Операция «Амалек»
Однако после окончания Шестидневной войны, разочарованный в так бездарно проигравшем ее кумире, Хабаш оставил основанную всего за три года до этого ООП и вместе с Вади Хаддадом провозгласил создание отдельной фракции – Народного фронта освобождения Палестины (НФОП). В начале 90-х, когда часть документов из засекреченных архивов КГБ оказались опубликованными, стало известно, что Хаддад с 1968 года поддерживал связи с советской спецслужбой, а в 1970 году даже стал её агентом.
10 августа 1973 года пассажирский рейс номер 006 вылетел из Бейрута в Багдад с задержкой: обнаружилась техническая неполадка и пришлось менять самолёт. Наконец в 9 часов вечера борт взмыл в небо. Пилот лишь начал набирать высоту, когда в его наушниках раздался испуганный крик диспетчера: «Они преследуют тебя!» В то же мгновение справа и слева от себя удивлённый пилот увидел израильские истребители, зажавшие его с двух сторон. «Миражи» летели рядом, сохраняя дистанцию меньше десятка метров – так близко, что он мог разглядеть шлемы на головах лётчиков. «Борт 006! Ради вашей безопасности следуйте за самолётами», – услышал он в наушниках незнакомый голос. Так началась операция «Амалек».
Однако после окончания Шестидневной войны, разочарованный в так бездарно проигравшем ее кумире, Хабаш оставил основанную всего за три года до этого ООП и вместе с Вади Хаддадом провозгласил создание отдельной фракции – Народного фронта освобождения Палестины (НФОП). Хаддад был лишь на год младше Хабаша и также происходил из христианской семьи.
В начале 90-х, когда часть документов из засекреченных архивов КГБ оказались опубликованными, стало известно, что Хаддад с 1968 года поддерживал связи с советской спецслужбой, а в 1970 году даже стал её агентом. Как раз за год до этого НФОП объявила себя марксистско-ленинским движением, взяв курс на коммунизм.
В 1968 году НФОП стала первой в истории террористической группировкой, осуществившей угон пассажирского самолёта. В ночь на 22 июля 1968 года рейс номер 426 израильской авиакомпании El Al, летевший из Рима в Лод, был захвачен группой террористов НФОП. Самолёт с 38 пассажирами и 10 членами экипажа посадили в Алжире. Правительство Израиля было вынуждено согласиться на переговоры и освобождение из тюрем группы палестинских террористов. Только спустя 39 дней после захвата взятые в заложники израильтяне смогли вернуться домой.
Полгода спустя два боевика НФОП атаковали самолёт El Al в афинском аэропорту, расстреляв его из автоматов и забросав гранатами. Один пассажир в результате этого теракта погиб. Ещё через два месяца аналогичное нападение на пассажиров рейса El Al, совершённое в аэропорту Цюриха, привело к гибели второго пилота экипажа. А в 1969 году НФОП захватил американский пассажирский самолёт, следовавший из Рима в Грецию, и взорвал летевший в Израиль швейцарский рейс.
Наконец, в сентябре 1970 года террористы НФОП захватили сразу четыре гражданских авиалайнера, принадлежавшие соответственно двум американским, одной британской и одной швейцарской авиакомпаниям. Самолёты были в итоге террористами взорваны, но заложники освобождены в обмен на заключённых в европейских тюрьмах боевиков. Была и ещё одна попытка захвата самолета, на этот раз авиакомпании El Al, но она провалилась.
Последней акцией, переполнившей чашу терпения израильтян, стала бойня в аэропорту Лода 30 мая 1972 года. Три боевика из японской «Красной армии», выхватив автоматы Калашникова и ручные гранаты, расстреляли людей в зале аэропорта. Погибло 25 человек, ещё 72 было ранено. Два террориста – ликвидированы, а третий – Козо Окамото – рассказал во время допроса, что прошёл подготовку на тренировочной базе НФОП в Ливане. После чего израильская разведка получила приказ: выяснить, где скрывается глава НФОП Джордж Хабаш. Операцию по его поимке было решено назвать «Амалек» – по имени библейского народа, враждовавшего с израильтянами и ставшего в еврейской традиции синонимом зла.
Вскоре агенты «Моссада» и военной разведки выяснили, что террорист находится в Бейруте. Более того, по оперативной информации, он в ближайшее время намеревался вылететь из ливанской столицы в Багдад. Учитывая опасность, которую представляла деятельность Хабаша, было принято решение перехватить пассажирский рейс по дороге из Бейрута в Багдад, посадить его в Израиле и задержать террориста. Уже с шести часов вечера 10 августа 1973 года «Миражи» израильских ВВС патрулировали окрестности Бейрута, поджидая нужный рейс. А его вылет, как назло, ещё и задерживался. Дополнительную неразбериху внесло и то обстоятельство, что неисправный самолёт перед самым вылетом был заменён другим. Однако находившийся в бейрутском аэропорту израильский агент подтвердил, что Хабаш прибыл в аэропорт.
