Советская оккупация и аннексия Латвии в 1939-1940 годах
Сообщничество двух тоталитарных властей позволило Советскому Союзу, применяя силу и под прикрытием различных политических предлогов оккупировать Латвию 17 июня 1940 года и включить Латвию в состав Советского Союза 5 августа 1940 года. Присоединение никогда не признавался de jure большинством западных правительств. Нацистская Германия не только признала аннексию, но и в ходе своей оккупации в 1941 – 45 годах признавала Латвию оккупированной советской территорией – в соответствии с секретным протоколом договоров от 1939 года.
Историческое введение
Латвия провозгласила свою независимость 18 ноября 1918 года. После продолжительной борьбы за независимость, 11 августа 1920 года Латвия и Советская Россия (предшественник Советского Союза) подписали Мирный Договор. Россия "признает безоговорочно независимость, самостоятельность и суверенность Латвийского Государства и отказывается добровольно и на вечные времена от всяких суверенных прав, кои принадлежали России в отношении к латвийскому народу и земле". 26 января 1921 года независимость Латвии была признана de jure на Верховном Совете Союзников (Франция, Великобритания, Италия, Япония, Бельгия).
За ними последовали и другие страны. 22 сентября 1921 года Латвия была принята в Лигу Наций. Латвия оставалась членом Лиги Наций до ее формального роспуска в 1946 году. 5 февраля 1932 года с Советским Союзом был подписан договор о ненападении, основанный на договоре от 11 августа 1920 года, основным условием которого было неуклонно и навсегда формировать твердую основу для отношений двух стран. 1 сентября 1939 года Латвия объявила свой нейтралитет.
Латвия пала жертвой сообщнической realpolitik нацистской Германии и коммунистического Советского Союза. Последние 23 августа 1939 года заключили Договор о ненападении, известный как пакт Гитлера – Сталина, либо по фамилиям лиц, подписавших договор, пакт Молотова – Риббентропа. Подписание пакта позволило Германии вторгнуться в Польшу 1 сентября 1939 года. Среди условий секретных протоколов, являющихся приложениями Договора, было установление сфер влияния Советского Союза в восточной Европе, в том числе и в Латвии.
После попадания Польши под оккупацию немецких, а начиная с 17 сентября, и советских вооруженных сил, немецко – советские отношения были еще более закреплены в Договоре о дружбе и границе, подписанном 28 сентября 1939 года. В это время было достигнуто окончательное соглашение по разделу Польши, дальнейшие действия совершались согласно раздела "сфер влияния" в восточной Европе, в их числе была эмиграция этнических немцев из регионов, отведенным Советскому Союзу, в том числе и Латвии.
Сообщничество двух тоталитарных властей позволило Советскому Союзу, применяя силу и под прикрытием различных политических предлогов оккупировать Латвию 17 июня 1940 года и включить Латвию в состав Советского Союза 5 августа 1940 года. Присоединение никогда не признавался de jure большинством западных правительств. Нацистская Германия не только признала аннексию, но и в ходе своей оккупации в 1941 – 45 годах признавала Латвию оккупированной советской территорией – в соответствии с секретным протоколом договоров от 1939 года.
Оккупация и аннексия
Договор о взаимопомощи от 5 октября 1939 года и советские военные базы в Латвии. Советский Союз не медлил с установлением своего господства в своей "сфере влияния". Под угрозой военного вторжения, Балтийские страны были вынуждены подписать договоры "о взаимопомощи", которые по содержанию и целям означали, что они становились в военном и политическом отношениях зависимы от СССР. Договор с Латвией предусматривал дислокацию на западе Латвии советских военно-воздушных, морских и армейских баз и размещение до 25 тысяч военнослужащих – более чем численность Латвийской армии в мирное время. Военная угроза была достаточно серьезной. После того, как Финляндии было предложено подписать аналогичный договор и она отказалась, Красная армия атаковала Финляндию. Зимняя финская война продолжалась до марта 1940 года.
