Как суды в Украине наказывают и прощают граждан за нарушение карантина
Верховная Рада 17 марта ввела в Кодекс об административных нарушениях новую статью о несоблюдении карантина. Она предусматривает внушительный штраф: от 17 до 170 тысяч гривен. За две недели полиция по всей стране успела составить больше трех тысяч протоколов за нарушение карантина — в основном на предпринимателей, которые не свернули торговлю.
Но суды не торопятся их наказывать и накладывают штрафы в редких случаях, отмечает издание “Ґрати“.
Вечером 21 марта полицейскому из Конотопского отдела Нацполиции Сумской области позвонил начальник и сказал, что магазин автозапчастей «Форсаж» работает, несмотря на распоряжение о карантине. На место отправился наряд патрульных.
Полицейские увидели, что двери магазина открыты, а продавщица стоит у входа и говорит по телефону. Патрульные составили протокол по статье 44-3 Кодекса об административных правонарушений — нарушение правил карантина людей.
Эту статью Верховная Рада 17 марта приняла по просьбе Министерства внутренних дел. В соответствии с ней, запрещено нарушать санитарно-эпидемиологические нормы закона «О защите населения от инфекционных болезней», других законодательных актов и решений органов местного самоуправления. За нарушение предусмотрен штраф от 17 до 34 тысяч для граждан и от 34 до 170 тысяч для должностных лиц.
Днем ранее Кабмин принял постановление «О противодействии распространению коронавирусу» и запретил работать всем хозяйствующим субъектам, которые принимают посетителей. Правительство сделало исключение только для банков, аптек и магазинов, которые продают продукты, топливо и гигиенические средства.
Конотопский магазин запчастей в этот перечень не входил, поэтому полиция составила протокол и направила его в местный суд. Через два дня его рассмотрел судья Сергей Галян.
Не для протокола
На заседании хозяин «Форсажа» Валерий Кобзар вину не признал. Он утверждал, что 21 марта магазин не работал, хотя двое продавцов были на рабочем месте. По словам Кобзаря, они проводили инвентаризацию и ждали поставщиков из Винницы. Предприниматель настаивал, что магазин не принимал посетителей, и на двери висело объявление, что «Форсаж» закрыт из-за карантина.
Показания Кобзаря подтвердила продавщица. Она сказала, что вечером ей позвонил муж, она вышла поговорить, и в этот момент в магазин приехала полиция.
Полицейский, допрошенный на суде, настаивал, что «Форсаж» нарушил карантин. По его словам, посетителей в магазине не было, но дверь была не заперта, и на ней висела табличка «открыто». В подтверждение полицейский предоставил фото, которое снял на собственный телефон.
Судья Галян заслушал стороны и решил, что «Форсаж» не нарушал карантин. По его мнению, полиция не доказала, что магазин вел торговлю. Судья не принял во внимание и фото полицейского, поскольку из него «непонятно какого числа и в какой магазин заходит его автор». Так как нарушения не было, Галян закрыл дело.
И это далеко не единственный подобный случай. Судя по реестру судебных решений, по всей стране суды закрывают сотни дел по статье «нарушение правил карантина», потому что не находят доказательств.
Например, 24 марта в Донецкой области по этой причине Красноармейский горрайонный суд не стал привлекать к ответственности владелицу магазина хозтоваров «Дельта» Наталью Охрименко в Покровске. Полиция настаивала, что та нарушила постановление Кабмина о карантине, когда «осуществила продажу вещей, а именно носков по цене 22 гривны».
На суде Охрименко признала, что действительно продала носки. Но сделала это, «поскольку сотрудники полиции приходили раньше и сообщили, что она может осуществлять торговлю в своем магазине». Охрименко не согласилась с протоколом, потому что полицейские не предупредили ее, что она может продавать только средства гигиены. Судья Виктор Коваленко счел аргументы женщины убедительными и закрыл дело.
Часто суды вообще отказываются рассматривать дела о нарушении карантина, потому что полицейские допускают ошибки в протоколах. Такое решение, например, принял Коммунарский районный суд Запорожья 24 марта.
Судья Александр Фунжий рассматривал протокол, который полиция составила в отношении запорожца Владимира Захарченко. Он торговал рыбой у магазина «Сільпо» и тем самым, по мнению патрульных, нарушил постановление Кабмина о карантине. Судья решил, что полицейские сами допустили ошибку в протоколе, поскольку не указали, какой конкретно пункт постановления Кабмина нарушил запорожец. Кроме того, патрульные перепутали дату рождения торговца.