Ливанский пилот рейса 006 даже не пытался уйти от израильских «Миражей». Он послушно следовал за ними и через несколько минут посадил свой самолёт на базе ВВС Израиля «Рамат-Давид» в Галилее. Ничего не ведавшие пассажиры, обрадованные скорым приземлением, приветствовали посадку аплодисментами. Каково же было их потрясение, когда салон самолёта внезапно наполнился 60 вооружёнными израильскими спецназовцами.
Впрочем, ещё больше были удивлены сами бойцы израильских спецподразделений, когда обнаружить Хабаша им не удалось. По причинам, которые, вероятно, теперь уже никогда не станут известны, Хабаш, прибывший в бейрутский аэропорт, почему-то в итоге так и не улетел бортом 006.
В течение следующих нескольких часов на военной базе «Рамат-Давид» раздосадованные израильские спецназовцы и мало что понимающие пассажиры наблюдали совершенно сюрреалистическую сцену препирательств между огорченным неудачной операцией начальником генштаба израильской армии генерал-полковником Давидом Элазаром и изумленным всем происходящим ливанским пилотом Джорджем Матой. Уже после полуночи на базу прибыл глава израильских ВВС генерал-лейтенант Бени Пелед и положил конец всем этим дискуссиям, принеся ливанскому пилоту свои извинения за случившуюся ошибку.
– Ничего страшного, – галантно отвечал ему Мата, – я лётчик и просто обожаю летать. Я должен был лететь сегодня в Багдад, а прибыл в Израиль. Если хотите, чтобы мы задержались здесь ещё, только скажите – моя семья проживает всего в десяти километрах отсюда…
Всё это ливанский пилот со смехом вспоминал много лет спустя, в 2000 году, когда печатное издание израильских ВВС пригласило Мату в Иерусалим и организовало ему встречу с одним из захвативших его тогда пилотов. Но это произойдёт только тридцать лет спустя, а тогда в полтретьего ночи Мата снова поднял в воздух борт 006 и вылетел обратно в Бейрут.
История неудавшегося захвата Джорджа Хабаша через несколько месяцев получила продолжение. Группа палестинских террористов нелегально перешла ливанскую границу и была уничтожена в бою с израильской армией. Один из выживших террористов в ходе допросов неожиданно поинтересовался у ведущего следствие офицера Общей службы безопасности ШАБАК:
– Помните ли вы историю с захватом самолёта из Бейрута?
– Конечно, – ответил офицер.
– Скажите мне тогда, – продолжал пленный террорист, – почему же вы не задержали находившихся на борту 006 руководителя «Арабского освободительного фронта» и его заместителя?!
– По политическим соображениям, – не моргнув глазом отвечал ему следователь, изо всех сил пытаясь скрыть своё удивление.
Оказалось, что в ходе операции «Амалек» израильская разведка не только не сумела захватить Хабаша, но ко всему, недостаточно хорошо разбираясь в многочисленных и непрерывно дробящихся палестинских группировках, ещё и умудрилась упустить двух лидеров террористов. Впрочем, находчивость следователя, возможно, оправдала себя.
Неясно, как далеко разошлась от пленного террориста информация о том, что у израильтян есть «политические соображения в отношении “Арабского освободительного фронта” и его лидеров», но после этого престиж организации, обладавшей, казалось, поддержкой Саддама Хусейна, стал неуклонно падать, а её главу, которому так и не простили подозрений в связях с израильтянами – «А как иначе можно объяснить, что они его отпустили?» – спустя несколько лет убили в Бейруте неизвестные вооружённые люди.
Что же до Хабаша, то он, видно, был крайне напуган случившимся и надолго затаился, а по сути, прекратил свою террористическую деятельность и вскоре утратил реальное влияние, оставаясь исключительно символической фигурой. Израиль, как правило, преследует и уничтожает только тех террористов, которые представляют реальную угрозу безопасности, но не мстит отошедшим от дел боевикам. Поэтому израильские спецслужбы вскоре потеряли интерес к «террористу на пенсии» Хабашу, и тот дожил до старости, скончавшись в Аммане в 2008 году.
В отличие от Хабаша, его бывший заместитель по НФОП Вади Хаддад продолжил акции террора против израильтян. В 1973 году он был изгнан из НФОП и основал собственную группировку – «НФОП – Внешние операции». Именно Хаддад спланировал в июне 1976 года захват авиалайнера компании Air France и угон его в столицу Уганды. Акция закончилась легендарным и множество раз впоследствии экранизированным штурмом угандийского аэропорта израильским спецназом, вошедшим в историю как операция «Энтеббе».
Спустя два года Хаддад умер от тяжёлой мучительной болезни в клинике Восточной Германии. Врачи предполагали, что у него была лейкемия. Однако в 2006 году журналист Аарон Кляйн опубликовал книгу «Нанести ответный удар», в которой рассказал, что, по имеющимся у него данным, Хаддад был отравлен в ходе спецоперации «Моссада». Кляйн раскопал, что за год до своей смерти проживавший в Багдаде Хаддад начал выписывать из Бельгии особо любимые им шоколадные конфеты, которые, перед тем как попасть к нему, стараниями агентов «Моссада» проходили обработку ядом. Как считает Кляйн, любовь террориста к бельгийскому шоколаду привела его в итоге к смерти.
Автор: Александр Непомнящий, jewish.ru
Tweet