Как Россия ущемляет права крымчан
После того, как Россия оккупировала территорию Крыма, на полуострове перестали действовать нормы международного права. Об этом заявляют члены Крымской полевой миссии по правам человека, которые более девяти месяцев проводят мониторинг ситуации в аннексированной республике. По их словам, на территории Крыма в прошедшем году начали действовать десятки нормативных актов, которые существенно урезают права и свободы крымчан.
Правозащитники составили ТОП-5 законов, которые представляют для жителей полуострова наибольшую угрозу.
По его словам, заложниками того, что Крым выпал из зоны действия международного права, оказались абсолютно все крымчане, независимо от того, как они относятся к аннексии, и даже вынужденные переселенцы.
Юров подчеркнул, что ухудшение ситуации с правами человека связано с тем, что сами по себе российские законы, которые теперь действуют в Крыму, являются более жесткими, чем в Украине.
«Это проявляется по всему спектру. Например, по свободе слова, что сразу прочувствовали журналисты. По свободе собраний, что хорошо прочувствовали в Меджлисе крымскотатарского народа. Также в Российской Федерации действует гораздо более жесткое законодательство, касающееся свободы собраний», – отметил правозащитник.
Также, по словам Юрова, на правах крымчан крайне негативно сказывается законотворческая деятельность самопровозглашенной власти полуострова, которая не соблюдает ни нормы международного права, ни элементарные законы логики.
Крымский закон о «самообороне»
Наиболее опасным документом, принятым местной властью Крыма, является закон «О народном ополчении – народной дружине Республики Крым», за который «Государственный совет» проголосовал в июне. Об этом заявила заместитель председателя Крымской полевой миссии по правам человека Ольга Скрипник.
«Он по сути легализует это парамилитарное формирование. Несмотря на то, что крымская самооборона причастна к похищениям людей, убийствам, захвату собственности, разгону мирных собраний, нападению на журналистов, никто не был привлечен к ответственности», – возмутилась правозащитница.
Скрипник отметила, что «крымская самооборона» не только не была расформирована, но еще и получила статус юридического лица и бюджетное финансирование. В соответствии с принятым законом, это формирование подконтрольно самопровозглашенному премьеру Сергею Аксенову и Совету министров.
При этом, по словам правозащитницы, в последнее время значительно участились случаи, когда бойцы «крымской самообороны» участвуют в захватах коммерческой собственности.
В октябре в Государственную Думу Российской Федерации был подан законопроект об амнистии «народного ополчения Крыма», однако он не был поддержан.
«Аксенов предлагал освободить крымскую самооборону от ответственности за преступления, совершенные с 27 февраля по 1 января 2015 года. Это нонсенс в плане того, что предлагалось их амнистировать в том числе и за те преступления, которые еще не совершены», – сказала Скрипник.
Правозащитница считает, что самопровозглашенная власть Крыма не только не борется с нарушителями прав человека, но еще и пытается присвоить «народных ополченцам» статус неприкасаемой группы.
Российский закон об экстремизме
Значительно ухудшило ситуацию с правами человека в Крыму внедрение законодательства о противодействии экстремистской деятельности. По словам заместителя председателя Крымской полевой миссии Дмитрия Макарова, местная власть под предлогом борьбы с экстремизмом начала борьбу с инакомыслием и нелояльными жителями полуострова.
«Законодательство об экстремизме очень широко толкует понятие экстремизм. Под него подпадает террористическая деятельность, насильственное свержение конституционного строя, создание незаконных вооруженных формирований. Но в том числе под него подпадают и вербальные действия: разжигание расовой, национальной и религиозной розни, унижение национального достоинства, различные формы хулиганства, основанные на мотивах ненависти», – отметил Макаров.
Правозащитник подчеркнул, что понятие экстремизма в российском законодательстве очень широкое и размытое, и российские власти этим часто пользуются в своих интересах. По его словам, центр по борьбе с экстремизмом занимается не столько противодействием группировкам, реально разжигающим межнациональную рознь, сколько преследованием граждан, которые выражают несогласие с властью.
Макаров напомнил, что руководство аннексированного Крыма уже начало активно использовать законодательство об экстремизме. В частности, на территории полуострова прошла серия обысков в мечетях, медресе и частных домах мусульман, в ходе которых силовики искали так называемую экстремистскую литературу.
Статья российского Уголовного кодекса о сепаратизме
Дмитрий Макаров считает, что особую опасность для жителей полуострова представляют нормы российского законодательства о призывах к сепаратизму. Правозащитник напомнил, что запрет на оспаривание территориальной целостности не только содержится в антиэкстремистском законодательстве, но и был внесен отдельным пунктом в Уголовный кодекс Российской Федерации. По словам Макарова, это произошло прошлым летом, что может быть связано как раз с аннексией Крымского полуострова.
