Вторичное первично. Дежавю — чувство, знакомое многим
Феномен дежавю пока не имеет полного объяснения, но гипотез, спекуляций и шуток вокруг него много Дежавю — чувство, знакомое многим. Человеку кажется, что происходящее с ним здесь и сейчас уже однажды происходило. Он шел в незнакомое место, но ему чудится, что вот этот припаркованный джип и кошку на подоконнике он уже видел. Только сознание отказывается подсказать, когда он это видел и при каких обстоятельствах. Узнавание незаметно истаивает, а человек остается в недоумении.
Дежавю или склероз?
Не стоит путать дежавю с банальной забывчивостью. Вполне вероятно, что человеку не просто кажется, а он и в самом деле попал в знакомое место, но в прошлый раз не уделил окружающей обстановке должного внимания, хотя что-то в его памяти осталось.
Герою фантастического фильма «День сурка» Филу Коннорсу, когда он во второй раз подряд просыпается 2 февраля в то же самое время, что и накануне, кажется поначалу, что у него дежавю. И только потом выясняется, что дело гораздо серьезнее
У такой забывчивости есть и менее банальный вариант. Гость рассматривает фотографии родственников, развешанные по стенам в гостиной хозяев дома. Через год его посещает ощущение дежавю при новом знакомстве. А новый знакомый — внучатый племянник одного из тех, с кем он «познакомился» по фотографиям — тот же нос, те же глаза…
Далеко не все так тщательно изучают фамильные портреты, как Шерлок Холмс в доме Баскервилей. И вряд ли память, в которой хранится нечеткая копия увиденной фотографии (уже порядком «запыленная» более свежими зрительными образами) сможет предоставить хозяину информацию, когда же он встречался с этим носом и глазами.
Но иногда сходство бывает лишь кажущимся. Некоторые психологи объясняют дежавю именно способностью мозга к глобальному сопоставлению. Ситуация может напоминать какую-то другую, или, если она очень стандартная, множество других — уже обработанных и суммированных мозгом.
И место, где человека посетило ощущение дежавю, он мог видеть в раннем детстве, на фотографиях, или по телевизору, а, возможно, кто-то подробно «в красках» рассказывал о нем.
Несколько лет назад в литературе и в блогах обсуждался любопытный случай. Житель США описывает, как испытал дежавю, поехав с семьей на экскурсию в форт Ларами (Ft. Laramie), важный для американской истории памятник, расположенный в штате Вайоминг. Этот человек мог с уверенностью утверждать, что никогда раньше там не был. Однако ощущение не покидало его в течение всей экскурсии — он предсказывал расположение дверей и внутренних помещений форта, ещё не войдя в него. Посещение сувенирного магазина развеяло уж было возникшее подозрение об открывшихся чудесных способностях. Оказалось, что в романе «Queen of Bedlam», который он прочитал несколько лет назад, действия происходили в этом форте. Автор потратил немало времени, тщательно живописуя интерьеры и окрестности, а читатель, видимо, обладал завидной памятью и пространственным воображением.
Во время гражданской войны в США форт Ларами играл очень важную роль. В конце концов именно здесь в 1868 году был подписан мир с индейцами. Старым Бедламом (Old Bedlam) назвалась та часть форта, где квартировались офицеры. Фото: сourtesy Newberry Library
Заметим, что в данном случае тайная пружина вскрылась при случайном посещении сувенирного магазина, где совершенно случайно оказалась та самая книга, которую он прочитал несколько лет назад. В ином случае тайна внезапного прозрения так и осталась бы неразгаданной.
Кто во что горазд
Термин дежавю (фр. déjà vu — уже виденное) впервые ввел французский психолог Эмиль Буарак (Émile Boirac, 1851–1917) в начале ХХ века. Во время дежавю человек испытывает странное, часто с оттенком тревожности, ощущение нереальности происходящего, сопровождающееся чувством деперсонализации.
Дежавю, в соответствии с разными опросами, испытывает от 70 до 97% людей. Выделяют разные типы дежавю, например, по способу получения информации — собственно déjà vu (когда речь идет о зрительном восприятии информации), déjà entendu («уже слышанное»), déjà lu («уже читанное»), déjà eprouvé («уже испытанное»)…
«Антипод» дежавю, jamais vu («никогда не виденное») — ощущение полной новизны в привычной, повседневной обстановке.
А déjà prevu — это предчувствие того, что произойдет в следующую минуту.
