Красный пастырь Сталина
Возрождение Русской православной церкви в СССР в 1943 году было одним из условий Англии при открытии «второго фронта». Главным пастырем Советов стал настоятель Кентерберийского собора Хьюлетт Джонсон. Он говорил об СССР как «христианском рае», и даже защищал сталинизм на судах в Европе.
В российской и особенно православной историографии принято показывать разрешение на деятельность РПЦ в СССР в 1943 году «переосмыслением роли христианства», «пробудившимся патриотизмом» Сталина. Но на самом деле всё было прозаичней: возрождение Русской православной церкви в СССР в 1943 году было одним из условий Англии при открытии «второго фронта». Работу над разрешением православия в стране Советов Англия начала ещё в 1942 году. Главным посредником между Сталиным, РПЦ и Англией стал настоятель Кентерберийского собора, доктор Хьюлетт Джонсон, которого называли «красный пастырь» за его коммунистические взгляды.
Митрополит Николай (Ярушевич) в сентябре 1942 года начал вести в Куйбышеве переговоры с советником Британского посольства Баггалеем о возможностях взаимодействия с Англиканской церковью. В ноябре-декабре 1942 года лоббировать возрождение РПЦ начал настоятель Кентерберийского собора Хьюлетт Джонсон, который был одним из лидеров движения помощи СССР.
Тогда же, в 1942 году в СССР был выпущен красочный альбом «Правда о религии в России». Предназначавшаяся преимущественно для распространения на Западе (в США, Англии, Швеции), книга имела некоторое распространение и в СССР, изумляя многочисленных атеистов, воспитанных в 1920-1930-х гг. в духе непримиримой классовой борьбы с «клерикальными пережитками». Изумляться, действительно, было чему. Впервые за долгие годы РПЦ дали возможность громогласно заявить о себе, публично указав мировой общественности, что свобода совести – неоспоримый факт конфессиональной жизни в СССР, что в советской стране никто и никогда не покушался на права верующих, а наказания и преследования затрагивали только клириков, выступавших против «народной власти».
«Нет, Церковь не может жаловаться на власть, – писал в книге Патриарший местоблюститель и Московский митрополит Сергий (Страгородский). – В нынешнем (1942 году) году праздник Пасхи прошел при исключительных обстоятельствах. Над страной нависли грозные тучи. Она терпит лютое нашествие фашистов. Москва на осадном положении. Тем не менее правительство, идя навстречу желаниям верующих, в пасхальную ночь разрешило совершение богослужения в 12 часов ночи, хотя это было сопряжено с большим риском. Так где же гонение на Церковь?».
Лучшей кандидатуры, чем Хьюлетт Джонсон, для возрождения РПЦ нельзя было найти. Он был влиятельной фигурой в Англии, был известен Сталину, поскольку еще в 1937 году посещал СССР и тогда написал книгу «Шестая социалистическая часть мира», которая с 1939 по 1945 год выдержала 19 изданий на 16 языках мира общим тиражом 3 млн. экземпляров.
В этой книге Джонсон знакомит читателя с достижениями в СССР и отводит значительное место критике как моральных, так и экономических основ капиталистического общества. Советскую программу преобразований он характеризует следующим образом: «Величественная по размаху, практическая в деталях, научная по форме, христианская по духу, она приступила к выполнению задачи, которую никогда еще не решалось взять на себя ни одно современное государство».
Когда Германия вторглась в Россию, Джонсон написал обращение к английским рабочим. В нем были такие пророческие слова: «В 3 часа 5 минут утра 22 июня 1941 года Гитлер подписал самому себе и нацизму смертный приговор. Это так же определенно, как то что ночь сменяется днём. Россия борется также за нашу свободу, защищая Москву, она защищает Лондон». Другая инициатива Джонсона заключалась в организации Национального англо-советского фонда по оказанию медицинской помощи, позднее переименованного в Объединенный комитет по оказанию помощи СССР. Этот фонд передал в Россию медикаментов на 1,5 млн. фунтов стерлингов.
