформально высказывались мнения, что надо уволить Гресько, потому что он, мол, убивает рынок контента”, – добавляет собеседник.

Срок полномочий трех членов НКРС, в том числе Гресько, завершился в 2020 году. В июне 2021, когда изменения уже были согласованы, и их нужно было обсудить на правительственном комитете и вынести на заседание Кабмина, Владимир Зеленский  уволил из НКРСИ трех членов, в том числе Гресько.

Другим указом президент назначил пятерых членов комиссии, в том числе эксдиректора департамента администрации Госспецсвязи Николая Ткаченко.

1 июля последний выступил на закрытом правительственном комитете , который проходил по видеосвязи. Новоназначенный член НКРС отказался поддержать изменения, которые его коллеги разрабатывали два года, и предложил отозвать документ на доработку.

 

Член НКРСИ Николай Ткаченко ИСТОЧНИК: ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ПОРТАЛ

Вицепремьер – министр цифровой трансформации Михаил Федоров, который председательствовал на правительственном комитете, поддержал предложение Ткаченко.

“Это было довольно неожиданно, когда на заседании правительственного комитета коллега из НКРСИ снял этот вопрос. Я был очень неприятно удивлен, поскольку мы с осени очень активно поддерживали коллег и рассчитывали на то, что изменения будут одобрены и заработают“, – отмечает Шелест.

Почему глава правительственного комитета не настоял на принятии документа? На этот вопрос Шелест ответил так: если разработчик снимает свой вопрос с рассмотрения, то он не может заставлять его или давить на него.

Почему представитель НКРС отозвал документ

На заседании правительственного комитета, обосновывая свою инициативу, Ткаченко заявил, что получил письмо из комитета Верховной Рады по вопросам цифровой трансформации, в котором председатель комитета Михаил Крячко (“Слуга народа”) просит отозвать документ.

Интересно, что письмо получил только Ткаченко, в НКРСИ оно не поступало. Его направили и Федорову. Письмо в есть также распоряжении издания ЭП.

Крячко в письме просит вернуть разработчику (НКРСИ) проект изменений в “Правила предоставления и получения телекоммуникационных услуг” для его дополнительной проработки с целью приведения в соответствие с законом “Об электронных коммуникации” и “дополнительной доработки с учетом предложений участников рынка”.

 

Фрагмент письма Михаила Крячко к Михаилу Федорова

За два дня до этих событий на правительственном комитете парламентский комитет получил письмо с подобной просьбой. Написал его председатель Совета Украинской ассоциации операторов связи “Телас” Леонид Ошеров.

Главной задачей “Теласи” является “защита прав и интересов членов ассоциации в различных организациях, в том числе международных”. Членами ассоциации, в частности, является «Киевстар», Vodafon и lifecell. Это письмо тоже есть в распоряжении ЭП.

 

Фрагмент письма председателя “Теласи” Леонида Ошерова к Михаилу Крячко

К письму Ошеров добавляет сравнительную таблицу, в которой “предложения участников “Теласи”  согласованы и консолидированы”. Ими предлагается убрать согласованые со всеми государственными органами нормы, касающиеся “токсичных” контент-услуг.

 

Фрагмент письма Леонида Ошерова к Михаилу Крячко. НАЖАТЬ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ

Как видно из сравнительной таблицы, участники рынка телекоммуникаций предлагают отменить двухфакторное согласие абонентов мобильных операторов на получение контент-услуг. При этом именно двухфакторное согласие является ключевым условием уничтожения “токсичных” контент-услуг.

Имел ли право член НКРСИ отозвать документ?

Нацкомиссия регулирования связи и информатизации – это коллегиальный орган, состоящий из шести членов и председателя. Все важные решения комиссия принимает большинством при голосовании. Решение вносить изменения НКРСИ принимала коллегиально.

“Решение выносить этот проект было коллективным, как этого требует законодательство, а вот как от проекта решили отказаться – нам неизвестно. Никакие решения регулятора по этому вопросу не оглашались, как и протокол правительственного комитета. Необходимо увидеть официальную информацию. Если проект будут дорабатывать, то его обязаны повторно вынести в течение десяти дней. Если же проект отозвал один из членов регулятора, мы пока не понимаем, какое возможное правовое основание для этого “, – говорит Самоходський.

“На каких основаниях Ткаченко заявил в Кабмине об отзыве, мне неизвестно. Возможно, он получил такие полномочия от членов комиссии, но для этого должно быть заседание. Его, насколько я знаю, не было”, – отмечает Гресько.

Зато Ткаченко сообщил журналистам ЭП, что заявление об отзыве документа из правительственного комитета – его собственная инициатива. Никаких решений по уполномочиванию его на такой шаг НКРСИ не принимала.

“Мы делали запрос в Национальную полицию, сколько было обращений по поводу контент-услуг. Процент, который дало Министерство внутренних дел, ничтожен. В НКРСИ да, этот процент больше, но я думаю, что не очень много в процентном отношении тех нарушений в части контент-услуг “, – так объяснил ЭП свое решение Ткаченко.

Что теперь

По словам Шелеста, Минцифры ждет до 10 июля решение НКРСИ о дальнейших действиях с проектом изменений в правила предоставления телеком-услуг в контексте контент-услуг.

“Если в ближайшее время не будет никакого прогресса со стороны комиссии, то мы будем подавать аналогичный проект изменений, чтобы его точно никто не отзывал и он был одобрен. Ждем ответа регулятора в течение этой недели”, – говорит Шелест.

Если решение комиссии не будет, представление и одобрение аналогичного проекта Минцифрой займет около трех месяцев. Однако этот процесс тоже может затянуться.

“Думаю, НКРСИ и администрация Госспецсвязи будут работать с комитетом, чтобы сделать постановление в кратчайшие сроки. У нас времени не так много. Мы должны проработать это постановление до нового года и внести его на рассмотрение правительства”, – заявил Ткаченко.

Автор: ВСЕВОЛОД НЕКРАСОВ; Экономическая правда

You may also like...