Арестован за ограбление, судим как кровавый маньяк. Неизвестный Уткин
Следствие по уголовному делу в отношении водителя суконной фабрики им. Гладышева города Барыш Ульяновской области Анатолия Уткина началось в феврале 1973 года и вплоть до августа 1974-го неоднократно продлялось Генпрокуратурой РСФСР и Генпрокуратурой СССР. Дело №80-ск75-1 стремительно увеличивалось в размерах, объединяя в себе ранее разрозненные приостановленные дела…
Анатолия Уткина взяли под стражу 9 февраля 1973 года в буквальном смысле по горячим следам преступления. Накануне в диспетчерской гаража фабрики возник пожар. Когда его тушили, в помещении обнаружили обгоревший труп диспетчера В. Исаевой с 14 ножевыми ранами в груди. В тот вечер женщина получила крупную сумму для выдачи зарплаты работникам гаража и конного двора, и мотив убийства сомнений не вызывал. Ясно было также, что преступление совершил тот, кто знал о поступлении денег и месте их хранения. Значит, скорее всего, это дело рук своего.
Однако некоторые детали поначалу поставили оперативников в тупик…
На суде Уткин имитировал психически больного, а в последнем слове отказался от преступлений, в совершении которых признался в ходе следствия Фото Право.Ru
Почему в убийстве нештатного кассира заподозрили Уткина
Сейф, где хранилась зарплата, остался в неприкосновенности, хотя ключ валялся рядом на полу. Позже выяснилось, что Уткин, оглушив свою коллегу металлическим стержнем и завершив расправу с помощью ножа, нашел ключ, но так и не справился с дверцей. Озлобленный до предела неудачей, он облил труп Исаевой соляркой, поджег его и, забрав сумочку убитой, в которой оказалась ее зарплата, ушел домой.
Подозрение в убийстве нештатного кассира как раз и пало, прежде всего, на Уткина.
На эту версию, которую предстояло отработать в первую очередь, следствие натолкнуло недалекое прошлое Уткина. В августе 1969 года 26-летний шофер уже побывал в руках правосудия, и был осужден на 3 года лишения свободы за грабеж (ст.145 ч.2 УК РСФСР). В местах заключения он постоянно нарушал установленный режим, не проявляя стремления выйти за ворота исправительно-трудовой колонии условно-досрочно. И только через несколько лет стало понятно, что за этим скрывалось. Но об этом позже…
Обыск в доме подозреваемого. Следствие не поверило своим глазам…
Обыск в жилье Уткина привел к поразительным результатам: следствие получило в свое распоряжение улики, которые способствовали раскрытию сразу четырех преступлений.
Кроме сумочки Исаевой в доме обнаружили двуствольное охотничье ружье 16 калибра, похищенное из караульного помещения фабрики 26 декабря 1972 года. Здесь же нашлись некоторые вещи, которые были украдены при ночном ограблении одного из городских киосков «Союзпечати». Это произошло 7 февраля 1973 года, т.е. за сутки до убийства диспетчера.
Но самым большим сюрпризом стали найденные в жилище Уткина женские украшения, принадлежавшие, как установили позднее, жительнице Ульяновской области Г. Рузановой, которая была изнасилована и убита 22 декабря 1972 года. Труп молодой женщины был обнаружен в овраге неподалеку от поселка Мулловка.
Два убийства и две кражи, совершенные одним человеком за три месяца?! Но как оказалось, это лишь небольшая часть преступлений кровожадного монстра Уткина.
Следственную бригаду прокуратуры Ульяновской и Пензенской областей возглавил следователь по особо важным делам при Генпрокуроре СССР
Как была выявлена его причастность к целому ряду изнасилований, сопряженных с убийством, и других преступлений, остававшихся на то время не раскрытыми еще с конца 60-х годов?
Следственную бригаду прокуратуры Ульяновской области возглавил следователь по особо важным делам при Генеральном прокуроре СССР, государственный советник юстиции 3 класса Ю. Любимов. В нее вошли работники прокуратуры региона А.Анисимов, А. Герасимов, Н. Шеленин и Г.Кострин. С учетом того, что два тела со следами сексуального насилия были найдены в Пензенской области, в бригаду были включены следователи прокуратуры Пензенской области Н. Васильченко и А.Фокеев.