Изучение всего этого комплекса феноменов затруднено тем, что при всей массовости явления у каждого конкретного человека случаи ложной памяти случаются редко и непредсказуемо. И поскольку научными методами изучать дежавю трудно, возникает большое искушение строить сомнительные гипотезы.
Легче всего сторонникам теории переселения душ. Мол, «я был здесь в прошлой жизни». В реинкарнацию верили ещё древние греки, египтяне и, разумеется, индусы. В дальнейшем идея переселения душ была воспринята представителями некоторых древних философских школ. Пифагор уверял, что может вспомнить фрагменты своих предыдущих жизней.
Что-то похожее можно встретить и у Платона в его теории анамнезиса — то есть припоминания. Только он, полагая душу бессмертной, считал, что процесс познания — на самом деле ничто иное, как воспоминания об идеях, которые душа созерцала до её соединения с телом.
Знаменитый швейцарский психолог (кстати, активно интересующийся феноменом дежавю), Карл Густав Юнг (Carl Gustav Jung, 1875–1961), полагал, что жил раньше, в XVIII веке, и был доктором.
В своей земной жизни Будда помнил все свои воплощения. Можно ли объяснить состояние дежавю у человека тем, что он не помнит своей прошлой жизни, но помнит кое-что о ней? Репродукция с сайта WHITE-CRANE KUNG FU
Но вот неувязка. Обычно воспоминание о том, что «это уже было», хоть и короткое, но ясное и полное мелочей — это было именно в этой комнате, я беседовал именно с этим человеком. Не странно ли, что в прошлой жизни (то есть, лет 70 назад), на столе стоял точно такой же компьютер, приятель был одет в футболку с надписью «Евро-2008» и говорил «Превед, медвед»?
Другое расхожее мнение — чувство дежавю возникает, когда сбываются вещие сны. Эту теорию выдвинул ещё в 1896 году Артур Аллин (Arthur Allin), профессор психологии в университете штата Колорадо в Боулдере (University of Colorado at Boulder). И с тех пор сторонников теории не становится меньше — ведь её трудно опровергнуть.
Не мог остаться равнодушным к явлению дежавю и Зигмунд Фрейд (Sigismund Schlomo Freud, 1856–1939). Он и его последователи объясняли дежавю тем, что происходящее совпало с предшествовавшей подсознательной фантазией, вот и все.
Современные корифеи в области дежавю выделяют четыре категории научных теорий, пытающихся объяснить эту загадку.
Вторичное первично
Дежавю возникает при нарушении нормального функционирования двух отдельных, но взаимодействующих процессов восприятия и переработки внешней информации — запоминания и припоминания. Эти два процесса, которые в норме работают вместе, оказываются рассогласованы, и тогда один из процессов может активироваться в отсутствие другого.
Например, всякая новая информация должна как-то соотноситься с уже знакомой. Но если мозг не находит в памяти впечатлений, аналогичных текущим (то есть не происходит соответствующего «припоминания»), то он начинает производить ложное ощущение, выдавая за знакомое новое.
Если мозг «находит» в памяти впечатления, аналогичные текущим (то есть текущие впечатления не новые для него), но при этом «барахлит» «чувство ознакомленности», то знакомая информация кажется новой — это уже jamais vu, чувство никогда не виденного.
Нечто похожее может происходить и при нарушении очередности восприятия и запоминания. В норме запоминание новой информации идет сразу вслед за её восприятием (два солдата идут в затылок). Если запоминание «догонит» восприятие (или восприятие «замешкается») то два процесса наложатся, и возникнет иллюзия, что запоминание предшествовало восприятию.
Нервы шалят
Работая с больными эпилепсией, психиатры обнаружили, что их пациенты довольно часто испытывают дежавю перед припадками. Естественно было предположить, что дежавю без последующего эпилептического припадка — результат аналогичного, но менее тяжелого нарушения. В XIX веке многие рассматривали его как симптом надвигающегося заболевания, но более поздние исследования эту гипотезу не подтвердили. В этом смысле можно не волноваться.
Но потом было показано, что чувство дежавю у эпилептиков возникает при стимуляции амигдалы (corpus amygdaloideum) и гиппокампа (hippocampus). Следовательно, если случайно нервные импульсы «задевают» гиппокамп (который играет важную роль в запоминании и припоминании), это интерпретируется мозгом как ложное чувство «знакомости».
