14 фабрик смерти: как это происходило в Украине во время Второй Мировой

Лето 1941-го. 197-й артполк, ведя оборонительные бои, отступает на восток. Но вскоре попадает в немецкое окружение и большинство из тех, кому посчастливилось выжить, оказывается в плену. Среди них и рядовой Никита Семинос.

«После нескольких недель пребывания в так называемом пересыльном пункте нас перевели в концлагерь, который находился в Киеве, неподалеку печально известного Бабьего Яра, — рассказывал Никита Соломонович. — Дни, проведенные там, запечатлелись на всю жизнь».

Сказать, что жизнь пленников была тяжелой, — ничего не сказать, она была ужасной: рабочий день длился с четырех часов утра до восемнадцати. Питались пленные вонючей баландой — утром и вечером. Немцы, обустраивая лагерь, сделали все возможное, чтобы и мышь не проскользнула оттуда: вся его территория была окружена тремя рядами колючей проволоки, к одному из них подвели электроток высокого напряжения. Сырецкий лагерь состоял из двух участков.

На одном из них стояли бараки, а на другом — было выкопано более 10 землянок, в которых тоже содержали заключенных. Чуть ли не каждый день их заставляли закапывать жертв Бабьего Яра: расстрелы, начавшись там 29 сентября 1941-го, продолжались до последних дней пребывания фашистов в городе. Расстреливали и узников Сырецкого концлагеря: педантичные немцы отвели на эту «процедуру» 2 дня в неделю. Трупы убитых сбрасывали в ямы, выкопанные на территории лагеря, а также отвозили на подводах в яр.

В октябре 1941 года на территории Украины функционировало 10 лагерей для солдат и 1 для командиров Красной армии, в которых находилось около 450 000 пленных. Условия содержания в них были ужасными: пленники круглосуточно находились под открытым небом, голодали и не получали простой медицинской помощи. Положение этих несчастных людей было настолько ужасным, что в начале 1942 года министр оккупированных восточных территорий Альфред Розенберг жаловался фельдмаршалу Кейтелю на «крайне плачевное физическое состояние пленных, из-за чего они не способны как следует работать на Германию».

К концу ноября из вышеупомянутых 450000 пленников более 30 000 умерло, почти столько же немцы расстреляли, а более 200 000 отправили в лагеря на территории оккупированных стран Европы. Поэтому в конце 1941 года в Украине оставалось около 180 000. Но вскоре их количество начало расти. Прежде всего за счет красноармейцев, захваченных в плен. Численность пленных так стремительно росла, что места в лагерях им не хватало, и немцы начали строить новые, доведя их численность до 230.

«К нам охранники, администрация лагеря относились хуже, чем к скоту. Нас убивали не только за какую-то малейшую провинность, например, из-за медленного выполнения приказа немца, но и ради развлечения».

«У меня до сих пор, хотя с тех пор прошли десятилетия, перед глазами мои товарищи по несчастью — голодные, истощенные. Наша жизнь могла оборваться в любой момент».

Это — воспоминания о своем пребывании в немецких концлагерях бывших красноармейцев. И они нисколько не преувеличивали своих страданий. Например, в городке Хорол, на Полтавщине, нацисты удерживали невольников в яме глиняного карьера и под открытым небом. За 1941-1942 годы здесь погибло 57 000 человек. Недалеко от города Славута на Хмельнитчине немцы устроили «Гросс-лазарет» №301 — лагерь, куда свозили раненых военнопленных и где, как они объявили на весь мир, их должны были лечить. И по воспоминаниям счастливчиков, которые сумели там выжить, им не предоставляли даже элементарной помощи. А суточный пищевой рацион состоял из 250 граммов эрзац-хлеба, основным компонентом которого были опилки, и двух литров баланды. Такое «питание» провоцировало дистрофию, распространение тяжелых кишечно-желудочных заболеваний и в конце концов смертность.

После того как в январе 1944 года наступающая Красная армия освободила пленников, был проведен осмотр 525 освобожденных военнопленных Гросс-лазарета. Судебно-медицинская экспертиза на основании его результатов, а также внешнего осмотра 500 эксгумированных трупов пришла к выводу, что «немецкая администрация и немецкие врачи госпиталя создали такой режим, при котором неизбежна почти поголовная смертность больных и раненых». Основными причинами смерти военнопленных эксперты установили: истощение крайней степени, инфекционные заболевания, причинение ран из автоматов и холодного оружия.

Через Дарницкий фильтрационный лагерь, расположенный на левом берегу Днепра, в течение 1941-1943 годов прошло 300 000 человек, из которых около 200 000 умерло голодной смертью или не вытерпев издевательств.

На Нюрнбергском процессе среди многих обвинений, предъявленных верхушке Третьего рейха, было и массовое уничтожение пленных. Геббельс назвал расстрелы «вынужденными мерами, поскольку мест для содержания такого количества людей не было». Главный идеолог лукавил: еще в марте, готовясь к походу на Восток, немцы создали 4 специальные так называемые айнзацгруппы численностью 800-1200 человек, которые, в свою очередь, состояли из 16 оперативных команд каждая. Их назначение — физическая ликвидация пленных, находившихся в лагерях. Эти звери оставили кровавый след во многих странах, но больше всего наследили на территории Украины. Например, Айнзацгруппа «С» только в октябре 1941 года уничтожила 75000 пленных.