Кроме того, к работе привлекались работники прокуратур и правоохранительных органов из районов области, где были найдены жертвы неустановленного убийцы и насильника.
Следователи, в частности, кропотливо изучали даты и маршруты командировок Уткина по области и за ее пределами, в которые он регулярно направлялся, будучи водителем автохозяйства №2, а затем «Ульяновскстройтранса» и суконной фабрики…
Одна за другой открывались страшные картины преступлений …
Он снимал с убитых женщин одежду, обувь, украшения, часы. А несколько раз его добычей стали сумки с продуктами
31 марта 1968 года Уткин выехал на грузовом автомобиле в Москву. В пути он подобрал 14-летнюю Л. Макарову, добиравшуюся в село Тереньга. В пути Уткин изнасиловал и убил девочку, а тело со следами многочисленных ножевых ранений сбросил в реку в окрестностях города Пензы. Себе присвоил часы, одежду жертвы и сумку с продуктами. Это было его первое убийство.
27 июня 1968 года по дороге из Ульяновска в Барыш Уткин посадил в кабину голосовавшую В. Ананичеву. Тело изнасилованной и зверски убитой 17-летней девушки было найдено через некоторое время в лесу. И снова Уткин позарился на часы, обувь, сумку с продуктами.
25 сентября 1968 года Уткин был командирован в Москву. Поздним вечером в одном из населенных пунктов Пензенской области он увидел на улице 13-летнюю Т. Аксенову. Тело девочки со следами насилия и многочисленными колото-резанными ранами обнаружили утром.
28 ноября 1968 года Уткин в Ульяновске предложил 10-летней Л.Стояк подвезти ее в школу. В кабине оглушил маленькую пассажирку, увез за город, где изнасиловал, а затем нанес ей ножом многочисленные смертельные ранения.
28 мая 1969 года вечером Уткин в центре Ульяновска наметил себе очередную жертву – А. Желтову. Он пошел за ней, и когда женщина вошла во двор, изнасиловал и убил.
Именно после этого убийства он пошел на преступление, санкция за которое была не больше трех лет, и «отсиделся» в колонии общего режима.
Жертвой серийного убийцы впервые стал мужчина
6 декабря 1972 года Уткин изменил своему правилу – его жертвой в первый и последний раз стал мужчина. Н. Игнатьева он подобрал у автовокзала в Барыше и согласился довезти его до Ульяновска. В дороге Уткин убил Игнатьева и забрал найденные у него деньги. Тело незадачливого пассажира нашли в овраге под мостом.
Одна из жертв Уткина так и осталась неопознанной. 15 декабря 1972 года он подобрал женщину у автовокзала Ульяновска, чтобы отвезти ее в аэропорт. В дороге он изнасиловал и убил ее. Тело неизвестной со страшными ножевыми ранами было выловлено из реки Свияга.
Две женщины сумели дать насильнику отпор и спастись. У следствия появились первые свидетели
В обвинительном заключении Уткину были инкримированы несколько эпизодов покушения на убийство.
8 октября 1968 года Уткин в Барыше вечером напал на Л. Строгонову. После отчаянного сопротивления, в результате которого женщина получила несколько ударов ножом в руки и шею, она сумела убежать.
Вторая неудачная попытка изнасилования и убийства произошла 30 октября 1972 года. В Барыше Уткин встретил в безлюдном месте А. Скирдонову. Но женщина, несмотря на полученные удары ножом в голову, смогла уйти от преследователя.
Таким образом, обвинение получило свидетелей, опознавших Уткина после его ареста.
Судья Виталий Шорин изучал уголовное дело Уткина целый месяц
В общей сложности уголовное дело, поступившее из Верховного Суда РСФСР в Ульяновский областной суд, занимало 34 тома. Оно было передано на рассмотрение судьи областного суда Виталия Александровича Шорина (ныне покойного), который 9 сентября 1974 года приступил к его изучению.
Через месяц В. Шорин провел распорядительное совещание, где предал Уткина суду и назначил начало рассмотрения его дела на 28 октября. По ходу судебного разбирательства судье помогали опытные народные заседатели Я.Крамаренко и А. Полетаев. Государственное обвинение поддерживал прокурор А. Шинкарев.
