Большой рассказ TJ о японской изобретательности в условиях приближающегося военного краха.
7 декабря 1941 года Соединённые Штаты Америки объявили войну Японии, напавшей на Пёрл-Харбор. В начале Второй мировой войны Тихий океан находился в полной власти японских войск, однако к осени 1944 года от былого могущества не осталось и следа: корабли американцев и их союзников вплотную подошли к Филиппинским островам, захват которых грозил Японии поражением в войне.
Отчаявшись, японское высшее командование санкционировало создание отрядов смертников, которые ценой своей жизни должны были нанести «американским варварам» максимальный урон и обратить их в бегство. Солдаты-самоубийцы получили общее название «токкотай», под которым скрывались лётчики-камикадзе, водители человеко-торпед, экипажи подлодок-самоубийц и взрывающихся катеров.
Отчаянные времена требуют отчаянных мер
В начале июня 1942 года японский флот потерпел серьёзное поражение от США в битве у атолла Мидуэй. Это событие стало поворотной точкой в войне на Тихом океане – инициатива перешла от Японии к Америке. В течение последующих нескольких лет военно-морской флот США один за другим захватывал близлежащие к Японии территории. В июле 1944 года американцы заняли остров Сайпан, после чего нацелились на захват Филиппин.
От результата битвы за Филиппины, намеченной на вторую половину октября 1944 года, зависел исход всей войны на Тихом океане. Японское командование прекрасно это понимало и, полностью отчаявшись, пошло на крайние меры: провозгласило использование отрядов смертников.
Японские военачальники продолжали верить, что самурайский дух солдат победит качественную мощь и количественное превосходство противника. Япония стала первым государством, в котором самопожертвование военнослужащих приняло форму официального метода ведения войны.
Эту идею подхватила машина пропаганды, старавшаяся убедить японский народ в необходимости создания отрядов самоубийц. Как самураи древности, смело смотревшие в лицо смерти, готовы были в любую минуту умереть за своего феодала, так и воинов милитаристской империалистической Японии призывали встать на защиту императора – их хозяина – даже если для этого придётся отдать жизнь.
Такая риторика работала: хотя самурайского сословия давно не существовало, многие японцы помнили о великих предках и жили согласно кодексу бусидо. Они не допускали даже мысли о том, чтобы струсить и бросить своего хозяина в пылу сражения. Именно поэтому в ряды камикадзе и других смертников вступало так много добровольцев из всех слоёв общества.
Другим рычагом воздействия на общественное сознание являлась традиционная японская религия – синтоизм, которая подразумевала существование на земле огромного количества божеств. В милитаристской Японии первой половины 20-го века синтоизм встал на службу государству: все добровольцы, вступающие в отряды смертников, автоматически причислялись императором к военным богам. Их души после смерти попадали в синтоистский храм Ясукуни.
Подавляющее количество японцев середины прошлого столетия относили себя к синтоистам или синто-буддистам, поэтому перспектива стать богом при жизни, а после смерти поселиться в одном из самых престижных синтоистских храмов страны, казалась им блестящей. Активно отряды смертников пополняли выходцы из бедных слоёв населения, для которых «повышение» до божества являлось единственной возможностью прославить свой род и стать элитой.
Отряды божественного ветра
В октябре 1944 года вице-адмирал Ониси Такидзиро, командующий первым воздушным флотом на Филиппинах, предложил создать боевые подразделения пилотов-смертников. Он назвал их «симпу», что в переводе означает «отряды божественного ветра».
Божественным ветром в 13 веке прозвали тайфун, который в 1274 и 1281 годах спас Японию от монгольского завоевания. Перед лётчиками-самоубийцами времён Второй мировой войны стояла точно такая же задача: уберечь страну, находящуюся на пороге военного краха, от иноземных захватчиков.