Кровавая советская провокация 15 июня 1940 года. В ранние утренние часы 15 июня, солдаты специального назначения НКВД атаковали три Латвийских пограничных поста на востоке Латвии, убив трех охранников, жену и сына одного из охранников. 10 пограничников и 27 гражданских лиц были захвачены в качестве заложников.
Советский ультиматум от 16 июня 1940 года. Без фактического основания, советский ультиматум обвинил Латвию в нарушении договора о взаимопомощи и потребовал в течении шести часов разместить на территории Латвии неограниченное число советских военнослужащих и сформировать новое правительство. Зная, что Литва накануне была захвачена Красной армией и ее войска сосредоточены на восточной границе, а также опасаясь советских вооруженных баз на западе Латвии, правительство согласилось на требования.
Военная оккупация Латвии 17 июня 1940 года. Красная армия начала операцию по оккупации ранним утром 17 июня. Около полудня советские танки вошли в Ригу. Военный переворот произошел через три дня после захвата Парижа армией нацистской Германии и внимание мировой общественности было приковано к поражению Франции.
Однопартийные "выборы" в Саейм – Латвийский Парламент 14/15 июля 1941 года. Выборы были демократическими только в названии. Был разрешен лишь один предварительно утвержденный список кандидатов. Подготовленные альтернативные списки спешно изъяты. В инструкциях писалось: "только один список от Латвийского рабочего народного блока должен быть опущен в избирательную урну… избирательный бюллетень не должен содержать никаких исправлений". Газеты славили Красную армию за обеспечение безопасных выборов. Процент проголосовавших "за" был 97,6%.
Образование Советского государства и отказ от независимости 21 июля 1940 года. Антидемократическим образом выбранная Саейма единогласно проголосовала за создание Советской страны и запросила присоединения к Советскому Союзу. Несмотря на то, что в Конституции Латвии предусматривается проведение общенародного голосования в случае ограничения суверенитета, плебисцит не состоялся.
Советская Латвия вошла в состав Советского Союза как 15-я республика 5 августа 1940 года. Верховный Совет СССР единогласно утвердил присоединение к Советскому Союзу новой Латвийской Советской Республики, и процесс присоединения, ставший возможным благодаря массированной военной интервенции, нелегальный и недемократический, был завершен.
Оккупация и присоединение руководились из Москвы. Захват был проведен под руководством Андрея Вышинского, заместителя председателя Совета народных комиссаров СССР и прокурора в унизительных Сталинских показательных судебных процессах в 1937 – 38 годах. Состав нового Кабинета Министров был предварительно утвержден в Москве и 19 июня подан Президенту Улманису на подпись. В то же время провокаторы, прибывшие вместе с Советскими войсками, организовали массовые демонстрации и митинги, таким образом, создавая видимость народных волнений. Еще до формального присоединения к Советскому Союзу, имели место депортации членов бывшего правительства: Президент Карлис Улманис был сослан 21 июля, бывший министр обороны Янис Балодис с семьей – 31 июля.
Непризнание оккупации и аннексии Западом. В отличие от нацистской Германии, чье согласие было гарантировано секретным протоколом от 23 августа 1939 года, большинство западных правительств расценили оккупацию и аннексию как незаконные и de jureпродолжали признавать существование независимой Латвийской Республики. Уже 23 июля 1940 года, заместитель госсекретаря США Саммнер Веллес осудил "бесчестные процессы", с помощью которых "политическая независимость и территориальная целостность трех небольших Балтийских Республик … были заблаговременно продуманно уничтожены одним их более могущественным соседом". Непризнание оккупации и аннексии продолжалось до 1991 года, когда Латвия вновь обрела свою независимость и полную самостоятельность.
