Как работают и будут работать новые правоохранительные структуры
Создание новых правоохранительных органов пришлось на 2015 год, хотя о такой необходимости заговорили еще раньше. Особенно учитывая то, что по состоянию на 2014-й Украина, по результатам глобального индекса восприятия коррупции, занимала 142-е место из 175 возможных. Это подтверждало: несмотря на революцию, она остается коррумпированной.
К тому же на запуске новых антикоррупционных правоохранительных структур настаивали и международные партнеры Киева, в частности Международный валютный фонд, и Евросоюз. То же было прописано и в коалиционном соглашении парламентского большинства. А сейчас аббревиатуры «НАБУ», «НАПК», «САП», «ГБР» уже в обиходе украинцев на уровне с привычными «ГПУ» и «СБУ». Впрочем, в отличие от старых новые структуры не могут похвастаться большим количеством достижений, потому что имеют пока короткую историю: некоторые, например НАБУ, заработали только весной 2015 года, другие, скажем, ГБР, пока даже не созданы.
Закон о Государственном бюро расследований, или, как его привыкли называть, ГБР, депутаты проголосовали в ноябре 2015 года. Сначала ожидалось, что Госбюро по своим функциям будет больше походить на американское ФБР, однако при принятии законопроекта полномочия еще не созданного правоохранительного органа урезали наполовину.
Но и с имеющимся набором возможностей и функций эта структура способна быть достаточно мощной. К ее парафии относится расследование преступлений, совершенных депутатами, министрами, судьями, правоохранителями и госслужащими. Кроме того, ГБР должно разоблачать взяточнические действия руководства Национального антикоррупционного бюро и Специализированной антикоррупционной прокуратуры.
Основное изменение, которое внесет появление ГБР в привычную структуру правоохранительных органов, – ликвидация функции следствия у прокуратуры. Таким образом, ей останутся процессуальный надзор (за ГБР в частности) и представительство в судах. Как известно, в переходных положениях Конституции за прокуратурой закреплена функция предварительного следствия «до формирования системы досудебного следствия и введения в действие законов, регулирующих ее функционирование».
Впрочем, похоже, что до этого момента еще далеко. С начала закон о ГБР длительное время лежал на подписи у президента, впоследствии были проблемы с активной фазой конкурса на должность главы Госбюро и его заместителей. По состоянию на 9 ноября состоялось только два круга тестирования кандидатов. После первого отсева на должность главы структуры претендуют 49 кандидатов, среди которых и председатель Военной прокуратуры Анатолий Матиос. Несмотря ни на что, отбор желающих занять кресло руководителя в новой правоохранительной структуре сдвинулось с мертвой точки, быстрых назначений ждать не стоит.
«Мы не делаем длительных прогнозов относительно дат. Комиссия может говорить только о ближайших во времени вещах. То есть о следующих этапах отбора. Скажем, о дате назначения тестов. А если говорить о конкретном дне назначения руководителя ГБР, то его нет», – пояснил Тижню Роман Майданик, председатель конкурсной комиссии, которая отвечает за отбор главы Госбюро.
Впереди еще достаточно долгий путь. Если говорить о самом конкурсе, то это проверки на полиграфе и по добродетели. К тому же нужны два круга собеседований. По результатам последнего, во время которого будет проходить рейтинговое голосование, и определят главу ГБР. Дальше дело за Кабмином и президентом, которые должны кандидатуру утвердить.
По оптимистичным оценкам членов конкурсной комиссии, это произойдет не раньше чем февраля 2017 года. Однако впереди остается назначение Центрального аппарата Госбюро и руководителей региональных управлений. Таким образом, на полноценный старт структуры можно рассчитывать не раньше ноября 2017 года.
А на первые достижения в работе, при условии независимого руководства, скорее всего, ближе к середине 2018-го. Хотя депутатам уже предлагают внести изменения в законодательство, которые продолжат для прокуратуры сроки ряда расследований до 2019-го. Речь, в частности, о делах Майдана, которыми в настоящее время занимается Департамент специальных расследований.
Несколько лучше дела у Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК). Закон, которым было предусмотрено создание этой структуры, приняли в октябре 2014-го, а заработал он 26 апреля 2015-го. Само НАПК создали 18 марта 2015-го. На него возлагается превентивная работа по вопросам предотвращения коррупции.
Нацагентство должно анализировать статистические данные по взяточничеству в Украине, разрабатывать антикоррупционную стратегию, согласовывать антикоррупционные программы государственных органов и тому подобное. Однако широкой общественности НАПК более известно благодаря электронному декларированию. Ведь как раз Нацагентство должно обеспечивать ведение Единого госреестра деклараций.
