Судьбы отдельных круизных российских судов на фоне истории с водным флотом
После крушения пассажирского дизель-электрохода «Булгария» в Куйбышевском водохранилище 10 июля кроме страшных подробностей трагедии стало очевидно, что очередное ЧП – результат серьезных проблем не только в российском речном пароходстве. Парк судов последние годы почти не обновляется, а система организации туристических круизов и надзора за перевозками на стареющих судах, увы, не модернизируется.
Это сегодня возмущены чиновники Минтранса, сотрудники транспортной прокуратуры: как возможно было осуществлять круиз в условиях постоянных поломок и давней негодности судна к перевозке людей?! А еще недавно на это закрывали глаза.
Список кораблей и возраст Нажмите на изображение для увеличения
5 июля 2011 года (за несколько дней до крушения) на сайте «Лоцман путешествий» появился подробный отзыв блогера о поездке на «Булгарии». Antonio пишет: «Старая калоша, помпезно именуемая «Булгария», по всем правилам не должна вообще допускаться к пассажирским перевозкам». 3 июля он возвращался из круизного рейса по маршруту Казань — Пермь — Казань. За время рейса трижды глох двигатель. При отключении двигателя система электропитания обесточивалась.
Так что не работала даже радиосвязь (спрашивается, где аварийные аккумуляторы?!). Отправление в этот злополучный рейс было задержано на неделю, пока не собрали деньги за путевки, чтобы за счет них залатать технические огрехи. В результате на питание туристов денег не хватило. Даже хлеба вдоволь не было. Пока теплоход стоял в шлюзе ГЭС (г. Чайковский) матросы команды бегали за хлебом. На борту в качестве питьевой воды пассажиры пили забортную волжскую (камскую). Но хозяева этой посудины, не желая терять свои барыши, уже продали билеты на следующий рейс.
Чтобы вовремя успеть вернуться в порт Казани, были отменены запланированные и обещанные пассажирам экскурсии в Чайковском, Сарапуле, зеленая стоянка. Притом что пассажирами в этом рейсе были инвалиды и пенсионеры — люди, весь год копившие деньги на эту поездку. Они просили капитана (который, кстати, за весь рейс ни разу не вышел к публике) не лишать их обещанных экскурсий. Но он был непреклонен. За 100 метров до причала в очередной раз заглох двигатель. Вот и пришлось подавать электропитание с буксира для подъема якоря. И двумя буксирами ставить Булгарию к причальной стенке.
Эксперты, с которыми связалась «Новая», полагают, что если не изменить положение дел в отрасли, то за ближайшие 10 лет Россия может забыть о круизном речном и морском флоте. Практика, при которой фрахтовочные компании и владельцы экономят на ремонте и безопасности, имея «нужные контакты» в надзорных инстанциях, приведет к развалу. Между тем при должном обслуживании и грамотной экономике предприятий — владельцев судов 75—80-летние корабли могут продолжать работать в круизах, с гордостью нося свои имена и доставляя пассажиров в целости и сохранности.
Один из способов улучшить «карму» стареющего судна внешне – присвоение нового имени. Так часто происходит при смене владельца, а также, если у плав¬средства имеются проблемы в виде частых аварий или долгов. Что стоит за сменой плавающего бренда, насколько это может изменить «судьбу» заброшенного или обновленного судна? Что представляет собой история российских судов советского периода постройки, как живется им сейчас и есть ли поводы для гордости?
Плывучая история
фото: ИТАР-ТАСС
Пассажирские дизель-электроходы (д/э) проекта 785 (аналоги «Булгарии») Волжского и Днепровского речных пароходств использовались во время ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Таких было несколько. Среди них – «Чайковский», «Киргизия», «Карелия», «Эстония», «Узбекистан». Эти суда стояли на реке Припять в районе Чернобыля в 1987—1988 гг. и использовались как бараки и электроподстанции для тех, кто находился на берегу.
Сегодня лишь «Киргизия» работает на рынке речных круизов, но под другим именем – «Петр Алабин» (владелец ОАО «Самарский речной порт»). Правда, на днях транспортная прокуратура Татарстана заявила, что «Алабин» «отправился в плавание самовольно, несмотря на запрет выходить в плавание из казанского порта». «Проверка выявила некоторые нарушения — неисправный радиолокатор и отсутствие бумаг на детские спасательные жилеты. В документах дата постройки «Алабина» была указана не 1955-й, а 1995 год, при этом на судне была заметная табличка с 1955 годом его постройки», — сообщает REGNUM-ВолгаИнформ.
Другие д/э, работавшие в Украине, выйдя на пенсию, видоизменились. «Эстония» переименована в «Киевскую Русь», стоит в затоне под Москвой. «Узбекистан» стал «Коломенским штандартом» и работает как плавкафе в московском парке «Коломенское». «Карелия» на долговременной реконструкции, как и «Россия».
Ныне действующий грузо-пассажирский двухпалубный дизель-электроход «Композитор Глазунов» (1956 г. постройки) уходит в рейс от речного вокзала г. Самары. Приписан к Перми. В интернете находятся отзывы пассажиров, отдохнувших на нем. Илья (2010 год): «Купили еще в начале лета путевки на теплоход «Композитор Глазунов». Очень ждали этот круиз. Оказалось, напрасно. Вошли на теплоход, зашли в каюту. Всех нас охватил такой шок, просто ужас! И дикая мысль о напрасно потраченных деньгах. А это 78 000 рублей на четверых. Двое взрослых и двое детей.
Полностью отслужившее свой срок судно. Хотя в рекламе нас убеждали в обратном. Нам сказали, что после 15 лет простоя «Композитор Глазунов» прошел капитальный ремонт. Это наглая ложь! Даже со слов команды, там подремонтировали моторный отсек, и всё. Никаким ремонтом, ни в каютах, ни на палубах, и не пахло. Подмазали кое-где, подкрасили — и в путь. Жалко, что такое когда-то красивое судно попало в такие руки». Дмитрий (январь 2011-го): «Согласен, минусов много, главный: не выдерживается расписание стоянок из-за частых поломок».
Судьба многих именитых теплоходов — это превращение в развлекательные комплексы (частично или полностью). Теплоходы «Александр Блок» и «Валерий Брюсов» наблюдатели и туристы могли использовать в качестве казино, ресторана, гостиницы на Москве-реке. Участь некогда известных и мощных советских судов часто в России прозаична и уныла. «Владимир Короленко» (1954 г. постройки) работал в Северо-Западном речном пароходстве. Списан в 1990 году. В 1990–1991 гг. использовался как гостиница на Валааме, позднее — как плавучий отель в заливе Салакка-Лахти.
Авторы: Дарья Пыльнова, Дмитрий Шкрылев, Новая газета
Tweet