Недавние искажения фактов
"Красная армия защищала народную революцию в Латвии". Это утверждение советской историографии, в лучшем случае лицемерное, в худшем – циничное, до сих пор актуально в России, которая не признается в факте оккупации. Существование секретных протоколов, дополняющих пакт Гитлера – Сталина от 23 августа 1939 года и сделавших возможными оккупацию и аннексию, не признавалось СССР до 1990 года. Они не были разрешены быть представленными в качестве доказательств на Нюрнбергском военном трибунале. Советский ультиматум от 16 июня 1940 года вообще не был упомянут. Демонстрации, митинги выражающее "народные требования" все были организованы и состоялись лишь после вступления оккупационных войск. К тому же маловероятно, что в трех независимых странах одновременно, с разницей в несколько дней, произошли "революции", которые все были под защитой Красной армии, с последующими одновременными "выборами", просьбами включить их в состав Советского Союза и объединиться.
"Смена режимов была узаконена предыдущими правительствами и президентскими декретами". Это правда, что действуя под угрозой насилия и кровопролития, доказательством чему послужили советские действия в Финляндии и нападения на Латвийские пограничные посты, правительство согласилось на требования. Также правда, что Президент Улманис, фактически будучи у власти, подписал декреты, расформировывающие многие институции, созданные независимой страной. Но также является правдой факт, что он практически содержался под стражей и действовал по принуждению.
"Присоединение к Советскому Союзу было узаконено парламентскими выборами". Выборы, посредством которых был выбран парламент, были недемократическими и антиконституционными. Незаконно выбранный Парламент в свою очередь утвердил антиконституционные законы с целью узурпирования высшего права народа Латвии установить свой собственный форму правительства. Два негативных не дают положительный результат.
Советские массовые депортации из Латвии
Историческое введение
Провозгласив нейтралитет в самом начале Второй Мировой войны, Латвия стала жертвой realpolitik как нацистской Германии, так и коммунистического Советского Союза, которые 23 августа 1939 года заключили договор о ненападении, известный как Пакт Молотова – Риббентропа. Пакт позволил Германии вторгнуться в Польшу 1 сентября 1939 года. В числе секретных условий этого Пакта было установление сферы Советского влияния в восточной Европе, включая Латвию, что позволило Советскому Союзу под различными предлогами 17 июня 1940 года вторгнуться в Латвию и аннексировать страну 5 августа 1940 года. Незаконное присоединение никогда de jure не признавалось большинством западных правительств.
Сразу же после установления своего порядка посредством коллаборационизма и использования, Советы начали депортацию элиты в Советский Союз, достигнув кульминации массовой депортации 14 июня 1941 года, когда было выслано более 15 тысяч человек. После оккупации нацистской Германией, имевшей место с 1941 по 1944/45 годы, СССР вновь оккупировал Латвию и применил жестокие меры по наказанию людей за лояльность и сотрудничество со врагами и сопротивление Советской оккупации. Вторая волна массовой депортации 25 марта 1949 года успешно завершила вооруженное сопротивление оккупационному режиму.
Депортация как преступление против человечества
В связи с тем, что депортация лишает людей их гражданских прав и прав человека и осуществляется бесчеловечным образом, депортации классифицируются как преступления против человечества. Коммунистический режим в Советском Союзе был связан с перемещением масс с целью насаждения своей политической, социальной и националистической идеологии и с целью преследования и заглушения своих политических оппонентов.
Сталин усовершенствовал политику Ленина и создал обширную сеть трудовых лагерей для заключенных, известных как ГУЛАГ. Сталинский режим также знаменит массовыми депортациями и принудительным переселением целых народов и социальных групп в Сибирь и другие области обширной страны. В конце 1920-х – начале 1930-х годов режим очистил страну от зажиточных земледельцев – кулаков, которые пережили голод, спровоцированный режимом в Белоруссии и Украине, и не хотели вступать в колхозы.
Во времена "Большой чистки" 1930-х годов были депортированы либо расстреляны как предатели старые большевистские кадры, которые работали с Лениным. Преследовались и уничтожались целые этнические группы, которые подозревались в отсутствии лояльности, в том числе и латыши; в СССР были высланы 126 тысяч латышей, 75 тысяч арестованы и 20 тысяч расстреляны.