В 20-х числах октября США планировали овладеть столицей Филиппин Манилой. Адмирал Ониси понимал, что силы, которыми он располагает, не идут ни в какое сравнение с военной мощью врага. Обдумав все возможные варианты, он приказал сформировать эскадрильи специального назначения из истребителей «Зеро», оснащённых бомбами по 300 килограмм каждая и управляемых смертниками.
Первый отряд камикадзе возглавил 23-летний лейтенант Сэки Юкио, бросивший исторический факультет университета ради службы в армии. Ониси Такидзиро лично предложил ему стать командиром атакующего подразделения.
Утром 25 октября 1944 года два самолёта камикадзе потопили американский авианосец «Сент Ло», уничтожив 128 истребителей и 1200 солдат противника. За штурвалом одного из атакующих «Зеро» находился лейтенант Сэки Юкио, ставший национальным героем.
В тот же день другие пилоты «специальных сил» вывели из строя ещё шесть вражеских кораблей. 29 октября у Манилы от атаки камикадзе пострадал авианосец «Интрепид». На следующий день с атакой пилотов-смертников столкнулись экипажи авианосцев «Франклин» и «Белло Вуд». С 25 по 30 октября 76 японских пилотов-самоубийц унесли жизни около 1500 американских моряков.
В ноябре камикадзе продолжала сопутствовать удача: им удалось повредить тяжёлые авианосцы «Эссекс», «Хэнкок» и потопить эсминец «Эбнер Рид». Солдаты армии США находились в ужасе от столь неординарного метода ведения боя (известны случаи, когда завидев на горизонте самолёт камикадзе американские военные выпрыгивали за борт), но наступление не прекратилось. Сил пилотов-смертников хватало, чтобы напугать противника, но не изменить ход войны.
Ожидая миссии, камикадзе жили в армейских общежитиях или казармах и ежедневно тренировались. Перед вылетом пилоты-смертники играли в карты, обсуждали детали предстоящей атаки, пели песни и одевались во всё чистое. Многие писали письма родным и назначали им встречу в храме Ясукуни.
В конверт с письмом смертники клали прядь волос, необходимых родственникам для символических похорон. Многие пилоты увлекались поэзией и писали родным хокку.
В последний путь камикадзе провожали синтоистские священники. После церемонии для лётчиков устраивался пир, во время которого те пили саке, ели и пытались веселиться. На голове каждого камикадзе виднелась повязка хатимаки с изображением восходящего солнца (такие же в древности носили самураи). Другой принадлежностью многих лётчиков-самоубийц являлись пояса-сэннинбари, которые для них ткали матери или сёстры.
Вылет группы камикадзе сопровождался боем барабанов и громкими патриотическими песнями. Товарищи, оставшиеся на аэродроме, отдавали улетающим честь и размахивали мечами. Санитарки подбрасывали в небо цветы. Иногда на проводах присутствовали гражданские лица, например, старшеклассницы из близлежащих школ.
Изначально набор в камикадзе вёлся на добровольной основе – принудительный призыв в отряды смертников объявили ближе к концу войны, когда истинных патриотов-самураев оставалось всё меньше. В секретной инструкции Генштаба командирам войсковых частей рекомендовалось пополнять отряды пилотов-самоубийц молодыми людьми 18-25 лет, не имевшими серьёзных лётных навыков. Опытные кадры слишком ценились, чтобы переводить их понапрасну.
Многие японские военнослужащие поступали в ряды камикадзе из-за страха позора. Трусов называли «не японцами» и людьми с «маленьким животом» (японцы верили, что душа человека находится в животе), часто били и заставляли делать унизительную работу.
В октябре-декабре 1944 года в боях за Филиппинские острова погибло около 500 лётчиков-камикадзе. За это время они сумели потопить и повредить 16 американских авианосцев, однако уже к январю 1945 года почти все возможности японских самоубийственных сил исчерпали себя.
Одной из основных проблем стал недостаток самолётов: истребители заканчивались и камикадзе приходилось пересаживаться в наспех сделанные бипланы. Весной 1945 года с конвейера сошли реактивные самолёты-снаряды «Ока», которые доставлялись к месту боевых действий самолётами-носителями. Обнаружив цель, «Ока» отцеплялись от транспортировщика и на огромной скорости пикировали во вражеский корабль.
