Украина автомобильная: две беды в одной – дураки на дорогах
Перефразируя старое русское изречение, я бы сказала, что в нашей стране одна из самых больших бед – дураки на дорогах, да еще на наших. Убеждаюсь в этом ежедневно. Они угрожают чужим жизням и презирают собственную. И еще один вывод напрашивается сам собой: в нашей стране выработался особый стиль поведения на дорогах – у всех: пешеходов, водителей и автоинспекторов. Это основная беда. Откуда берутся неграмотные водители
Один знакомый недавно в разговоре упомянул: «Ой, а у меня права лежат, не езжу. Купил лет пять назад на всякий случай, никак не пригодятся». «Купить права» очень легко. У любого гражданина, пожелавшего это сделать, найдется знакомый, который через своего знакомого может решить вопрос. Впрочем, наши сограждане покупают не только права, но и дипломы, медицинские справки, результаты экспертиз. Этим никого не удивишь.
Вторая, более сознательная категория желающих стать водителями идет в автошколы. В современных отечественных автошколах курс обучения включает только 27 часов обязательной практики (в России – 32 часа, в странах Европы – не менее 40 часов). За 14-15 занятий (а то и меньше) многому не научишься. Инициатива увеличить количество часов была, но она так и не реализована. Инструкторы говорят, что нашим соотечественникам дорого платить за курсы и бензин, поэтому большее число часов возможно лишь по желанию самого учащегося. По своему опыту скажу: после курса теории и практики меня нельзя было выпускать одну на дорогу, тем более на оживленные городские магистрали.
Дорожное движение для меня тогда представлялось сплошным хаосом, я не видела схемы и закономерностей, не умела обгонять, не умела ехать задним ходом. И еще все не могла понять: как можно, имея всего два глаза, успевать смотреть на встречные машины, в боковые зеркала, зеркало заднего вида, на светофоры, знаки, пешеходов, разметку и приборную панель? Я почти полгода ездила с «закрепленными» друзьями, у которых опыт вождения гораздо солиднее. Они как раз и завершили дело инструкторов, сделав из меня вполне подкованного, хоть и начинающего водителя.
Отдельного внимания заслуживает процедура сдачи экзаменов. Как правило, все автошколы тесно «сотрудничают» с ГАИ. За несколько дней до сдачи экзамена инструктор спрашивает у ученика, хочет ли тот сдавать экзамен самостоятельно – или с «гарантированным» результатом. Обычно из группы в 30 человек находится один-два «честных». Остальные предпочитают сдать определенную сумму и спать спокойно. Проинструктированные ученики приходят в ГАИ, садятся за компьютеры и делают вид, что отвечают на вопросы билетов (справедливости ради стоит отметить, что в автошколе книжки с билетами и ответами на них купить нужно сразу, преподаватели заставляют билеты учить и устраивают пробный экзамен). Потом ученики выходят из комнаты, немного ждут и получают свои водительские удостоверения. Примечательно – практику (то есть непосредственно вождение) вообще не предлагают сдавать. Даже попробовать не дают!
В итоге все довольны: и автошколы, и граждане, которые получили водительские права, и гаишники. Схема эта действует давно и везде. Если посмотреть с другой стороны и сравнить ее с «приобретением прав», не так уж эта схема и плоха. Порой даже опытные водители не могут ответить на вопросы, связанные с оказанием медицинской помощи при ДТП или с поведением на дороге в «экзотической» ситуации, которую на практике даже представить себе сложно…
За все уплачено
Когда меня впервые остановил сотрудник ГАИ, я сияла от журналистского счастья. Наконец-то я своими ушами услышу песнь, которая еще ни разу не была обращена лично ко мне. И заодно проверю легенду, рассказанную недавно замначальника областного ГАИ о том, что (дословно) «в 2008 году случаев, когда инспекторы ГАИ брали взятки, не зафиксировано». Автоинспектор не ожидал такого радостного лица у нарушительницы (я превысила на трассе скорость на 20 км/ч) и сам расцвел. После обмена любезностями он все же настаивал на том, чтобы внести мне в мой девственно чистый талон запись о нарушении. Я достала купюру в 20 гривень и протянула милиционеру. Реакция не заставила себя ждать. Мне пожелали счастливого пути, отдали честь и взяли с меня обещание больше не нарушать. Так произошел первый «зафиксированный» случай «взяткодательства» сотрудникам ГАИ. Если меня за это накажут, я буду настаивать на том, что проводила журналистский эксперимент.
Шутки шутками, но на себе я прочувствовала, как легко можно замять нарушение. Вы знаете человека, который бы водил машину и не давал взяток гаишникам? Я – нет. Эти правила игры сформулированы давно и еще до нас. Они породили страшное явление: безнаказанность. За серьезные нарушения можно заплатить так же, как и за мелкие. Разница лишь в сумме. Если человек не испытывает проблем с деньгами, значит, ему можно все! Знаю массу примеров, когда бизнесмены и власть имущие садились за руль не то чтобы в нетрезвом виде, а будучи в стельку пьяными. Только один из примеров получил огласку: происшествие с шестью смертями на Полтавском Шляхе. Сейчас следствие завершено, пострадавшие ознакомились с обвинением, теперь с ним знакомится обвиняемый. Однако город полнится слухами о намерении убийцы, который будучи пьяным лишил жизни стольких людей, откупиться от тюрьмы. Называются даже приблизительные суммы, в которые оценили жизни погибших. Будем надеяться, что этого не произойдет. По крайней мере, заседание суда будет открытым и вся страна сможет услышать приговор. Усомниться в том, что все произойдет именно так, заставляет подобный случай, произошедший в апреле в Кременчуге. Тогда пьяный водитель, директор одного из местных предприятий, сбил насмерть трех человек. А экспертиза на следующее утро(!) обнаруживает, что он и не был пьян вовсе, да и пешеходы сами виноваты, практически бросились под колеса, да и ехал он не 208 км/ч, а 120 где-то…
Еще один случай, но, к счастью, без жертв, через неделю после майской трагедии произошел в Солоницевке, когда пьяный заместитель одного из районных прокуроров въехал на авто в частный дом, снеся забор. Этот случай по понятным причинам огласки не получил. И хотя ЧП сняли на камеру прибывшие журналисты, в ГАИ заявили, что «такое ДТП не зарегистрировано».