«Хьюлетт Джонсон советует действовать, опираясь на русское духовенство – чтобы не демонстрировать Западу, и в особенности Гитлеру, альянс со Сталиным, непосредственно со Сталиным», – писал английский посол в Москве Керр.
В феврале 1943 года Джонсон послал Сталину поздравительную телеграмму с двадцать пятой годовщиной Красной Армии и получил персональный ответ с благодарностью за поздравления. В том же 1943 году наряду с многочисленными статьями Джонсон выпускает книгу «Советская мощь». В апреле 1945 года Джонсон и супруга Уинстона Черчилля Клементина Черчилль, также принимавшая активное участие в организации сбора средств в помощь России, были приглашены в СССР. Настоятель провёл в СССР три месяца, он встречался с советскими руководителями, совершил длительное путешествие по стране.
В День Победы после благодарственного молебна в посольстве Великобритании, на котором присутствовала г-жа Черчилль, Джонсон оказался на Красной площади. «Два дюжих красноармейца схватили его за руки и подбросили его вверх под громкие крики одобрения радостной толпы», – писал сопровождавший настоятеля секретарь Объединенного комитета помощи СССР г-н Ай. В тот же день настоятель нанёс визит патриарху Русской православной церкви Алексию, который подарил Джонсону крест, украшенный эмалью и инкрустированный драгоценными камнями. «Я носил этот крест на протяжении пребывания в России, с тех пор я ношу его в Кентербери и во время визитов в разные страны», – хвастался Хьюлетт.
Осенью 1944 года идею Джонсона о христианской сущности СССР поддержал Уинстон Черчилль. Он написал: «Коммунизм поднимал голову в грохоте пушек за советской линией фронта. Россия становилась искупительницей, а коммунизм – Евангелием, который она несла миру» (цитируется по книге Марка Ферро «Семь главных лиц войны. 1918-1945», Изд-во Росспэн, 2014).
В годы «холодной войны» с 1950 года и до конца жизни Джонсон принимал участие в движении сторонников мира, оставался членом Всемирного Совета Мира – его высшего органа. Его главным завещанием стала книга «Христиане и коммунизм», опубликованная в Англии в 1956 году, а в СССР – в 1957 году. В основу книги положены 15 проповедей, произнесённых им в Кентерберийском соборе. В книге он писал, что «самая христианская в мире страна – это СССР».
«Разве мы не видим здесь (в СССР) диалектического сдвига – рождения новой жизни, опирающейся на более высокую, моральную основу и строящейся на научно планируемом производстве и планируемом распределении? Она отвергает имя христианства лишь потому, что в царской России и других странах, где подавлялось всякое знание и всякое либеральное движение, это имя стало антитезой учения и идеи Христа», – провозглашал Джонсон.
«Наша родина, Англия, предоставила убежище Марксу и Энгельсу – людям, которые создали научное учение о том, как обуздать собственнический инстинкт, использовав его в интересах величайшего из когда-либо замышлявшихся человечеством предприятий. Ленин, тоже пользовавшийся убежищем в нашей стране, попытался осуществить эту идею на практике, и это ему удалось. Так, под другими именами, под именами социализма и коммунизма, в основе своей проникнутых истинным духом христианской морали, вновь возрождается христианская идея!», – резюмировал английский священник.
С именем Джонсона связан один курьёзный случай. Он однажды даже защищал сталинизм во французском суде в 1949 году.
Речь идет о ныне забытом судебном процессе по иску советского перебежчика Виктора Кравченко против французского еженедельника «Леттр франсэз».
Виктор Андреевич Кравченко, член советской закупочной комиссии в Вашингтоне, в 1943 году скрылся, а в 1944-м опубликовал книгу «Я выбрал свободу». Кравченко в своей книге описал коллективизацию, голод, советский государственный террор. После его публикации ГУЛАГ стал известен на западе. Книга Кравченко была переведена на двадцать языков.