В ходе подготовки к рассмотрению дела были приняты дополнительные меры для вызова потерпевших и свидетелей, поскольку основная их часть находилась за пределами Ульяновска. Так, некоторые из них за давностью времени уже проживали, например, в Рязани, Перми, и даже на Курилах.
Благодаря усилиям председательствующего в процессе, заседание началось при явке всех потерпевших, а в ходе судебного следствия были допрошены практически все важные свидетели.
Подсудимый имитировал психически больного, а некоторым потерпевшим и в самом деле потребовалась медицинская помощь
Нужно отметить, что еще одним, непроцессуальным участником заседания то и дело становилась бригада медиков «скорой помощи», которую приходилось вызывать в здание суда для оказания помощи некоторым родным и близким жертв Уткина. В зале судебных заседаний ощутимо сгустилась атмосфера горя, гнева, агрессивности и психоза.
Подсудимый вносил в это свою лепту, старательно имитируя психически больного человека. Однако стационарная судебно-психиатрическая экспертиза Уткина в московском институте судебной психиатрии им. Сербского еще в процессе следствия установила, что убийца и насильник вменяем.
Верховный Суд РСФСР оставил приговор без изменения, а Верховный Совет отклонил ходатайство о помиловании
Уткин отчаянно боролся за свою жизнь. Прежде всего, он отрицал в ходе следствия и процесса свою причастность к изнасилованию и убийству малолетних девочек Л.Стояк, Т.Аксеновой и Л.Макаровой. Вину в других преступлениях он не отрицал, и в ходе выхода на места убийств добровольно и в присутствии понятых показал и рассказал, как он совершал конкретные преступления. Но в последнем слове вдруг заявил, что также не совершал убийств А. Желтовой, В. Ананичевой и неизвестной женщины, а на следствии и в суде оговорил себя.
Однако 13 декабря 1974 года В.А. Шорин огласил обвинительный приговор, признав Уткина виновным по всем эпизодам обвинения. По совокупности преступлений — убийств, изнасилований, покушений на убийство, разбоев, краж и мелких хищений — суд приговорил подсудимого к смертной казни.
С учетом тяжести совершенных преступлений и наступления особо тяжких последствий, судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РСФСР в марте 1975 года оставила приговор Ульяновского областного суда без изменения.
Ходатайство Уткина в Верховный Совет РСФСР о помиловании и сохранении ему жизни 25 августа 1975 года было отклонено Президиумом Верховного Совета.
12 сентября 1975 года приговор был приведен в исполнение.
Почему об этом надо помнить
В Интернете существует немало списков наиболее кровавых советских и российских серийных убийц. Имя Уткина не упоминается ни в одном из них. Любопытно, почему?
Одно из возможных объяснений заключается в том, что все это происходило в регионе и городе, носящих имя Ленина. Судебное заседание было закрытым, «закрыли», очевидно, и публикации в прессе о серийном убийце из Ульяновской области.
В начале 60-х годов проблема серийных убийц начала приобретать в СССР системный характер. Наибольший резонанс вызвала преступная деятельность Владимира Оганесяна («Мосгаз»), который за период с 1963 по 1964 год убил в Москве и Иваново 5 человек. Столько же людей убил с 1963 по 1968 год москвич Борис Гусаков («Охотник на студенток»). Анатолий Сливко из Невинномыска («Вожатый-Потрошитель») замучил 7 подростков с 1964 по 1985 год. И, наконец, на счету Бориса Серебрякова из Куйбышева («Ночная тварь») 9 жертв за период с 1969 по 1970 год.
Все они, как и Уткин, который с 1968 по 1969 год и с 1972 по 1973 год убил 9 человек и покушался на жизнь еще двоих, расстреляны по приговору суда.
О маньяке Уткине автор этих строк узнал в свое время от руководителя объединенной пресс-службы Ульяновского областного суда и управления Судебного департамента в Ульяновской области Л. Берч и судьи в отставке Б. Лагунова (он в 1972 году был назначен судьей Ульяновского областного суда, и стал очевидцем процесса Анатолия Уткина).
Наверное, никто тогда и думать не мог, что в конце 80-х – начале 90-х годов начнется резкий рост числа серийных убийц и их жертв. И каждая такая история напоминает нам о необходимости хранить бдительность, беречь своих детей и себя.
Автор: Александр Пилипчук, Право.Ru
Tweet