Никите Семиносу повезло: пройдя сквозь ужасы гитлеровского концлагеря, он чудом уцелел. И даже успел повоевать в советской армии, дойдя со своим подразделением до самого Берлина. А вот почти двум миллионам пленникам фашистских концлагерей, томившимся в неволе на территории Украины, не повезло. Все они были уничтожены нацистами…


СПРАВКА

Гитлеровцы создали более 14 000 концлагерей. Среди их пленников больше всего было военнопленных из числа бойцов и командиров Красной армии.

В Германии первый концлагерь появился сразу после прихода Гитлера к власти — в 1933 году. В него поместили оппозиционеров нацистского режима — коммунистов и социал-демократов. В гитлеровской Германии и на оккупированных ею территориях работало более 14 000 учреждений, в которых систематически уничтожали людей. Это были не только концлагеря, но и тюрьмы, гетто, филиалы лагерей. В июле 1933 года количество заключенных достигло 26789.

В 1941 году появились «лагеря смерти», в которых убивали не только немецких, но и европейских евреев. Они были созданы в основном в Польше — Белжец, Собибор, Треблинка, Аушвиц-Биркенау и др. Только в Аушвице встретило свою смерть около одного миллиона 600 тысяч человек. Лагеря смерти были в Германии, Франции, Литве, Беларуси, Норвегии и других оккупированных странах.

С 1942 по 1945 год в концлагерях находились преимущественно евреи и советские военнопленные. По официальным данным, их насчитывалось около 3 миллионов. Там проводилось большое количество медицинских экспериментов над людьми. Особой жестокостью отличались эксперименты над детьми и близнецами, которые проводил пресловутый Йозеф Менгеле в концлагере Аушвиц. В других крупнейших лагерях (Дахау, Бухенвальд) проводились эксперименты с гипотермией, когда людей на 3 часа помещали в холодную воду со льдом, эксперименты с различными инфекционными болезнями, ядом и газами.

До конца 1944 года узников концлагерей переправляли с оккупированных территорий во внутренние лагеря Германии. Сначала заключенных доставляли поездами, а потом их перемещали пешком. Люди во время таких переходов погибали от холода, голода, истощения и насилия охраны. Позже эти переходы назвали «маршами смерти».

11 апреля 1945 года союзники освободили один из крупнейших концлагерей — Бухенвальд. В честь такого события ежегодно в этот день отмечают Международный день освобождения узников фашистских концлагерей.

Оккупировав в 1939 году Польшу, они сразу же построили «Освенцим»: уже весной 1940-го он принял первых заключенных. Просуществовал он до 27 января 1945: в этот день сюда ворвались бойцы батальона, которым командовал полтавчанин Анатолий Шапиро.

«Около 8000 человек нелюди не успели уничтожить, и мы их освободили, — вспоминал впоследствии лейтенант Виктор Солнцев, командир взвода. -Смотря на них, не верилось, что в этих людях еще теплится жизнь: многие не могли стоять на ногах. Я прошел фронтовыми дорогами через всю войну — от первого дня и до последнего. Но страшнее картины не видел».

Немецким нацистам принадлежит одно из самых страшных изобретений в истории человечества — газовые камеры для уничтожения пленных концлагерей. Вот как описал это орудие массовых убийств Николай Нишля, венгерский врач, который чудом не стал жертвой этого «ноу-хау»:

«При входе видны на нескольких языках таблички: «Место для купания и дезинфекции». Эта надпись успокаивает всех, и они без тревоги входят в зал. Там над многочисленными лавками висят пронумерованные крючки. Надписи на разных языках информируют, чтобы все лица разделись догола, одежду повесили на крючки и запомнили их номера, чтобы при возвращении назад не было недоразумений.

Люди с заметным беспокойством раздеваются, но по приказу вещи складывают и числа запоминают. Военная охрана открывает широкие дубовые двери, и вся масса людей — почти трехтысячная — по приказу входит в следующей большой зал, ярко освещенный, но совсем пустой. И тогда по приказу охраны двери закрывают, а свет гасят. В эту минуту во двор въезжает авто, из него выходят эсэсовцы и санитар, который держит в руках распылители. Они надевают на лицо маски, открывают часть крыши зала и через него опускают в зал распылители с ядовитым газом.

Ядовитый газ начинал действовать снизу, поэтому несчастные карабкались по плечам соседей все выше, чтобы их газ не достиг… Какая ужасная борьба за продление жизни на несколько минут!

После прислуга омывала трупы, вытаскивала золотые зубы и забирала ценные предметы. Затем покойников перевозили в крематорий. В каждом есть по пятнадцать печей, следовательно, в день они могут сжечь несколько тысяч человек, из которых остается только куча пепла, который обслуга высыпает в реку, удаленную от лагеря на несколько километров».

Автор: Сергей ЗЯТЬЕВ; ДЕНЬ

You may also like...