Ретродетектив. «В Латвии всего два вора в законе: Аду и Гоша Лиепайский»
Криминальный авторитет Гоша Лиепайский пропал при таинственных обстоятельствах. О том, жив ли он, — спорят до сих пор. О процессах нынешней Латвии-криминальной.
Что происходит
Мы стали бедными и наш образ жизни меняется. Тут можно, конечно, долго рассуждать о ВВП, безработице и падении покупательского спроса. Но, согласитесь, этот экономический воляпюк времен раздувания пузыря сейчас только раздражает. Ну рос тогда ВВП, и?.. Давайте проще: народ приучается жить не на условные 600 латов, а на 300.
На фото: Гоша Лиепайский и памятник на могиле Сметаны (фото Любы Меллер).
Приметы нашего времени: переживают второе рождение «ночники» и дешевая уличная проституция на Чака («секс за пятерочку»). Вполне респектабельная «Неаткарига» рассуждает о преступных группировках — причем не политических или экономических, а о «реальных пацанах», которые побили начальника Криминальной полиции Вентспилса в местном «Клондайке».
Немного рижского шопинга. Дорогой обувной бутик на Грециниеку, который удивлял навороченными сапогами все последние годы, недавно умер. Теперь на его месте торгуют овощами. Он один из многих, дорогие магазины сейчас неактуальны. Зато «ночники», захиревшие было в последние годы, переживают ренессанс. Днем покупателей у них пока отбирают крупные торговые сети. Но, во-первых, в сетях не продают сигареты поштучно.
А некоторые ночные магазины вернулись к этой практике. Купить пачку по официальной цене сейчас многие не в состоянии, за контрабандой же нужно ехать на базар. Промежуточный выход — покупка одной сигареты «More» или «Red&White» за 10 сантимов штука. И во-вторых. Большинство супер-маркетов работает сейчас только до 22:00. После — покупатель идет в «ночник». Естественно, хлеб с молоком в это время мало кто покупает. В основном народ интересует запрещенный к продаже после 22:00 алкоголь. Кому попало, понятно, спиртное тут не продадут. Товар отпускают только местным, которые после покупки прячут бутылки в рукава…
Если бы уже не навязло в зубах напоминание о 90-х, стоило бы сказать «камбэк» 🙂
А теперь, уважаемые читатели, поговорим о группировках. Причем в контексте весьма загадочной истории: о том, как в Лиепае заправлял борец с наркотиками авторитет Дубрик. Но без вести пропал.
«В Латвии — всего два вора в законе…»
Портал «Криминальная Россия», который собрал самую большую картотеку авторитетов постсоветского пространства, признает в Латвии только двух «законников».
«В Латвии было два вора в законе: лиепайский Дубрик — Геннадий Дубровенко (1953г.р.) и рижский вор Аду-Зураб Шамугия. Но после того как Дубрик таинственно исчез, Аду остался один… Геннадий Дубровенко очень авторитетный в определенных кругах человек, имел очень большой вес в преступном мире всей Латвии. Одно время Дубрик зачастил в Ригу — предполагалось, что Гоша метит в хозяева столицы», -— пишет этот портал.
Из воспоминаний о «правлении» Дубрика в Лиепае :
«В конце прошлой недели известный лиепайский криминальный авторитет Геннадий Дубровенко (клички — Гоша, Дубрик) нахально припарковал свой ‘Мерседес’ в неположенном месте. Это заметили проезжавшие мимо сотрудники группы оперативного реагирования — особого подразделения лиепайской полиции. Они резко затормозили и выскочили из машины. «Сейчас Дубрику укажут его место!» — воспряли было прохожие-лиепайчане. Однако полицейские кинулись к криминальному авторитету, как к родному: обнялись с его телохранителями, уважительно пожали руку самому Дубрику. После чего преспокойно уехали.
Об этой истории прознал, однако, начальник Управления полиции г. Лиепаи Юрис Брикиш и назначил служебное расследование. Его итоги: все три провинившихся сотрудника дисциплинарно наказаны и переведены на работу в другие подразделения».
Как он пропал
8 декабря 1999 года Геннадий вышел из дома в 15.30 и в сопровождении охранника поехал на своем «мерседесе» в бар «Гулбитис». Чуть позже он пересел в синюю Audi 100 и один, без охраны уехал в неизвестном направлении.
Вечером следующего дня друзья Геннадия нашли его «аудюху» на окраине города, чуть в стороне от жилмассива у Центральной больницы. Машина была пустой. На этом следы авторитета оборвались.
Его супруга заявление об исчезновении подала 10 декабря. Полицейские сразу же начали розыск и отработали массу версий (начиная от сознательного исчезновения до «разборок»). Безрезультатно.
Что интересно: Дубрик исчез после установки памятника. Это было достойное и дорогое надгробие (см. фото) на могиле его недавно погибшего друга, которого застрелили после драки в ресторане.
История тогда получилась вполне характерная для тех времен и нравов. Руслан Метальников погиб в 1998 году, в Рождественские праздники, которые лиепайская братва справляла в ночном клубе «Лиедагс». Как водится, широко и шумно. Однако около двух часов ночи Руслан стал выяснять отношения с Эриком Б. Возник спор, и Руслан использовал в качестве аргумента стул, который попал Эрику прямо в лоб. Тут противников разняли и отправили Эрика домой.
