Беларусь: догнать за 300 секунд
С нового года милиция бережет жителей Минска гораздо… быстрее. А на то, чтобы с ножом и в пьяном виде догнать деревенскую жену, совсем скоро нужно будет лишь 25 минут. Еще каких-то пять лет назад сотрудников минсой милиции обязали прибывать на место происшествия не позднее чем через 10 минут после вызова, но ритмы жизни спешат вперед, преступники функционируют в ускоренном темпе – не дремлют и правоохранительные органы. С 1 января минская милиция работает по новому нормативу: наряд должен прибывать на место происшествия не позднее чем через 7 минут после вызова. И это еще что! С 1 июля на новый режим работы перейдут все городские милицейские подразделения страны. Тогда же, как информирует МВД, «к жителям самых отдаленных деревень сотрудники милиции будут приезжать не спустя полчаса, а через 25 минут после звонка в дежурную часть. Возможно, на первый взгляд покажется, что разница не так уж велика, но для жены, за которой с ножом гоняется по квартире пьяный муж, те самые 300 секунд могут оказаться спасительными».
…Поиски жен, способных в ожидании милицейских спасателей 25 минут убегать от пьяного мужа с ножом, привели корреспондента в деревню Цнянка, расположенную сразу за столичной кольцевой дорогой. Тут же выяснилось, что деревня не относится к числу самых отдаленных. «Милиция где? – переспросил местный житель. – У нас тут няма. Это нужно в Большевик ехать, в соседнюю деревню. Но пешком туда далеко». – «А если на машине, то минут за семь успею?» – «Может, и успеешь, только по такой погоде вряд ли. Вылетишь на фиг на обочину, дорога ведь сам видишь, какая».
На автобусной остановке спрятались от снега два мужика, один пенсионного возраста и в валенках, другой помоложе и в теплой шапке. Было заметно сразу: у одного нюх, как у собаки, у второго глаз, как у орла, эти о криминогенной обстановке в деревне знают все. «Деревня у нас спокойная, – с ходу заверил тот, что помоложе. – Все друг друга знают, никакого криминала». «Откуда ж ты тут всех знаешь? – оспорил тезис второй мужчина. – Новых понаехало, со всеми не перезнакомишься». Пенсионер задумчиво постучал валенками и кивнул головой в сторону свежевыстроенного трехэтажного дома салатового цвета: «Мне уже милиция не трэба, а таким она на что, кхе-кхе? Он же и без милиции, видишь, какой волшебник изумрудного города». «Не-е-е, это не этот волшебник, – не согласился почему-то парень в шапке, – волшебник вон там, за дорогой».
Место проживания местного волшебника впечатляет. В случае чего в стилизованном под древний замок доме есть где укрыться от разбушевавшегося мужа до приезда милиции. Не менее просторным выглядит и строящийся дом по соседству. Один из занятых строительством мужчин внимательно выслушал справочную информацию о новых милицейских нормативах, но на вопросы о том, приходилось ли ему обращаться за помощью в милицию и насколько быстро стражи порядка могут приехать, ответил молча. Лишь в глазах у строителя бегущей строкой заблестело: «Ты мне тут зубы не заговаривай, а спереть что-нибудь со стройки у тебя хрен получится. Только попробуй, мы тебя вмиг в цемент закатаем, никакая милиция не поможет».
В противоположной части деревни Цнянка обитатели оказались более приветливыми и разговорчивыми. Дяденька в смешном плаще желто-серого цвета угостился папироской и разговорился: «А на што нам те 25 минут? Чего? За 300 секунд жонка может спастись? Ага, если б хотел, так я б яе и за полминуты укокошил. Но у нас все добра: и жонку люблю, и дети ёсць. Ну, когда молодым был, бил пару раз, а теперь чего ж ее трогать, она ж ужо старая».
У местного магазина «Вясковы» остановилась бабушка, подошла к информационной доске «Сельисполком информирует», сделала вид, что что-то увидела и даже как будто заинтересовалась одним из трех объявлений: «Пропала собака. Рыжий Шар-пей. Тел.»; «Найден мопс. Тел.»; «Продается козлик. На мясо. Адрес. Тел.» Чтобы разговорить наблюдательную бабушку, пришлось прокричать ей прямо в ухо: «Бабушка!» – «Чаго?» – «Бабушка!» – «Чаго?» – «А к вам милиция сюда быстро приезжает?» – «Чаго?»
Так и не достучавшись до сердец местных жителей, решил приступить к эксперименту. А что если позвонить по телефону и проверить, через сколько минут приедут милиционеры? С мобильного телефона звонить не хотелось (а вдруг зашибут?), а в местном магазине на вопрос о наличии таксофона посмеялись: «У нас тут сроду телефонов не было». – «А как же вы с преступниками боретесь, как с внутренними органами связь поддерживаете?» В помещении магазина покупательница промолчала, но на выходе осмелела: «А вы лучше вон туда сходите, где подземный переход через дорогу. Там однажды ужас что творилось: резали кого-то, убивали, а все в хатах позакрывались, никому дела нету. И милицию вызывали, только не нашли никого». При этом женщина так сильно округлила глаза и так неестественно закачала головой, что ужасный рассказ стал походить на шизофренический бред. Хотя в указанном подземном переходе атмосфера и впрямь оказалась зловещей: надписи в полумраке Jeans и «За свободу» намекали на присутствие здесь преступных элементов, а сточная яма, прикрытая свинченным дорожным знаком, убеждала, что со старыми нормативами милиция не всегда успевала вовремя застать злодеев на месте преступления.
…На окраине деревни сквозь снежную вьюгу пробивалась к дороге молодая женщина с маленькой девочкой. На первом вопросе: «А к вам милиция сюда хоть иногда приезжает?» – женщина приостановилась. После второго: «А у вас тут телефоны хоть есть?» – она всерьез озадачилась. Третий вопрос: «А что вы делаете, если за вами пьяный муж с ножом гоняется?» – подтолкнул женщину к правильным действиям. Одной рукой она тихонечко подтянула к себе девочку, а второй незаметно нащупала в кармане телефон. Ловкими движениями она набрала короткий номер…
В запасе оставалось лишь семь минут, чтобы успеть скрыться.
Николай Валуев, Минск, БелГазета