Темная история золота Черновецкого

Столичный градоначальник Леонид Черновецкий однажды взял да и отважился на неординарный поступок – пообещал столичному Свято-Николаевскому собору семь кило золота. Мы решили выяснить судьбу подарка. 

Многие прихожане низко кланяются Леонид Михалычу за столь щедрое пожертвование, полагая, что 15 куполов этой величавой Божьей обители сияют ослепительной позолотой, благодаря исключительно инициативе самого Черновецкого.

На деле все немного не так. Ходили разговоры, что Свято-Николаевский собор Покровского монастыря якобы до сих пор не получил золотишко «от Черновецкого». Нет, этого не может быть, подумалось сперва. Что-то здесь нечисто. Ведь благородный металл был обещан храму при всем честном народе. Вспомним.

28 февраля 2007 года Киевский городской голова Леонид Черновецкий приехал на территорию Покровского монастыря, чтобы проверить, как идут реставрационные работы в Свято-Николаевском соборе. Узнав, что для позолоты куполов необходимо семь килограммов сусального золота, хозяин стольного града сказал, что подарит эти семь кило «чтобы позолотить купола чуть-чуть потолще, чем это изначально планировалось».

Знаю, что такому, почти царскому, даянию (пусть в тот день и на словах) монахини очень обрадовались, благодарили высокого гостя. А тот, как рассказывают очевидцы, интересовался даже мельчайшими деталями восстановительных работ и был поражен их солидными объемами. Но особенно был заворожен мастерством позолотчиков. Его попросили взять в руки лист сусального золота и положить на один из куполов, то бишь позолотить его. Мэр с удовольствием уважил эту просьбу и пригласил всех желающих посещать службу в этом монастыре. И глубокомысленно произнес:

–Там, где политики не верят в Бога, а только прикрываются им, будет всегда обман.

Прошло время. Реставраторы, что называется, и сердце, и душу вложили в восстановление этого благодатного храма, применяя в работе подчас собственные оригинальные методики. Да и сам Покровский монастырь здорово помог святому делу – передал 15 тонн меди для изготовления так называемых шеек куполов (учтем, что тонна такого металла стоит больших денег – около 60 тысяч гривен).

Казалось бы, можно радоваться: сегодня отремонтированный собор сияет во всей красе. Тем более, что у церковных ворот информационный стенд извещает: срок окончания строительства – май 2007 года. Но не все так гладко. Храму все еще нужна помощь рабочих, пусть и не в таких объемах, как раньше. Возможно, следует подкрасить фасады, в районе кровли заменить старые деревянные материалы… Специалистам, конечно, виднее. Да они, как мне говорили, и не прочь снова подсобить Божьей обители. При условии финансирования. Но город уже и так выделил немало средств на эту реконструкцию, заказчиком которой выступает Главное управление охраны культурного наследия КГГА. По некоторым сведениям, в течение пяти лет в ходе восстановления Свято-Николаевского собора было освоено 20 миллионов гривен.

Вот вам типичная жизненная ситуация: как только выделяются деньги, так сразу же на объекте появляются строители. Были моменты, когда в монастыре ждали рабочих, словно спасителей. Видите ли, во время дождей протекла кровля собора и в некоторых местах вода попала во внутрь храма. На выручку святой обители пришли все, кто здесь милостью Божьей оказался. Монахини сумели взобраться на чердак и стали подставлять под дождевые струйки ведра и миски, а где было возможно, то и задраивали дыры подручными материалам. Таким образом спасали иконы, фрески…

Вероятно, после этой экстремальной ситуации, связанной с погодными условиями, в монастыре и задались вопросом: а где золото, обещанное Черновецким? Да ведь его можно продать и на вырученные деньги купить стройматериалы для ремонта прохудившейся крыши, заплатить ремонтникам.

Но поскольку у самого градоначальника как-то неудобно было спрашивать об этом пожертвовании, то монастырь письменно и деликатно обратился за разъяснением к руководителю Главного управления охраны культурного наследия КГГА Руслану Кухаренко. И в августе 2007 года получил ответ. В нем Руслан Иванович Кухаренко сообщает, что семь килограммов золота, о которых вспоминают монахини, мэр Черновецкий, оказывается, передал митрополиту Владимиру. И напоминает, что 15 куполов Свято-Николаевского собора были позолочены в полном объеме… за государственные средства.

Такой вот коленкор. Получается, Леонид Михайлович на конкретный храм не пожертвовал ни грамма личного золота? Как тут не вспомнить, что однажды, выступая в телепрограмме «Свобода слова» Черновецкий произнес: «В этой стране возможно все!» Да, возможно. Но как жаль, что у нас забывается библейское: когда преподносишь милостыню, не труби во всеуслышание, как делают лицемеры по синагогах и улицах, чтобы восхваляли их люди.

Руслан Кухаренко подтвердил, что Леонид Черновецкий действительно пожертвовал семь кило сусального золота. По его словам, он передал его митрополиту Владимиру во время торжественной закладки краеугольного камня Свято-Воскресенского кафедрального собора. В таком случае, поднимем из архивов сообщения информагентств и прочитаем следующее. 2 июня 2007 года, в Киеве, в сквере по адресу: Железнодорожное шоссе, 3 был заложен краеугольный камень на месте строительства Кафедрального собора. Воскресения Христового.

В этих торжествах приняли участие предстоятель Украинской православной церкви Владимир, президент Украины Виктор Ющенко, премьер Виктор Янукович, Киевский городской голова Леонид Черновецкий…

В тот день столичный мэр сделал свой личный взнос в строительство будущего храма – подарил три килограмма чистого золота. "Это где-то семь килограммов сусального золота для росписи будущих куполов, о чем я обещал ранее, – заметил Леонид Михайлович. При этом он подчеркнул, что делает это в память 9-го дня захоронения своей матери, которая была православной.

На поступок Черновецкого отреагировал Ющенко: "Леонид Михайлович, кроме трех килограммов золота, которые он подарил, подарит еще, – с улыбкой сказал президент. – Я не уточняю сколько, но я убежден, что не только три…".

Судя по высказыванию мэра 2 июня 2007 года, семь кило золота он передал очень адресно – для позолоты куполов будущего Свято-Воскресенского кафедрального собора. Но тогда в обиде остается другой храм – Свято-Николаевский. Ведь сам хозяин столицы обещал… позолотить купола этого собора «чуть-чуть потолще, чем это изначально планировалось»? Но обещанного, как известно, три года ждут.

«Опасайтесь выставлять свою милостыню перед людьми», – учит Святое Письмо. Но к этому напутствию, увы, у нас не прислушиваются.

Борис ВОЛЯЖурналистское расследование
 

You may also like...