Новое вооружение показало себя в битве за Окинаву, которая началась в апреле 1945 года. 12 апреля 22-летний пилот «Ока» Дои Сабуро потопил американский эскадренный миноносец «Маннат Л. Эбель». Силами двадцати лётчиков отправился на дно миноносец «Буш». 11 мая серьёзные повреждения получил крупный американский авианосец «Банкер-Хилл».
Несмотря на кажущийся успех отрядов самоубийц, перелома в войне не произошло: 23 июня американцы захватили Окинаву и вплотную подошли к Японии. Эффективность нового оружия находилась на низком уровне, принцип «один самолёт – один корабль» выполнить было невозможно.
Часто самолёты, транспортировавшие «Ока» к цели, сбивались вражеской авиацией, так как имели малую скорость и плохую манёвренность. Людские потери, нанесённые армии США пилотами-смертниками в 1944-1945 годах, оказались в пределах допустимой нормы в условиях военного времени. Потопленные смертниками корабли американская промышленность восполнила менее чем за три месяца.
Находясь в агонии, японское командование до самого конца войны посылало отряды камикадзе в бой, по факту обрекая сотни людей на бессмысленную гибель. В августе 1945 года, когда в войну против Японии вступил СССР, пилоты-смертники пикировали на советские танки, изредка нанося им ощутимый урон. 2 сентября 1945 года Япония наконец капитулировала. В этот раз «божественный ветер» не смог уберечь родину самураев от поражения.
Атаки камикадзе на корабли США, съёмка ВМС США:
Человеко-торпеды «Кайтэн»
Лётчики-камикадзе, витавшие над Тихим океаном, являлись не единственной проблемой американских военных: глубоко под водой их корабли норовили подбить человеко-торпеды. Систем автоматического наведения во времена Второй мировой войны ещё не существовало, и японское командование решило проблему оригинально, инициировав создание торпед, управляемых людьми. Мера казалась разумной, учитывая то, что страна находилась на пороге военного краха.
Разработку человеко-торпед ещё в 1933 году начал капитан Ёкоу Нориёси, однако Морской генштаб отклонил его проект – Нориёси не предполагал возвращения водителя торпеды обратно. Спустя десять лет с точно такой же идеей выступили молодые лейтенанты Куроки Хироси и Нисин Секио, которым удалось уговорить военное командование закрыть глаза на отсутствие в торпедах системы эвакуации.
В сентябре 1944 года открылись первые школы водителей человеко-торпед. Попасть в них было непросто: несмотря на то, что набор вёлся на добровольной основе, женатые и колеблющиеся отсеивались моментально. Отбор проходили психически уравновешенные, физически развитые и патриотично настроенные молодые люди 18-25 лет.
Первое погружение «кайтэн» – такое название получили человеко-торпеды – произошло 6 сентября 1944 года и оказалось неудачным: аппарат врезался в морское дно и затонул. При этом погибли оба водителя торпеды, одним из которых являлся инициатор создания данного типа оружия Хироси Куроки. В дальнейшем во время тренировок погибло ещё 15 человек.
7 ноября 1944 года состоялась церемония выпуска первой боевой кайтэн-группы «Кикусуй». На левом рукаве каждого из 12 водителей виднелась зелёная повязка с хризантемами – отличительный знак отряда, а на лбу – повязка хатимаки.
Церемония началась с торжественной патриотической речи вице-адмирала Мива, после которой он вручил каждому из бойцов короткий церемониальный меч и пожелал удачи в проведении операции. Вечером члены «Кикусуй» писали близким прощальные письма.
В восемь часов утра следующего дня наступила пора прощаться. Спев японский гимн, члены «Кикусуй» заняли свои места в торпедах. Для переброски кайтэн в район боевых действий использовались подводные лодки-носители.