Герою фильма Юлиуша Махульского «Дежавю» кажется, что он узнает места, в которых якобы никогда не был, просто потому, из-за амнезии не помнит, кто он
Среди нейрофизиологов существуют равноправные концепции «тупоконечников» и «остроконечников». Одни полагают, что чувство дежавю возникает, если передача информации от воспринимающего органа в высшие отделы мозга замедляется. Передача замедляется при утомлении, тогда же чаще случается дежавю. Логика сомнительна, поскольку на самом деле новая информация обрабатывается и передается медленнее, чем «знакомая», так что замедление синаптической передачи должно бы вызывать чувство jamais vu.
И другие ученые исходят из прямо противоположного предположения: хорошо отдохнувший мозг так быстро перерабатывает новую информацию, что она воспринимается как уже хорошо знакомая, именно это приводит к дежавю.
А вот ещё одно красивое объяснение. Визуальная информация передается двумя путями, почти синхронно. Если сигнал по одному из путей «запаздывает» (на миллисекунды), то когда он доходит, то уже не является для мозга новым. Например, один глаз, видит «картинку» на доли секунды раньше другого и успевает раньше передать изображение в мозг. Когда же поступает информация от второго глаза, оказывается, что такая «картинка» уже есть.
Забытый источник
Известно, что чувство новизны зависит от того, видел ли человек этот объект раньше, даже если в его сознании это не отразилось. Значительные объемы информации воспринимаются (и перерабатываются мозгом) не привлекая к делу сознание. Эта воспринятая, но «не замеченная» сознанием информация может лежать в основе дежавю.
Ученые назвали этот вариант «нарушение в системе мониторинга источников». Типичный пример — случай дежавю во время экскурсии в замке. Если бы в сувенирном магазине не обнаружилась прочитанная книга, турист не смог бы понять, из какого источника ему знакома архитектура замка.
Другая теория — узнавание единственного элемента. В соответствии с этой теорией, дежавю возникает при ускорении обработки информации, которое обычно происходит, когда обрабатывается уже знакомая информация. Чтобы такое ускорение возникло, достаточно одного-единственного ранее виданного знакомого объекта среди остальной невиданной обстановки. Сознание могло и «не заметить» такой объект, а для чувства дежавю его достаточно.
Чувство «ознакомленности» запускается какой-либо эмоциональной ассоциацией с ранее пережитым (тот же запах, звук…). Если сознание идентифицирует этот стимул («точно так же пахло в том фаст-фуде, где я впервые…»), то человек не чувствует ничего странного и сверхъестественного. Если сознание не может вычленить ранее встреченный стимул, возникает ощущение дежавю.
Стимулом для чувства дежавю может служить не объект, идентичный уже виденному, а сходство общей схемы новой обстановки и той обстановки, которая встречалась раньше — глобальное сопоставление, о котором уже шла речь («лестница слева от входа, справа на стене ковер в красных тонах»).
Это та же самая черная кошка? Ответ на этот вопрос главного героя фильма «Матрица» оказался довольно странным: Дежавю случаются, когда «матрица глючит»
Недостаток внимания
Процесс обработки новой информации включает два этапа. На первом, быстром этапе, информация обрабатывается без привлечения внимания, затем, медленнее, снова обрабатывается — уже с участием внимания. Дежавю возникает, если мозг, сопоставляя первичные впечатления со вторичными, «относит» информацию, только что воспринятую на бессознательном уровне, к более далекому прошлому.
Возможны ещё такие объяснения — в прошлый раз объект был увиден в течение очень короткого времени (короче, чем временной лимит для восприятия сознанием), или внимание было всецело сосредоточено на одном объекте, а другие были зарегистрированы только на бессознательном уровне.
Эти объяснения иллюстрируют такие опыты. Лэрри Джакоби (Larry L. Jacoby) и Кельвин Уайтхауз (Kevin Whitehouse), физиологи Вашингтонского университета в Сент-Луисе (Washington University in St. Louis), предлагали испытуемым запомнить список слов, а затем предъявляли другой список и просили указать, какие слова уже знакомы из первого списка, а какие незнакомы. Обнаружили, что если показывать испытуемому непосредственно перед тестированием незнакомое слово в течение очень короткого времени, то потом при тестировании это слово чаще кажется испытуемому уже знакомым, хотя сознательно он его не видел в исходном списке.
Не исключено, что не одна, а несколько из вышеперечисленных теорий в будущем подтвердятся, а дежавю может возникать вследствие различных причин. Исследования продолжаются. Биологи и врачи за последнее время сделали большой шаг вперед в изучении различных явлений на клеточном и молекулярном уровне. Но по-прежнему многое не ясно в функционировании целого мозга, процессах запоминания, вспоминания и осмысления информации.
Наталья Александрова, Вокруг света
Tweet