Кроме того, работники именно этой структуры должны проверять опубликованные отчеты о доходах. И недавно работы прибыло. По состоянию на 9 ноября на сайте НАПК собралась 131 тыс. деклараций. Согласно процедуре сначала надо проверить своевременность их представления (как известно, дедлайн прошел в ночь на 31 октября). А потом цифры, которые подали депутаты, министры, судьи и прокуроры. Кроме того, НАПК имеет право выборочной проверки образа жизни декларантов.
В комментарии Тижню заместитель председателя Нацагентства Руслан Радецкий отметил, что по состоянию на начало ноября изучают, была ли отчетность своевременной.
«Сейчас идет проверка своевременности представления деклараций. После этого проверять данные, в частности цифры, которые субъекты указали в своих декларациях. Что касается возможных уголовных производств … то сначала сделаем свою работу, а потом уже о чем-то будем говорить», – отметил он. Впрочем, ранее на одном из украинских телеканалов он прогнозировал, что первые уголовные производства по результатам проверок могут быть не раньше январе 2017 года.
Выявляя при проверках административных правонарушениях, НАПК будет составлять протоколы. Однако если вынырнет криминал, то Нацагентство должно составить заключение с обоснованиями и передать его правоохранителям, в частности НАБУ.
Национальное антикоррупционное бюро Украины и Специализированную антикоррупционную прокуратуру надо рассматривать вместе. НАБУ создали 16 апреля 2015-го, его руководителем стал Артем Сытник. Основная задача, которую ставили перед бюро, – противодействие криминальным коррупционным преступлениям, угрожающим национальной безопасности.
Среди уже привычных для правоохранительных органов функций по оперативно-розыскным мероприятиям и досудебным расследованиям можно отметить проверку на добродетель чиновников, представителей государственной власти и местного самоуправления. Контроль за деятельностью структуры осуществляет парламентский Комитет по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией.
В то же время за оперативно-розыскными действиями НАБУ следит САП. Ее создали соответствующим указом 22 сентября 2015-го при генпрокуроре Викторе Шокине. Антикоррупционная прокуратура работает в структуре ГПУ, однако является самостоятельной. Кроме наблюдения за работой НАБУ, САП должна также поддерживать государственное обвинение в процессах Бюро и представлять интересы граждан в случаях, связанных с коррупцией. Руководит САП Назар Холодницкий.
Собственно, именно НАБУ может похвастаться крупнейшими успехами. Сейчас оно, в частности, занимается «черной бухгалтерией» Партии регионов. А если говорить о недавних задержаниях, то детективы бюро 8 ноября взяли экс-чиновника Электротяжмаша, которого подозревают в нанесении предприятию ущерба на 37 млн грн.
Однако наибольший резонанс имел конфликт НАБУ с Генеральной прокуратурой. В публичной плоскости он появился летом этого года. Спецназ бюро вел наблюдение за одним из подозреваемых, но в помещение, где находились детективы бюро, попытались попасть трое работников прокуратуры, которые, по словам его пресс-службы, считали, что происходит слежение именно за ними. Произошло столкновение.
Впоследствии НАБУ сообщило о задержании ГПУ двух человек из технического персонала бюро и их пытках. Ранее ГПУ приходила к работникам НАБУ с обысками по делу о «незаконном прослушивании». Тогда, по словам пресс-секретаря Юрия Луценко Ларисы Сарган, в Бюро изъяли ряд документов. После вмешательства руководства структур конфликт удалось уладить. А уже в октябре Генпрокуратура начала производства против Сытника.
«ГПУ завела на меня очередное дело. По квартире в Купянске, которую я не задекларировал и которая мне не принадлежит. Внес это дело, по-моему, Юрий Столярчук (заместитель генерального прокурора. – Ред.)», – рассказал Сытник журналистам. Кроме того, он сообщил, что его первого заместителя Гизо Углаву пытаются лишить украинского гражданства.
Такие события могут свидетельствовать о серьезном конфликте между «старыми» и «новыми» правоохранителями. Предполагаем, что с созданием ГБР (и избранием независимого от ГПУ кандидата) таких столкновений интересов будет больше. Старой системе на руку играет до сих пор не реформированная судебная ветвь власти. Собственно, старт реформе дали еще летом этого года, однако реорганизация судов несколько затягивается. В частности, и из-за отсутствия профильного закона о Высшем совете правосудия, который заменит Высший совет юстиции. Парламент принял документ в первом чтении, однако депутаты жаловались на необходимость значительной работы с доработкой проекта закона.
Сейчас же остается наблюдать за работой уже имеющихся структур и надеяться, что они сохранят свою независимость от руководства Генпрокуратуры и властных институтов. Иначе вполне реально рискуют превратиться в карательные органы против «неугодных».
Автор: Станислав Козлюк, Тиждень
Tweet