Еще одна распространенная ошибка полицейских — они не указывают должность нарушителя или составляют протокол не на владельцев магазина, а на продавцов, которые не несут ответственность за нарушение карантина. Ссылаясь на эти ошибки, судьи закрывают дела или возвращают протоколы в полицию для исправления.
Устные замечания
21 марта в городе Сарны Ровенской области полицейские пришли с проверкой в магазин «Ева». Они увидели на витринах косметику и составили протокол на заведующую Анну Власик о нарушении карантина.
Спустя два дня, на суде она сказала, что магазин реализует только дезинфицирующие средства, бытовую химию и средства гигиены — то, что можно продавать во время карантина. Остальные товары она постаралась закрыть пленкой. Но Власик сказала, что сделала это не везде, и частично признала свою вину.
Суд решил, что она нарушила статью 44-3, но, поскольку Власик раскаялась и раньше не привлекалась к ответственности, судья Борис Слободянюк, ограничился устным замечанием.
Судя по реестру решений, суды часто прибегают к такой мягкой санкции и не штрафуют за мелкие нарушения карантина. Так, к примеру, 23 марта поступил Васильковский районный суд Днепропетровской области. Он рассматривал протокол на хозяйку магазина «Апельсин» из поселка Васильковка Елену Бакум. Полицейские решили, что она нарушила карантин, потому что торговала без «средств индивидуальной защиты».
В решении суда указано, что Бакум признала вину частично. Она пояснила, что «была в защитной маске на лице, но не было перчаток, потому что данный способ защиты отсутствует в продаже в аптеках поселка». В итоге Васильковский суд решил, что «для воспитания Бакум в духе соблюдения законов Украины, достаточно ограничиться устным предупреждением».
Впрочем постановление Кабмина не обязывает носить перчатки продавцов продуктовых магазинов. В решение правительства сказано только то, что средства индивидуальной защиты должны быть лишь у тех, кто занимается доставкой еды.
Редкие штрафы
19 марта в городе Немиров Винницкой области полицейские проводили рейд и увидели, что местный житель Михаил Яхно торгует из машины «Пежо». За два дня до этого уличную торговлю в городе своим распоряжением запретил Немировский горсовет.
Полицейские сказали Яхно, чтобы тот прекратил, и пошли дальше. Когда они возвращались, увидели, что торговля продолжается, и тогда уже составили протокол.
На суде Яхно признался, что знал об распоряжении мэрии, но все равно торговал, «ссылаясь на устное разрешение городского головы». Он признал вину и заявил, что раскаивается. В итоге судья решил, что вина Яхно доказана, и назначил торговцу штраф 17 тысяч гривен. Торговец его пока не оплатил и подал апелляцию.
Суды не часто назначают штрафы за нарушение карантина. Ни полиция, ни судебная администрация не ведут отдельную статистику по статье 44-3, поэтому точную цифру назвать нельзя. Но судя по реестру судебных решений, штрафы присуждаются не чаще, чем в одном случае из десяти. И штрафуют не только тех, кто не свернул торговлю.
Например, 20 марта Бориспольский районный суд наказал водителя маршрутки Николая Куровского. Днем ранее полицейские увидели, что он перевозит в автобусе больше 10 пассажиров одновременно. Это также запрещено распоряжением Кабмина о карантине.
На заседании водитель признал вину, раскаялся и просил строго его не наказывать. Суд к нему не прислушался и назначил штраф 17 тысяч.
Иногда полиция составляет протоколы на тех, кто приехал из-за границы и нарушил обязательства о двухнедельной самоизоляции. Так полицейские 29 марта поступили с россиянином, который пытался выехать на родину через пропускной пункт «Юнаковка» в Сумской области. По данным МВД, неделю назад он въехал в Украину в этом же пункте и подписал согласие на 14-дневную самоизоляцию, но нарушил его.
Суд пока не рассматривал полицейский протокол в отношении россиянина.
По решению Кабмина, карантин действует до 24 апреля, но министр внутренних дел Арсен Аваков уже заявил, что правительство его продлит. А значит и число протоколов по статье 44-3 тоже будет расти.
Автор: Алексей Арунян; “Ґрати“