«По этой статье человек может получить до четырех лет лишения свободы, а в случае, если призывы распространяются через СМИ или интернет – то до пяти лет», – сказал правозащитник.
Будут ли по этой статье наказывать за фразу в Фейсбуке «Крым – это Украина» – пока непонятно, поскольку нет прецедентов. Но фактически подается сигнал, что само обсуждение вопросов принадлежности России той или иной территории может наказываться достаточно сурово
По словам Макарова, эта уголовная статья представляет особую опасность для крымчан, которые не поддерживают аннексию Крыма. Формально за любое сообщение в социальных сетях, в котором оспаривается принадлежность Крыма к России, его автор может получить тюремный срок.
«Будут ли по этой статье наказывать за фразу в Фейсбуке «Крым – это Украина» – пока непонятно, поскольку нет прецедентов. Но фактически подается сигнал, что само обсуждение вопросов принадлежности России той или иной территории может наказываться достаточно сурово», – сообщил правозащитник.
Российские положения о двойном гражданстве
В 2014 году в российское законодательство было введено положение об обязательном уведомлении о наличии второго гражданства. Юрист Украинского Хельсинского союза по правам человека Дарья Свиридова отметила, что для жителей Крыма, которые остаются гражданами Украины, действие этой нормы отложили до 2016 года, однако эта отсрочка может быть снята в любой момент.
«Неуведомление о наличии второго гражданства влечет для граждан не просто ответственность, а уголовную ответственность в виде штрафа от 200 тысяч рублей, что эквивалентно 60 тысячам гривен, или общественными работами до 100 часов. А уведомление с опозданием влечет административную ответственность и штраф до тысячи рублей», – сказала Свиридова.
В Крыму проживает около двух миллионов человек, которые имеют и российские, и украинские паспорта. На декларирование двойного гражданства законом дается всего два месяца, и управления ФМС в Крыму просто могут не справиться с огромным наплывом посетителей
Правозащитница предполагает, что когда данное положение вступит в силу, это вызовет появление гигантских очередей в управлениях миграционной службы. По ее словам, в Крыму проживает около двух миллионов человек, которые имеют и российские, и украинские паспорта. На декларирование двойного гражданства законом дается всего два месяца, и, по прогнозу правозащитницы, управления ФМС в Крыму просто могут не справиться с огромным наплывом посетителей.
«Эта норма коснется всех без исключения внутренне перемещенных лиц из Крыма, поскольку большинство из них сохраняют прописку на территории Крыма. Следовательно, все они должны будут либо уведомить о наличии двойного гражданства, либо они будут ходить под дамокловым мечом уголовной ответственности», – отметила юрист.
Украинский закон о свободной экономической зоне
В Крымской полевой миссии констатировали, что нормативные акты, ущемляющие права жителей аннексированного полуострова, были приняты не только Россией и самопровозглашенной властью Крыма, но и Украиной. Самые вопиющие нарушения прав крымчан, по их мнению, вызвало принятие закона «О создании свободной экономической зоны «Крым», а также постановлений Нацбанка №699 и №810.
«В силу закона, а также в силу постановлений НБУ, граждане Украины, которые имеют регистрацию на территории Крыма, были признаны нерезидентами. То есть во взаимоотношениях с банками и другими финансовыми учреждениями, во взаимоотношениях с государством по поводу предпринимательской деятельности крымчане были признаны иностранными гражданами», – отметила правозащитница Дарья Свиридова.
Признание граждан Украины с крымской регистрацией нерезидентами привело к том, что банковские счета многих физических и юридических лиц были заблокированы, и жителям полуострова были запрещены многие финансовые операции
По ее словам, признание граждан Украины с крымской регистрацией нерезидентами привело к том, что банковские счета многих физических и юридических лиц были заблокированы, и жителям полуострова были запрещены многие финансовые операции.
«Сегодня граждане Украины, зарегистрированные на территории Крыма, фактически лишены возможности пользоваться своими банковскими счетами, открытыми в банках Украины. Они не могут покупать иностранную валюту, они не могут провозить через административную границу деньги в российских рублях свыше суммы десяти тысяч рублей», – сообщила Свиридова.
По мнению правозащитницы, принятый Верховной Радой закон и постановления НБУ являются дискриминационными, поскольку ограничивают права граждан Украины по признаку территории их проживания. Она отметила, что Украинский Хельсинский союз по правам человека инициировал стратегическое дело по отмене дискриминационных норм, которые содержит закон о СЭЗ, и крымчанами уже было направлено семь исков в суд с требованием отменить поставление Нацбанка о нерезидентном статусе жителей аннексированного полуострова.
Автор: Алексей Скрыпник, Крым.Реалии
Tweet