Целью первой боевой группы смертников стало крупное соединение американских кораблей, прибывших на стоянку близ Каролинских островов. В результате операции, проведённой рано утром 20 ноября 1944 года, японцы потеряли девять человеко-торпед и одну подводную лодку, уничтожив американский танкер «Миссисинева». Несколько торпед разбились об рифы, так и не достигнув цели. Подлодку-носитель потопили американские самолёты.
На протяжении всей Второй мировой войны японская пропаганда намеренно завышала вражеские потери, чтобы воодушевить население и сагитировать молодых людей вступать в ряды смертников. То же произошло и в случае упомянутой операции – официально члены «Кикусуй» потопили три авианосца и два линкора.
В январе 1945 года кайтэн-отряд «Конго», состоящий из 24 человеко-торпед, лишил американцев танкера, десантного судна и 50-ти солдат. Пропаганда добавила к этому списку ещё около десяти крупных кораблей и назвала операцию успешной. За этот «успех» японская армия заплатила жизнями 210 моряков, не нанеся американцам ощутимого урона.
Группы кайтэн снаряжались с огромной скоростью и одна за другой отправлялись на задания, но из раза в раз использование человеко-торпед выглядело как бессмысленный перевод человеческих жизней. Американская авиация продолжала топить подлодки, доставляющие торпеды к цели – атаки сильно защищённых стоянок противников оказывались неэффективными. Множество кайтэн взрывались сами собой из-за неисправности.
В апреле-мае 1945 года Главный морской штаб Японии решил использовать кайтэн для атаки движущихся американских объектов, но безуспешно: как и прежде, подлодки-носители обнаруживались и ликвидировались, а вместе с ними шли на дно и десятки человеко-торпед.
Тем временем обычные торпеды, не требовавшие человеческих жертв, куда эффективней справлялись со своей задачей. В июле 1945 года подводная лодка I-58 отправила на дно американский тяжёлый крейсер «Индианаполис» с 883 членами команды на борту.
10 августа эта же подлодка провела последнюю атаку человеко-торпедами возле острова Окинава. Первая кайтэн сразу после запуска выскочила на морскую поверхность и попала под огонь американского эсминца. Вторую торпеду постигла та же участь. Таким оказался бесславный конец «мистической силы, способной изменить ход войны».
Взрывающиеся катера и водолазы-смертники
В марте 1944 года, когда союзники практически хозяйничали в Тихом океане, японский Институт военного кораблестроения получил от правительства задание разработать специальные катера под управлением смертников. Они получили названия «Синьё» – «сотрясающий море», и «Мару-ни» – «грузовая лодка». В носовую часть катеров помещалась взрывчатка весом 200-250 килограмм, а управлять ими мог один человек.
Катера предназначались для ночных атак на корабли противника: в задачи водителя входило подойти к вражескому судну, сбросить бомбу и вернуться на базу. Однако уйти из зоны взрыва удавалось очень редко, поэтому многие моряки на всей скорости таранили корабли неприятеля, даже не пытаясь спастись.
В сентябре 1944 года семь боевых дивизионов катеров-самоубийц (дивизион состоял из 40-50 судов) направились на Филиппины. Японское командование возлагало на них огромные надежды по спасению филиппинских островов, но тщетно: катера попали под обстрел американской авиации.
Вражеские самолёты регулярно бомбили базы, на которых тренировались японские водители-смертники. Часто катера разрушались во время тайфунов, так и не дождавшись звёздного часа. Боевая подготовка экипажа также оставляла желать лучшего – из-за спешки и постоянных обстрелов качество их обучения находилось на низком уровне.
9 января 1945 года американцы высадились на острове Лусон. Ночью следующего дня отряд японских катеров приблизился к стоянке вражеских судов и атаковал их, отправив на дно три десантные баржи типа «LCI». Ещё семь кораблей получили незначительные повреждения. Эта вылазка стоила японцам 45-ти катеров-самоубийц.