Когда её опубликовали во Франции, местная пресса набросились на Кравченко, обвиняя его в наглой клевете. В ответ Кравченко подал в суд на «Леттр франсез» и на журналиста Андре Вюрмсера, сотрудника «Леттр франсэз». Вюрмсер писал: «Всё, о чём говорит Кравченко, ложь от начала до конца; такого просто не может быть».
Кравченко потребовал от еженедельника «Леттр франсэз» выплатить ему 10 миллионов франков за клевету.
Адвокат «Леттр франсэз» Жоэ Норман вызвал многочисленных свидетелей, которые должны были подтвердить, что Кравченко лгал: генерала Руденко (прокурор от СССР на Нюренбергском процессе), писателя Илью Эренбурга, Фёдора Водкина (члена советской закупочной комиссии в США), директоров Магнитогорского, Днепропетровского и Никопольского заводов, а также французов: Нобелевского лауреата Жолио-Кюри, депутата парламента Фернана Гренье, журналиста Пьера Куртада и др. «17 миллионов погибших советских людей также предстанут на суде в качестве обвинителей изменника Кравченко», – говорил адвокат.
Вот несколько цитат выступивших на суде свидетелей и журналистов:
Мари Клод Вайян-Кутюрье: «Да, в Советском Союзе существуют лагеря для врагов народа, но они получают за свой труд заработную плату, равную той, что получают люди на свободе. Заключенные могут купить всё, в чем они нуждаются, иметь индивидуальную комнату, смотреть фильмы и заниматься музыкой».
Клод Морган (главный редактор «Леттр франсез»): «Мы защищаем чистоту литературы, французскую мысль против американских журналов, более изворотливых, чем грубая гитлеровская пропаганда».
Фернан Гренье (бывший министр авиации Франции): «Ужасные сцены периода коллективизации, описанные Кравченко, являются чистым вымыслом, предназначенным лишь для того, чтобы нанести ущерб советской власти».
«Франс Пресс»: «Исключено, чтобы обвиняемые в Москве не могли использовать открытого заседания и заявить о своей невиновности, если они действительно были невиновными. Подход прокурора СССР Вышинского при допросах на процессе Радека, Зиновьева, Пятакова, Ягоды, Тухачевского и других обвиняемых был объективным».
По просьбе защиты «Леттр франсез» бывшая жена Кравченко Зинаида Горлова изъявила желание приехать из СССР в Париж на судебный процесс.
«Франс Пресс»: «Бывшая жена Кравченко – полная женщина с зачесанными кверху белокурыми волосами. Она очень миловидна, у неё свежий цвет лица и глубоко посаженные глаза. К сожалению, лицо ее слишком намазано. Она одета в чёрное очень простое платье с закрытым воротником. Госпожа Горлова бесстрастно заявляет, что её муж лжёт, лжёт и без конца лжёт».
Адвокат Жоэ Норман пригласил в качестве защитника СССР и настоятеля Кентерберийского собора Хьюлетта Джонсона. Он в частности заявил:
«Я знаю Советский Союз с 1917 года, и я написал о нём три книги. В своей книге Кравченко даёт портрет Сталина, являющийся гротеском и карикатурой. Я видел Сталина в течение многих часов. Я изучал его лицо: я был поражен достоинством и правильностью черт этого лица. После окончания войны я вновь посетил Советский Союз и пробыл там три месяца. Я имел возможность встретиться с руководителями всех религиозных общин. Я встретился с главой баптистской церкви, с главой еврейской общины, с руководителем армянской церкви и занимал почётное место в их процессии. Я виделся также с главой грузинской церкви и с архиепископом Ленинграда, и я уверен в том, что все религиозные общины могут вести самую нормальную жизнь в СССР».
(Виктор Кравченко во французском суде, 11 января 1949 года)
Хьюлетт Джонсон умер в 1966 году. Перед смертью он говорил, что скоро увидит на том свете Маркса, Ленина и Сталина – и это будет самый радостный момент в его загробной жизни. Также священник на смертном одре призвал всех верующих Англии и впредь день и ночь молится за Россию и её народ.
Источник: Блог толкователя