Но через пару часов он снова появился в «Лиедагсе». С пистолетом. На этот раз его остановить не успели, и Руслан получил пулю в голову. Друзья сразу же доставили его в больницу, но было поздно — 24-летний парень скончался, не приходя в сознание. Эрик же ударился в бега.
Потом, как водится, были пышные похороны. И проводы Руслана вызвали пересудов, пожалуй, не меньше, чем само убийство. Похоронный кортеж состоял почти из сотни машин и следовал через весь город — от Морского собора Военного городка, где происходило отпевание, до Центрального кладбища. Дорожной полиции пришлось на полчаса перекрыть движение транспорта и даже остановить трамвай…
И вот, после этих достойных похорон, на могиле Сметаны появился памятник с надписью: «Братва, не стреляйте в братву». Оплатил и поставил его Дубрик. И вскоре сам пропал…
Исчезновение вызвало множество версий и домыслов. Самую драматическую версию о судьбе г-на Дубровенко сообщил некий престарелый свидетель. Мол, видел на озере лодку, в ней — двух «крутых». А везли они бетонный блок и большие букеты гвоздик. Так вот: в том блоке и был пропавший Дубровенко! Место, где блок был затоплен, информатор обещался показать в точности. Но и эта версия оказалась при проверке несостоятельной.
С тех пор прошло уже более 10 лет, споры о том, жив ли Дубрик, не утихают. Периодически всплывают версии, что его видели на Украине или в других местах. Но документальных подтверждений тому нет.
Кому могла быть выгодна ликвидация Дубрика? Этот человек имел очень большой вес в преступном мире всей Латвии. Одно время — Дубрик тогда что-то зачастил в Ригу — предполагалось даже, что Гоша метит в хозяева столицы.
Незаменимых нет
Возможные последствия исчезновения Дубрика в прессе обсуждались весьма активно и настороженно: где рванет? Не начнется ли гангстерская война?
Вот, что писала респектабельная газета Бизнес&Балтия 16 декабря 1999 года:
«С исчезновением криминального авторитета Геннадия Дубровенко (он же Дубрик) в Лиепае стали оживляться люди и группировки, которых здесь не видели здесь годами.
По данным , в город собирается вернуться некто Тимур. В свое время этот человек принадлежал к криминальной элите Лиепаи. Однако несколько лет назад пошли нехорошие слухи, что Тимур запустил руку в лиепайский общак. Дубровенко учинил расследование, и Тимур был разжалован. Дубрик даже отобрал у него машину — поступок не столько корыстный, сколько назидательный и для авторитетного уголовника чрезвычайно обидный.
После этого Тимур из Лиепаи практически сбежал. Он осел в Белоруссии, в Могилеве — городе, где уверенно обосновалась крупная чеченская группировка. Эта бригада сидела там на специфическом бизнесе: они выбивали долги для могилевских госпредприятий. Стоило где-то в СНГ поставщикам или партнерам запоздать с оплатой Могилеву, как группировка впрягалась в дело. Говорят, проблемы белорусских госпредприятий разрешались в считанные дни…»
Источники в Лиепае в то время дружно предсказывали, что с возвращением Тимура в городе голову начнут поднимать местные кавказские группировки. При Дубрике они сидели очень тихо, не высовываясь за пределы военного городка. Однако с его исчезновением ситуация менялась.
Однако Тимур был далеко не единственным противником Дубровенко. Имелись и другие люди, у которых были причины желать смерти хозяину криминального мира Лиепаи. Например, друзья покойного Андрея Корпола. Известно, что в свое время Корпол вложил около 140 тысяч долларов в одно из лиепайских предприятий. Покушения на Корпола начались тогда, когда он попытался эти деньги вернуть. К этому времени контроль над предприятием взял Дубровенко. И потому друзья Корпола, равно как и близкие Прокопенко — директора предприятия, пропавшего при непонятных обстоятельствах, — имели к Дубрику вполне понятные вопросы.
Напомним, Корпол был расстрелян в мае 1998 г. во Дворце спорта. Это была уже не первая попытка с ним расправиться. Но на четвертый раз киллер не промахнулся.
В Лиепае тем временем, оставшиеся авторитеты Боцман, Хам и Царь сумели сохранить стабильность. Мафиозных войн, во всяком случае, не было.
Дело по-прежнему не раскрыто
С тех прошло более 10 лет. В Лиепайском управлении полиции еще не поставлена точка в так называемом деле «Гоши Лиепайского»: бывший криминальный авторитет Геннадий Дубровенко по-прежнему находится в списке лиц, разыскиваемых полицией.
Экс-супруга г-на Дубровенко от общения с прессой отказывается. Она находится во втором браке и хочет, чтобы ее оставили в покое.
Глас народа
Мнения комментаторов: «В конце концов бандиты трясли барыг. А Геннадий Борисович Дубровенко был сложным человеком.Он неслабо помогал материально Лиепайскому детдому,к примеру,да много еще чего хорошего сделал.При нем в Лиепае наркотой не торговали».
P.S. Автор выражает признательность лиепайскому журналисту Любе Меллер за помощь в подготовке материала.
Марина МИХАЙЛОВА, Криминал.lv
Tweet