После Второй Мировой войны Сталин приказал депортировать множество людей, которые жили на территории, оккупированной Германией только потому, что подозревал их в сотрудничестве с врагом. Депортируемые были лишены своих гражданских прав и прав человека и нередко жили в суровых и нечеловеческих условиях в тюремных лагерях в ссылке.
В Латвии были проведены две массовые депортации: во время первой советской оккупации в 1941 году и в 1949 году, во время второй оккупации. Необходимо также отметить, что депортации в тюремные лагеря ГУЛАГ, а также в места принудительной ссылки осуществлялись также и в другое время. Множество латышей были сосланы в так называемые "фильтрационные" лагеря и лагеря военнопленных после Второй Мировой войны, заключены либо депортированы после получения разрешения вернуться в Латвию. Общее число жителей Латвии, подвергшихся депортации, превысило число официальных двух депортаций.
Депортации лишили Латвию ее национальной элиты, а народ – тесных связей со своей землей. Был искусственно создан дефицит рабочей силы, который восполнялся за счет иммигрантов из не-Латвийских регионов Советского Союза. Таким образом, депортация исполнила также роль колонизации и русификации страны. Не являясь явным геноцидом, депортация создала условия, поставившие Латвию и ее народ на путь утери своего культурного наследия, а также национальной принадлежности.
Массовая депортация 14 июня 1941 года
Инструкции по проведению массовых депортаций были разработаны осенью 1939 года главой НКВД Украинской ССР Генералом Иваном Серовым для недавно присоединенных районов западной Украины. Они были утверждены в Москве и позже были применены также и в Балтийских странах. Будучи комиссаром по государственной безопасности СССР, Серов подписывал ордеры 21 января 1941 года.
Ночью с 13 на 14 июня около 15,5 тысяч жителей Латвии – среди них 2,4 тысячи детей младше 10 лет – были арестованы без решения суда и депортированы в отдаленные районы Советского Союза. В основном были отобраны семьи, члены которых занимали руководящие должности в государстве либо в местных самоуправлениях, экономике и культуре.
Депортируемые люди были разбужены ночью, им было дано меньше часа на сборы в дорогу. Им было разрешено взять с собой только то, что они смогут унести и все оставшееся было конфисковано в пользу государства. Несчастные были загнаны в заранее подготовленные товарные вагоны для скота, в которых они затем провели долгие недели и месяцы. Многие гибли в дороге, особенно дети, больные и пожилые. Мужчины, общим числом около 8250, были разлучены со своими семьями и сосланы в трудовые лагеря ГУЛАГ. Женщины и дети были доставлены в так называемые "административные поселения" как члены семей "врагов народа".
Ни слова об этих событиях не было упомянуто в Латвийских газетах, контролируемых Советами. Близкие не имели ни малейшей возможности узнать, что случилось с депортируемыми. Ни одно учреждение, включая милицию, не могло предоставить информацию либо помощь. На железнодорожных путях были разбросаны прощальные письма, написанные депортируемыми своим родственникам – лишь некоторые из них достигли своих адресатов.
Условия жизни в трудовых лагерях были бесчеловечными. поселенцы теряли свою личность, они терроризировались охранниками и уголовными заключенными. Пищевой рацион был нищенским и не достаточным для восстановления калорий, израсходованных во время работы. Люди истощались, их одолевали расстройства пищеварения, цинга и другие заболевания. Зимы отличались невыносимым холодом и многие не пережили даже первую зиму. Лишь незначительная часть депортированных в 1941 году позже вернулись в Латвию. Семьи в принудительных поселениях должны были сами противостоять суровым условиям; уровень смертности среди детей и пожилых людей был чрезвычайно высоким.
