Сбитый террористами Боинг: В Голландии — траур, в Европе — антироссийский дух
В пятницу с утра голландские триколоры приспущены над правительственными зданиями в Гааге и Амстердаме, над муниципалитетами и провинциальными советами, над многими жилыми домами. Накануне вечером премьер-министр Марк Рютте, срочно вернувшийся из Брюсселя, объявил национальный траур. За час до полуночи он приехал в министерство безопасности и юстиции, где провел кризисное заседание правительства.
Самолет рейса MH 17 малайзийской авиакомпании, рухнувший в четверг под Донецком, стартовал из амстердамской международной авиагавани Схипхол, из 280 пассажиров на его борту 154 были голландцами. Газета De Telegraaf вспоминает, что больше подданных королевства погибло только в страшной авиакатастрофе 27 марта 1977 года в Тенерифе на Канарах: 238.
Глава МИД Нидерландов Франс Тиммерманс уже позвонил украинскому коллеге Павлу Климкину, потребовал провести независимое расследование, обеспечить беспрепятственный и безопасный доступ персонала соответствующих служб к месту катастрофы, сохранить до их прибытия нетронутыми останки лайнера и другие свидетельства, которые помогли бы следствию.
Климкин заявил о готовности полностью сотрудничать с голландскими и международными расследователями. Гаага срочно направила консульскую команду в Киев на укрепление своего посольства.
«Мы скорбим по всем погибшим пассажирам этого рейса, кем бы они ни были по национальности», – сказал глава МИД Нидерландов.
Среди пассажиров, по предварительным данным, которые огласил на пресс-конференции в аэропорту вице-президент европейского филиала Malaysia Airlines Хэйб Гортер, были также 27 австралийцев, 23 малазийца, 11 индонезийцев, шесть британцев, четыре немца, столько же бельгийцев, три филиппинца и один канадец. Национальности остальных уточнялись.
Гортер сказал, что это, возможно, несчастный случай, но не исключены техническая неисправность самолета или внешняя причина… Не уточнил, какая. Связь с экипажем была потеряна через два часа после вылета: в 14:15 по среднеевропейскому времени. На тот момент самолет находился над Украиной примерно в 50 километрах от российской границы.
Схипхол – одни из главных воздушных ворот Западной Европы. Его терминалы знакомы многим европейцам, которые приезжают сюда на машинах, поездах или прилетают, чтобы пересесть на дальний межконтинентальный рейс.
В четверг рутинная жизнь этого людского муравейника была нарушена горем. Ближе к шести вечера в четверг к бару «Дакота» на панорамной терасе, объявленному местом сбора, стали подтягиваться группы взволнованных и подавленных горем людей. Военная полиция растянувшейся шеренгой отгородила это место от зевак и прессы.
В первом официальном сообщении аэропортовских властей Схипхола было мало информации: "Самолет рейса MH17 в Куала-Лумпур изчез в воздушном пространстве Украины. Рейс вылетел в 12:14 из Схипхола. Для родственников пассажиров рейса MH17 в ближайшее время будет сообщен номер телефона, по которому можно получить дополнительную информацию и помощь».
Номер телефона высветился на аэропортовских табло. В районе девяти собравшихся у бара «Дакота» родственников пригласили в автобусы и увезли куда-то в сопровождении полицейского эскорта…
Имена жертв и членов экипажа будут опубликованы после того, как будут оповещены все родственники, сообщил представитель аэропорта. Malaysia Airlines направит самолет с группой экспертов из Куала-Лумпура в Киев. Оттуда команда отправится в Восточную Украину. Затем самолет полетит в Голландию, чтобы взять на борт и отвезти на место аварии желающих родственников.
В полночь появилось второе заявление правительства. Консульская команда вылетела в Киев в посольство Нидерландов. «Наихудший сценарий стал реальностью. Это одна из крупнейших авиационных катастроф в голландской истории. Еще много неясности в том что касается причины катастрофы. Поверьте нам: мы делаем все, чтобы прояснить факты как можно скорее. Делается все для репатриации останков».
Как отмечает De Telegraaf, расследование обещает быть непростым, потому что катастрофа, унесшая три сотни чужих жизней, с первой же минуты была вовлечена в украино-российскую пропагандистскую войну. СМИ использовали ее в государственной пропаганде. Трудно установить истину, когда факты искажаются, а слухи принимаются как факты.
Пропагандистскую войну поддержали и первые лица Украины и России, вынеся вердикты еще до начала независимого международного расследования.
Пока на месте нет международных экспертов, которым голландцы могли бы доверять, пресса вынуждена с налетом сомнения тиражировать и комментировать вести с востока. А также из Америки, на технические и разведывательные возможности которых полагаются Нидерланды как член НАТО. В газетах появилось сообщение источника в правительстве США, по словам которого, самолет был сбит ракетой с земли. Украинской, российской?
Европейская организация по безопасности воздушной навигации (EUROCONTROL) в Брюсселе заявила о закрытии всех маршрутов для полетов над восточной частью Украины в зоне действия Днепропетровского информационного региона о полетах. До этого полеты были разрешены на эшелонах выше 320. Считалось, что на этом уровне вооруженного конликта такая высота безопасна. Малайзийский самолет летел выше, на 330-м эшелоне. После катастрофы EUROCONTROL закрыл всякое воздушное движение над Восточной Украиной.
Европейский союз и НАТО потребовали скорейшего независимого расследования. С призывом ко всем сторонам конфликта выступила глава дипломатии ЕС Кэтрин Эштон. Она потребовала неограниченного доступа международных наблюдателей на место падения обломков самолета, немедленного оцепления места, полного сотрудничества со следствием и предоставления ему всей информации. Председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей и глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу в совместном заявлении тоже потребовали скорейшего и полного расследования.
Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен признал, что обстоятельства катастрофы пока очень темные. Ясно лишь одно: «нестабильность в регионе, созданная сепаратистами, которых поддерживает Россия, делает ситуацию все более опасной».
Великобритания потребовала созвать внеочередное заседание Совета безопасности ООН по ситуации на Украине.
Индексы на мировых биржах рухнули второй раз за день после того как упали от новых санкций против России, введенных накануне в связи с украинским кризисом Вашингтоном и Брюсселем. Экономические обозреватели утверждают, что катастрофа малайзийского лайнера была более сильным шоком для мировых рынков, чем эти санкции. Мир застыл в тревоге.
Гибель пассажирского самолета над Донецком встряхнула европейского обывателя, который не знал и не хотел знать об украинском кризисе. Заставила его проявить интерес. До сих пор дискуссии на эту тему были уделом политиков и чиновников высшего звена. На этот раз погибли люди, в том числе дети, летевшие просто в отпуск. Международная политика пришла в обычную голландскую семью, амстердамскую пивную, на молочную ферму Эдама.
Влиятельная газета близкого к Голландии северо-запада Германии Nordwest-Zeitung пишет, что теперь всем на Западе должно быть ясно, насколько взрывоопасен конфликт в Украине. «Маленькими санкциями» и сделками с кремлевским царем невозможно успокоить ситуацию».
А британский таблоид Sun печатает на первой полосе под огромными буквами «Ракета Путина» – апокалиптическую фотокартинку места падения самолета. И выносит на нее заголовки: «10 британцев среди 295 погибших», «Мятежников на Украине вооружает Москва», «На российского лидера направлен гнев всего мира»…
Автор: Александр Минеев, корр. в Брюсселе, НОВАЯ ГАЗЕТА
Tweet