В ночь на первое февраля 20 катеров предприняли неудачную попытку атаковать американские десантные суда в Южном Лусоне. Спустя 10 дней на дно отправилось ещё несколько катеров, попытавшихся помешать обстрелу американскими судами острова Коррехидор.
В боях за Окинаву в апреле-июне 1945 года всего четыре американских корабля незначительно пострадали от действий японских смертников. 26 апреля катер мару-ни протаранил эскадренный миноносец «Хатчинс» и на некоторое время вывел его из строя. В мае 1945 года, за три месяца до капитуляции Японии, использование катеров-самоубийц прекратилось.
Недостаток опытных водителей, нехватка профессиональных ремонтников, плохое техническое состояние и постоянные обстрелы – всё это помешало взрывающимся катерам стать грозой морей и обратить американцев в бегство. По вине находящегося в панике японского правительства сотни молодых людей отдали жизни впустую.
В январе 1945 года начался набор в ряды водолазов-смертников, получивших название «фукурю» – «драконы подводного грота». Для обучения новобранцев (добровольцев и не только) открывались специальные школы, в которые брали только физически здоровых мужчин из многодетных семей.
Задача водолазов-смертников состояла в том, чтобы погрузиться под воду на глубину 10-15 метров и ждать приближения американских десантных барж. Подводники вооружались самодельными взрывными устройствами, прикреплёнными к бамбуковому шесту, и в самый ответственный момент ударяли ими по дну вражеского корабля. В результате взрыва водолаз неминуемо погибал.
Точно оценить эффективность атак водолазов-смертников практически невозможно. Известны немногочисленные факты внезапного подрыва американских кораблей без видимой на то причины, но виновны ли в этом фукурю или дело в подводных минах узнать уже не получится.
Целесообразность использования отрядов смертников
Согласно книге «Кайгун кокутай то камикадзе» и данным военной статистики, на тихоокеанском фронте Второй мировой войны погибло около шести тысяч японских солдат-смертников. Большинство из них – лётчики-камикадзе, нанёсшие наиболее ощутимый урон Америке и её союзникам. Подавляющее число жертв, принесённых военнослужащими подводных самоубийственных сил (это водолазы-смертники и водители человеко-торпед) и отрядов «Синъё» и «Мару-ни», оказались абсолютно напрасными.
Урон, нанесённый врагу, и близко не соответствовал цели, поставленной японским командованием перед отрядами смертников – выводу из строя всего союзнического флота. В общей сложности камикадзе потопили 34 и повредили 288 кораблей противника, чего явно не хватало для изменения хода войны.
Малая эффективность «специальных отрядов» объясняется юностью и неопытностью большинства пилотов самоубийственных сил.
Не отвечала грандиозным планам командования техническая оснащённость смертников: их боевые машины делались наспех и часто выходили из строя. Нередко камикадзе пересаживались на устаревшие или списанные из-за поломок самолёты, которые зачастую не долетали до цели.
Куда больше вреда, чем «отряды божественного ветра», американскому флоту нанесли реальные тайфуны. 18 декабря 1944 близ Филиппин ураган унёс жизни 800 военнослужащих США, опрокинул три эсминца и потопил 200 боевых самолётов. Самые удачные атаки солдат-самоубийц и близко не подобрались к подобному результату.
5 июня 1945 года в результате бури пострадало 33 американских корабля, в том числе два больших авианосца и три линкора. Уже после окончания войны над Окинавой пронёсся очередной тайфун, который в военное время заставил бы США отступить. О таком результате японские смертники могли только мечтать.
Автор: Влад Скрабневский; TJOURNAL
Основные источники статьи:
- Рикихэй Иногути. «Божественный ветер. Жизнь и смерть японских камикадзе. 1944‑1945»;
- Спеваковский А.Б. «Камикадзе. «Божественный ветер» в истории Японии»;
- Иванов Ю.Г. «Камикадзе. Пилоты-смертники».