Массовая депортация 25 марта 1949 года
Задачей этой депортации более чем 42 тысяч человек было прекращение сопротивления коллективизации со стороны кулаков, в то же время устранение людей, поддерживающих народных партизан. Эта депортация была в основном направлена против сословия кулаков и целые семьи были сосланы жить в принудительные поселения. После смерти Сталина многим в конце концов было разрешено возвратиться, но они не могли вернуться к своей прежней жизни и воспринимались как неблагонадежные.
"Законодательной основой" для депортации являлись сверхсекретные решения Совета Министров СССР от 29 января 1949 года и инструкция, изданная в феврале Министерством Государственной Безопасности "Касательно процедуры депортации некоторых категорий жителей из Латвийской ССР, Литовской ССР и Эстонской ССР." 17 марта 1949 года Вилис Лацис как Председатель, подписал решение Совета Министров Латвийской ССР. Военные подразделения министерств Государственной Безопасности и Внутренних дел получили сверхсекретный приказ �Ė0068 по исполнению депортации населения из Балтийских стран под кодовым названием "Прибой".
Депортация началась ночью 24 марта. Ночью люди арестовывались дома, днем – на своих рабочих местах. Иногда школьники отправлялись на поезда прямо из школы.
С 25 по 28 марта 42,133 человек, более чем 2% от довоенного населения Латвии, были депортированы из Латвии в места "специальных поселений" (в основном в районах Красноярска, Амура, Иркутска, Омска, Томска и Новосибирска). Среди них было более 10,990 детей моложе 16 лет. Женщины и дети до 16 лет составляли 73% депортированных. Всего из трех Балтийских стран было депортировано 30,620 семей – 94,799 человек.
Источники на английском и немецком языках
Grava-Kreituse, Ilga, Inesis Feldmanis, Dietrich Andre Loeber and Juris Goldmanis. The Occupation and Annexation of Latvia 1939-1940. Documents and Materials / Оккупация и аннексия Латвии в 1939 – 1940 годах. Документы и материалы. Рига, 1995.
Misiunas, Romuald J. and Rein Taagepera. The Baltic States. Years of Dependence 1940-1990. Berkeley, 1992.
Nollendorfs, Valters, ed. Latvijas Okupācijas muzejs: Latvija zem Padomju Savienības un nacionālsosiālistiskās Vācijas varas 1940-1991 / Латвия под властью Советского Союза и Национал-социалистической Германии. Рига: Музей оккупации Латвии, 2002. [Латышско – английская история оккупации.]
Brence, Māra, Dzintars Ērglis et al., eds. 1941. gada 14. jūnija deportācija – noziegums pret cilvēci / Депортация 14 июня 1941 года: Преступление против человечества. Симпозиум Комиссии историков Латвии. Рига: 2002. 416 страниц. [Материал международной конференции в Риге 12-13 июня 2001 года. Сводка на английском]
Nollendorfs, Valters, ed. Latvijas Okupācijas muzejs: Latvija zem Padomju Savienības un nacionālsosiālistiskās Vācijas varas 1940-1991 / Латвия под властью Советского Союза и национал-социалистской Германии. Рига: Музей оккупации Латвии, 2002. [латышско – английская история оккупации.]
Pelkaus, Elmārs et al., eds. Aizvestie: 1941. gada 14. jūnijs / Депортированные: 14 июня 1941 года. Рига, 2001. 804 страниц. [Сводка на английском]
Strods, Heinrihs and Matthew Kott "The File on Operation ‘Priboi’: A Reassessment of the Mass Deportations of 1949." Journal of Baltic Studies33.1 (2002): 1-31.
Vīksne, Rudīte and Kārlis Kangeris, eds. Politiskās prāvas Latvijā 1940-1986: Noziegumos pret padomju valsti apsūdzēto Latvijas iedzīvotāju rādītājs / Политические процессы в Латвии в 1940 – 1986 годах: указатель жителей Латвии, осужденных за преступления против советской власти. Рига, 1999. [Содержит около 49,000 имен и номеров дел]
Источник: mfa.gov.lv