Ограбления по-украински: под прицелом банки
В тесном банковском отделении к кассе подходит женщина. Через секунду она оказывается на полу — в помещение проникли двое грабителей в респираторах и шапках. Один из преступников ломом разбивает кассовое стекло, другой, держа клиентку под прицелом пистолета, наблюдает за входом в отделение. Кассир, не нажав тревожную кнопку (предусмотренную для срочного оповещения охранных организаций), прячется под стол, в это время преступники опустошают кассу и исчезают. Этот инцидент в духе голливудских боевиков недавно произошел в одном из киевских банков. Судя по видеозаписи, которую показали корреспонденту в службе безопасности учреждения, ограбление длилось всего минуту и двадцать секунд. Ответственность за разгул преступности частично лежит на самих банкирах. Грабителям облегчают жизнь отсутствие видеокамер и охранников, а также нерасторопность кассиров
В последнее время случаи вооруженных нападений на банковские отделения участились. В мае был совершен налет на столичное отделение банка «Таврика». За лето от действий преступников трижды пострадали киевские отделения ПриватБанка. С января по июль было зафиксировано 44 нападения на финансовые учреждения — это в четыре раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Группа охранных компаний «Венбест» объявила, что выплатит сто тысяч гривен премии за информацию, которая поможет выйти на след грабителей банков. В столице и нескольких областных центрах Министерство внутренних дел и частные охранные фирмы организовали непрерывное патрулирование районов, где расположено много банковских отделений.
Ответственность за разгул преступности частично лежит и на самих банкирах. Налетчикам облегчают жизнь отсутствие видеокамер и охранников, а также нерасторопность кассиров (последние нередко вызывают наряд милиции с помощью тревожной кнопки, когда преступников уже и след простыл). Но участившиеся случаи ограбления заставляют службы безопасности отечественных финучреждений повышать бдительность.
Свободно трактуемая Безопасность
Организация охраны банковских отделений регламентируется нормативными документами Национального банка Украины, которые предназначены для служебного пользования и закрыты для широкой общественности. По мнению начальника службы безопасности банка «Форум» Александра Драновича, требования НБУ к обеспечению безопасности адекватны ситуации на рынке. Нацбанк жестко регламентирует техническую оснащенность хранилищ (как правило, они расположены в филиалах и головном офисе), но предоставляет фининститутам самим решать, как организовать охрану отделений: вести ли видеонаблюдение и брать ли на работу охранников, устанавливать ли датчики на стекла и сейсмодатчики. Регулятор выдвигает требования к классу сейфа, в котором хранится наличность, а также к оборудованию сейфовой комнаты. Класс сейфа (всего их девять) зависит от объема наличных средств и особенностей отделения, в частности, его размера и специализации. В стандартном универсальном отделении обычно используется сейф второго класса. И сейф, и комната, в которой он находится, должны быть под охранной сигнализацией. Кроме того, НБУ требует, чтобы отделения оснащались пожарной и охранной сигнализацией, а также тревожной кнопкой.
Очень эффективным методом защиты является видеонаблюдение. «Все наши отделения оборудованы видеокамерами. В самом большом из них установлены минимум четыре штуки», — сообщил руководитель службы безопасности одного из крупных украинских банков. Обычно вся записываемая камерами информация хранится на сервере в течение нескольких месяцев, а порой и год. В специальных центрах она подается на компьютерные мониторы в режиме реального времени. Кроме того, руководители служб безопасности могут, не отходя от рабочего места, наблюдать за тем или иным отделением. Видеозаписи помогают правоохранительным органам в расследовании ограблений, а также позволяют банку проверять качество работы персонала, предотвращать возможный сговор преступников и сотрудников. Часто внешние камеры, установленные около отделений, фиксируют угон автомобиля или кражу из него документов и денег. Иногда камеры видеонаблюдения стоят около банкоматов, из которых тоже нередко воруют деньги. Зачастую банкоматы также подключены к сигнализации и оборудованы сейсмодатчиками.
Однако не во всех банковских отделениях есть видеокамеры. Их не используют многие небольшие финучреждения, у которых нет наплыва клиентов. Да и крупные банки нередко не успевают оборудовать камерами многочисленные точки. Затраты на техническую безопасность (оснащение помещения датчиками, камерами и сигнализацией, укрепление касс) для одного отделения составляют 5–25 тыс. долларов. Физическая и техническая охрана ежегодно обходится от 2 млн до 50 млн гривен (в зависимости от размера сети и мер безопасности). «Раньше на физическую и техническую охрану учреждения по всей его системе мы расходовали более тридцати миллионов гривен в год. В 2007-м сумма будет большей», — рассказывает директор департамента экономической и финансовой безопасности «Райффайзен Банка Аваль» Петр Пилипчак.
Подвергшись нападению, банки, как правило, несут не слишком крупные финансовые потери. Преступникам обычно достается 30–35 тыс. гривен и тысяч шесть долларов, которые нужны для полноценной работы отделения в течение одного рабочего дня. Солидный трофей (480 тыс. долларов) злоумышленникам удалось заполучить лишь при ограблении отделения «Райффайзен Банка Аваль» в Печерском районе столицы.
Возможно, из-за невысоких потерь наши финучреждения предпочитают не страховаться от ограблений. Тогда как на западе распространено комплексное страхование банков (Bankers Blanket Bond), которое в том числе покрывает и риски ограблений. По словам начальника отдела страхования кредитных и банковских программ департамента андеррайтинга страховой компании «Провідна» Андрея Ивчатова, сейчас такой полис есть не более чем у пяти отечественных фининститутов (в их числе OTP Bank и Первый Украинский Международный банк). При этом популяризация такого вида страхования связана с приходом иностранных игроков.
Милиция дороже
Не во всех банковских отделениях есть и физическая охрана. Нацбанк не выдвигает особых требований к охранникам. Стоять на страже отделений могут как сотрудники Государственной службы охраны (ГСО) при МВД Украины, так и частных охранных предприятий, а также штатные охранники банков. Носить огнестрельное оружие вправе лишь представители ГСО. Решение о том, кто именно будет охранять отделение, принимают служба безопасности банка и руководитель отделения, исходя из особенностей рынка охранных услуг в том или ином регионе. Как рассказал Александр Дранович, выбор между ГСО и частной организацией зависит от цены: «Тарифы на услуги охранных фирм могут значительно разниться в зависимости от региона. Так, в некоторыхиз них альтернативы ГСО нет — местные частные охранные организации не соответствуют нашим требованиям».
Услуги физической охраны, предоставляемые частными фирмами, стоят от 10 до 16 гривен в час, привлечение Государственной службы охраны обходятся дороже — 25 гривен в час. Еще около полутора тысяч гривен в месяц банки платят за передачу сейфа и тревожной кнопки под охрану ГСО или частной организации. Как правило, тревожную кнопку банки доверяют ГСО.
В Министерстве внутренних дел и ГСО уверены: ограблений было бы гораздо меньше, если бы банки не экономили на охране. «Руководители финучреждений зачастую предпочитают экономить на расходах на безопасность, а законодательство не предусматривает их ответственности за это», — отмечают в ГСО. Но фининституты не стремятся привлекать государственных охранников. К примеру, в банке «Форум» рассказали, что государственная структура охраняет лишь десять процентов сети. Заместитель главы службы безопасности ПриватБанка Анатолий Белый объясняет, что финучреждениям невыгодно нанимать сотрудника ГСО для охраны отделения, в котором работают два-три человека. При этом банки, работающие с Государственной службой охраны, не всегда довольны выбором. «Мы продолжаем сотрудничать с ГСО, хотя претензий к этой организации относительно качества и стоимости услуг более чем достаточно», — сообщили «Эксперту» в банке «Финансы и Кредит». В этом году расходы банков на обеспечение безопасности вырастут минимум на 15–20%
Высокая стоимость физической охраны — не главная проблема взаимоотношений банков и ГСО. Банкиры недовольны, что эта организация, пользуясь монопольным положением, то и дело повышает стоимость своих услуг при инкассации (по требованиям НБУ, этот процесс должен проходить в присутствии двух вооруженных сотрудников ведомства). Более того, она по несколько раз в год пересматривает тарифы. «Согласно последнему письму из ГСО, с первого ноября 2007-го стоимость услуг охраны установлена на уровне 27,34 гривни за одного сотрудника в час. В течение года Госслужба уже трижды подымала цену, не давая никаких объяснений и не идя на компромисс. С августа она решила менять цену ежемесячно», — рассказывает Александр Дранович.
Еще одна причина, по которой банки прибегают к услугам частных охранных фирм, — жесткие требования Государственной службы к оборудованию охраняемых помещений. По словам банкиров, при осмотре помещения она может потребовать соорудить в нем кабину из кирпича для своего охранникаи укрепить ее верхнюю часть пуленепробиваемым стеклом. Однако банки не хотят встречать клиентов кирпичными боксами.
Придется укрепиться
По мнению многих банкиров, уровень охраны отделений повысится, если охранникам разрешат носить огнестрельное оружие. «Чтобы грабежей стало меньше, необходимо принять закон об оружии, что позволит руководителям фининститутов создавать специальные отделы вооруженной охраны. Это повысит конкуренцию на рынке охранных услуг, оптимизирует их стоимость, а главное, обезопасит сотрудников и клиентов учреждений от рисков нападения», — считает заместитель председателя правления Правэкс-Банка Дмитрий Ценькуш. В то же время, в банках осознают риски присутствия в отделениях вооруженных людей — как собственных охранников, так и представителей ГСО. «Вооруженный охранник может стать дополнительной целью преступников: в нашей стране нередко нападают на милиционеров, чтобы завладеть их огнестрельным оружием», — отмечает директор департамента безопасности и правовой защиты ОАО «Эрсте Банк» Александр Ярецкий. Не поддерживает идею вооружения банковских охранников и глава Совета Национального банка Петр Порошенко. По его мнению, конфликты финучреждений и ГСО относительно расценок на охранные услуги нужно решать путем введения механизмов регулирования тарифов Госслужбы.
Комментируя участившиеся случаи ограбления, банки сетуют на низкий уровень раскрытия таких преступлений. «Росту преступности косвенно способствует недостаточный профессионализм сотрудников правоохранительных органов. Из-за оттока опытных оперативников и следователей на ключевых должностях в милиции работают люди со стажем от одного до трех лет», — говорит Пилипчак.
В ближайшее время банки намерены противодействовать преступникам своими силами: улучшая техническую безопасность и ужесточая требования к персоналу. По мнению Пилипчака, необходимо заставить сотрудников отделений выполнять все правила и инструкции. «Если бы кассир, следуя инструкции, перед тем как выйти из кассы запер четыреста восемьдесят тысяч долларов в сейфе, резонансной кражи в Печерском отделении банка в Киеве не произошло бы», — рассказывает представитель «Райффайзен Банка Аваль».
Снизит риски и переоборудование отделений. До сих пор лишь немногие банки организовывали кассовые узлы по всем правилам. Зачастую кассы были сделаны из легких неметаллических конструкций, а вместо ударопрочного стекла использовалось обычное. Однако такая экономия уже доказала свою неэффективность. Теперь финучреждения пересматривают подходы к безопасности. «Важно то, как спланирован кассовый узел, организованы инкассация и работа с кассирами, клиентами. Безопасность во многом зависит от планировки кассового узла и оборудования кабин кассиров», — уверен Ярецкий. По его мнению, нижнюю часть кассовой кабины необходимо бронировать стальным листом, а верхнюю — ударопрочным стеклом. Это сделает проникновение в кассу невозможным.
Кроме того, банки внедряют новые технологии работы персонала с сейфами. Например, рабочие места кассиров OTP Bank оборудованы сейфами, которые открываются лишь через пятнадцать минут после введения кода. В случае нападения такая технология позволит вызвать сотрудников ГСО и дождаться их приезда еще до того, как грабитель получит деньги. ПриватБанк до конца года собирается ввести спутниковую систему видеонаблюдения, которая позволит специалистам его службы безопасности контролировать отделения, быстро принимать решения о реагировании на внештатные ситуации и своевременно подключать к поиску и задержанию преступников сотрудниковправоохранительных органов.
Нацбанк в сотрудничестве с МВД намерен уже в этом месяце ужесточить нормативные требования к безопасности банковских отделений. Видеокамеры, охранники и пуленепробиваемые стекла на кассах могут стать обязательными элементами. Будет также разработан порядок взаимодействия финучреждений с территориальными органами внутренних дел в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Однако банки, поняв, что внимания грабителей им не избежать, берутся укреплять свои отделения и без давления регулятора. По подсчетам банкиров, в этом году их расходы на обеспечение безопасности вырастут минимум на 15–20%.
Банки под прицелом
В развитых странах банки также грабят с завидной частотой. По данным European Banking Federation, в 2005 году в Европе совершили 5685 нападений на кредитные учреждения. Американские банки, по данным ФБР, в прошлом году были ограблены 6152 раза. Потери финучреждений США и Европы достигают сотни миллионов долларов в год. При этом эксперты констатируют опасные тенденции — ограбления становятся все более высокотехнологичными. Центральные банки в разных странах поразному регулируют банковскую безопасность. К примеру, австрийский регулятор ограничивается рекомендациями и пожеланиями. Снижать риски ограблений австрийским банкам помогает отсутствие кассовых помещений. Их заменяют специальные машины, в которые кассир вносит данные о том, какая сумма необходима клиенту (к примеру, 120 евро, из них две банкноты — 100 и 20 евро). Машина выдает только две затребованные банкноты, и у кассира нет возможности получить больше денег из кассы. Тем не менее даже автоматизация работы с наличными не помогла австрийским банкам избежать хищений: в 2006 году в Вене произошло 64 ограбления банков, а во всей Австрии — 120. В России есть 79 нормативных акта, регулирующих оборудование банковских учреждений. Законодательство наших соседей четко регулирует все нюансы, касающиеся банковской безопасности.
Наталия Богута, Эксперт