Обзор кремлевской дезинформации: Почему прокремлевские СМИ боятся Греты?

«Больная девочка одинаковым образом предельно глупая и предельно искренняя» и «пророк новой тоталитарной волны»: именно так «Первый канал» прореагировали на речь Греты Тунберг в ООН на прошлой неделе.

Нельзя не признать, что экологическая активистка обеспокоила не только федеральное телевидение. А вот что выделяет прокремлевские СМИ в этом негодующем (и женоненавистническом) хоре, так это старание найти за Гретой Тунберг и ее активизмом великий заговор. По версиям различных прокремлевских СМИ, она инструмент глобальной никем не избранной поп-экофашистской бюрократиирупор лоббистов гигантов зеленой энергетикиполитический инструмент, направленный против России и Китая, а также жертва жестокого обращения с ребенком.

Грета Тунберг является вызовом для прокремлевских дезинформаторов не только тем, что отказывается подчиняться стереотипам касательно того, что должна говорить и делать шестнадцатилетняя девочка (хотя шовинизм и дезинформация ходят рука об руку). Грета стала мишенью потому, что она лицо всемирного массового движения – настоящего народного протеста, а такую возможность прокремлевские СМИ допустить не могут. Ведь это изобличило бы, сколь безжалостно гражданам России отказано в праве на мирные протесты.

Китай зовет

Когда речь заходит о Гонконге, прокремлевские СМИ, неспособные воспринять саму мысль о настоящих массовых протестах в мировом или местном масштабе, крутят заезженную пластинку, мол «во всем виноваты американцы». На этой неделе прокремлевские СМИ развили бурную активность и выдвинули предположение не только о том, что протесты спонсируются США, но и что Америке нужны жертвы в Гонконге, чтобы ввести против Китая санкции.

Интересно, что на страницах китайского таблоида, связанного с коммунистической партией, выдвинуты похожие соображения касательно событий в Гонконге и заявлено, что зарубежные силы спланировали насилие в Гонконге. Другое информационное агентство, связанное с компартией, писало о протесте  как «американском «цветном» перевороте», вновь использовав этот давний излюбленный ход прокремлевской дезинформации. Это тревожный пример того, как одни и те же дезинформационные нарративы могут использоваться разными силами в различных политических целях.

События в Гонконге показали также первый пример работы китайской государственной дезинформационной сети в TwitterFacebook и на Youtube. Эта конкретная кампания была довольно неуклюжа – в ней использовались поддельные аккаунты, ранее распространявшие порнографию и спам. Похоже, китайские тролли пока не достигли коварной изощренности петербургской «фабрики троллей». Тем не менее, цели их кампаний пугающе похожи: задушить настоящий диалог онлайн.

Связи с Украиной

На этой неделе Украина оказалась в центре политической жизни Америки. Возможность импичмента – тема непростая, и как таковая она провоцирует море дезинформации.

Прокремлевские СМИ, не упускающие шанса напасть на Украину, попытались снять пенки  с возрастающего внимания мировых СМИ к этой стране, заявляя, что именно Украина вмешивалась в президентские выборы в США в 2016 году. Возобновили и нападки на Курта Волкера (ныне бывшего специального представителя Госдепартамента США по вопросам Украины), обвинив его в подрыве реализации Минских соглашений ради личного обогащения. Обвинять других – примитивная, но действенная тактика отвлечения отечественных слушателей от ответственности – и несостоятельности – России в выполнении Минских соглашений.

Задеть дезинформацию за живое

Резолюция Европейского Парламента о важности европейской памяти для будущего Европы задела дезинформацию за живое. Две недели подряд прокремлевские СМИ непрестанно нападают на Европейский Парламент, последнее время заявляя, что он фальсифицирует историю и представляет позицию Третьего Рейха. А тем временем резолюция, в которой осуждаются «любые проявления и пропагандирование в ЕС тоталитарных идеологий, таких как нацизм или сталинизм» заклеймена как преступная и ее называют идеологическим оружием против России.

***

Для прокремлевских СМИ протесты в принципе не могут быть чем-то кроме инструмента сил США, Европы или Зла, если только во главе их не стоит Москва. Протесты же организованные и контролируемые Кремлем обоснованны и справедливы. Исторические факты актуальны только в том случае, если они подтверждают нарративы Кремля. А доказательства становятся доказательствами лишь в том случае, если их подделали, чтобы снять с российских военно-воздушных сил вину за сбитие рейса MH17.

Воскресный вечер на федеральном телеканале «Россия 1». Телеведущий-пропагандист Дмитрий Киселев представляет репортаж из Центральноафриканской Республики (ЦАР):

«Мы работаем просто по контракту по подготовке [местных] бойцов», – говорит телерепортеру российский военный инструктор. «Мы не имеем никакого отношения к “ЧВК Вагнер”».

Чтобы проиллюстрировать слова инструктора, далее в репортаже «Россия 1» показывает находящийся на территории лагеря лист бумаги с «10 заповедями бойца» – а на нем награда ««ЧВК Вагнера».

От частных троллей до частных солдат

Эту неловкую ошибку заметила московская команда, занимающаяся расследованием военных конфликтов «Conflict Intelligence Team» (CIT), а опубликовала ее «Новая газета».

Нажмите, чтобы увидеть, как награда «ЧВК Вагнера» проявляется фоном на листе бумаги в российском военном тренировочном лагере в ЦАР.

Проблема присутствия «Группы Вагнера» в ЦАР особенно острая, поскольку ее обвиняют в политических убийствах трех российских независимых журналистов, расследовавших деятельность «Группы Вагнера» в Центральной Африке.

«Группу Вагнера» связывают с Евгением Пригожиным, который по данным властей США владеет еще и Агентством интернет-исследований, также известной как петербургская «фабрика троллей».

Не впервые

Нечасто дезинформация создается так небрежно, что разоблачает сама себя, как это случилось в передаче Дмитрия Киселева в воскресенье, но бывает и такое.

Это случилось и с репортажем «Первого канала», еще одного подконтрольного властям российского телеканала, когда в нем воспользовались скриншотами компьютерной игры и заявили, что это сцены боев в Сирии.

Произошло это и с каналом «Россия 24», когда человека в костюме показали, как «одного из самых современных роботов».

Приключилось это и с федеральным агентством «РИА Новости», когда якобы изобретенный в России военный робот оказался произведенной в Корее игрушкой, которую кто угодно может приобрести онлайн.

Источник:  The Disinformation Review

Читайте также: