Почему нельзя доверять неожиданному звонку из «банка», из «полиции», из «больницы»
Каждый день мы узнаем, что мошенники опять кого-то обманули. То притворятся работниками банка и выведают пин-код и данные карты. То прикинутся полицейскими и требуют взятку за родственника, совершившего ДТП. А некоторым звонят подозрительные врачи и просят денег на операцию человеку, который, теряя сознание, назвал этот номер.
Конечно же, полиция и СМИ регулярно предупреждают людей, чтобы не верили таким звонкам. Увы, жертв не становится меньше, пишет газета “Ваш шанс“…
А вот Вадим, 67-летний пенсионер, был уверен, что его никто и никогда не обманет. Он уже сталкивался с мошенниками, но им не удавалось получить с него ни единой копейки. Но так было до прошлой недели…
Вадим получает от государства в качестве благодарности за годы работы меньше 2000 гривен в месяц. Поэтому ему приходится экономить на всем, чтобы купить дрова, одежду и лекарства. И уж тем более он не может себе позволить тратить деньги с кредитной карты, которую оформил на всякий случай. Мало ли что случится, а в больнице может не оказаться бесплатных лекарств.
И вот зазвонил телефон: «Добрый вечер, меня зовут Андрей и я сотрудник банка»…
– Уже после этих слов я хотел сбросить звонок, – рассказывает Вадим, – если бы этот Андрей не продолжил: «Мне нужно поговорить с Вадимом Александровичем…» Он назвал мое имя и отчество, потому я и не бросил трубку. А «банкир» продолжил: «Система безопасности банка указывает на то, что прямо сейчас некая Олешко Инна Дмитриевна собирается взять на ваше имя кредит, используя ваши данные и номер карты». Тут я забеспокоился, но подумал – откуда и кто может знать номер моей карты? В банке знают, но больше я карту нигде не использовал. Тем не менее, я спросил у него, что нужно делать.
«Банкир» сказал мне немедленно отправиться к банкомату, снять все деньги с карты и пополнить на всю сумму счет своего телефона. Предупредил, что времени у меня минут сорок, не больше, и пообещал перезвонить завтра. Это я сейчас уже понимаю, что пополнять счет телефона глупо, как и снимать деньги. Но когда меня застали врасплох, снять средства казалось весьма логичным решением. «Банкир» сбросил звонок. А я, сев в кресло, подумал: а разве нельзя просто заблокировать карту? Что за бред? И решил позвонить на короткий номер банка. Я набрал четырехзначный номер… Но в трубке услышал тот же голос: «Я же вам сказал, что нужно делать, у вас нет времени на звонки». Я был в шоке, но сомнений в том, что это работник банка, у меня уже не было.
«Банкир» перезвонил снова и настоятельно порекомендовал снимать средства не в «родном» банкомате. Далее Вадим снял деньги и на всю сумму пополнил свой телефонный счет. Затем снова позвонил «банкир» и сказал, что сейчас придет СМС с кодом, этот код ему нужно продиктовать, после чего Вадим может спать спокойно. Пенсионер выполнил требования. Через 10 минут на счету его телефона было 0 гривен. Тогда Вадим понял, что его обманули…
Когда подействовали успокоительные лекарства, он снова позвонил на короткий номер банка. На тот самый! Но ответила ему уже девушка, которая сказала, что банк не звонит, чтобы получить коды или другую информацию, что никто и ничего не оформляет на его имя и что его просто обманули мошенники.
Как получилось так, что, позвонив в банк, он попал к мошенникам, девушка объяснить не могла и порекомендовала обратиться в полицию.
Наверняка вы подумали, что, набирая номер банка, пенсионер, видимо, ошибся и нажал на последний входящий. Нет! Вадим раньше уже пользовался этим четырехзначным номером, когда звонил в банк. Да и номер указан на карте банка.
В полиции посмотрели исходящие в его телефоне и подтвердили, что исходящий был именно на номер банка. А что касается кода, то мошенники воспользовались работой приложения SharPay. Оно позволяет переводить средства с предоплаченных номеров телефонов оператора «Водафон».
Вывести деньги с телефонного номера можно, даже если сим-карта, откуда выводятся средства, не находится в телефоне, с помощью которого их выводят. Другими словами, симка как электронный кошелек и телефон как средство перевода не связаны. Это просто Клондайк для мошенников! Аферисту достаточно знать номер вашего телефона и код, который придет в СМС, – и на вашем счету не останется ничего.
Пенсионер написал заявление, но надежды на то, что найдут мошенника, практически нет. Ну, а в том, что Вадиму самому придется возвращать кредит, да еще и с процентами, тут и вовсе нет никаких сомнений. Он ведь сам снимал деньги!
Мы позвонили в полицию, и на условиях анонимности, поскольку ведется следствие, нам сказали, что на сегодня мошенники уже располагают программным обеспечением и оборудованием, чтобы получить возможность в обход оператора переводить все ваши звонки, какой бы номер вы ни набрали, на так называемый черный колл-центр. И нам напомнили, что недавно в Сумах правоохранители накрыли один из таких центров.
Таким образом, можно прийти к выводу, что ни банк, ни оператор больше не могут гарантировать безопасность наших данных… Так что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Не забывайте советы, которые указаны в начале публикации.
Автор: Егор Бывалов; газета “Ваш шанс”