Замечено, что среди водителей «Жигулей» и «Москвичей» нарушителей меньше, чем среди владельцев дорогих машин. Причина ясна: малообепеченные граждане больше боятся расставаться с деньгами для ремонта машины и взяток сотрудникам ГАИ.
Можно заплатить за все: за проезд на красный свет, за вождение в нетрезвом виде, за наезд на пешехода. Можно и за свое собственное лечение в травматологии заплатить. Заплатить нельзя только за спокойную совесть. Если она, конечно, имеется.
Будьте взаимно вежливы!
Казалось бы, у водителей столько общих «недругов» – должна быть и водительская солидарность! Но она, к сожалению, зачастую проявляется лишь в «подмигивании» встречному для предупреждения о посте ГАИ. На дорогах, особенно в городе, помощи не всегда дождешься. Каждый день приходится сталкиваться с ситуацией, когда одной стороне необходимо проявить великодушие – чаще всего уступить дорогу другой машине. На практике бывает так, что по 10 минут стоишь, ожидая, когда тебя пропустят выехать со двора или с парковки на главную дорогу.
Окатить пешехода водой из ближайшей лужи, подрезать, поставить машину на перекрестке, закрыв обзор всем остальным выезжающим машинам или вообще заблокировать выезд машин – это ежедневное автомобильное хамство. Это уже уровень культуры, воспитания самих водителей. Невысок он и у пешеходов. Они очень часто нарушают правила, потому что их вообще НИКОГДА не штрафуют и водитель всегда окажется виноват.
Поэтому стоит ужесточить наказания для пешеходов-нарушителей. Вернее, не ужесточить, а просто начать их применять. Ведь картина, когда бабушки с тележками переходят четрыхполосный проспект Гагарина наискось, знакома многим.
Особенно бесцеремонны надорогах водители скутеров. И если на мотоциклистов-гонщиков милиция в силах хоть как-то повлиять, то водители скутеров – «вне зоны досягаемости». Скутеры не считаются транспортными средствами, подлежащими регистрации в ГАИ. Посему их водители не обязаны знать правила дорожного движения. Большинство водителей – женщины и подростки, которым неведомо, что такое «включить поворот» или зажечь «габариты» ночью. Ежедневно только в Харьковской области регистрируются несколько ДТП с участием скутеров, часто в этих авариях гибнут люди.
Дорог дождались?
На днях мэр Харькова обрадовал, сообщив, что дороги в Харькове больше не будут ремонтировать «кусками», а только сплошными участками, а также рассказал о масштабных планах городской власти по ремонту и реконструкции дорог. Очень радует, что у властей наконец-то руки дошли до дорог. Может быть, массовая критика помогла, а может, самому Михаилу Марковичу надоело трястись по ухабам. И технику дорожную обновили, и требования к ремонтникам ужесточили. Хотя случаются прецеденты. На позапрошлой неделе в Харькове водители с удивлением заметили, что свежеуложенный асфальт на улице Петровского снова снимают в некоторых местах. Оказывается, старательные дорожники закатали асфальтом несколько канализационных люков.
В ужасном состоянии окружная дорога Харькова. Традиционно кольцевые дороги крупных городов выполняют очень важную функцию, разгружая город от транзитников. Харьковская кольцевая мало того что очень узкая, так еще и с существенными дефектами покрытия, а также с участками очень плохого обзора. Результат – большое число ДТП на окружной.
Те, кто ездят на своем автомобиле в Крым, никак не дождутся открытия нового участка трассы Москва-Симферополь. Участок Харьков-Перещепино (118 км) официально откроют ко Дню Независимости. Хотя смельчаки, любящие быструю езду, уже давно гоняют по этой трассе от Песочина до Новомосковска. Таких водителей не пугает, что в некоторых местах трассы насыпаны горы песка и идут последние работы по благоустройству дороги и мостов. Трасса, надо сказать, действительно самая лучшая из проходящих по области.
Как бороться?
Периодически украинские власти вспоминают о том, что для повышения безопасности на дорогах нужно делать хоть что-то. Из примеров можно привести массовое штрафование всех водителей, у чьих автомобилей на лобовом стекле не было желтых стикеров полиса автогражданки, и широкомасштабную оперативно-профилактическую отработку, которая проводилась с 10 января по 10 февраля этого года, когда водительских прав лишились 12 тысяч украинцев. После этого Президент Украины направил в Верховную Раду проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по усовершенствованию регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения». Еще в ноябре прошлого года Виктор Ющенко потребовал увеличить штрафы за нарушение правил дорожного движения, а также административную ответственность для пьяных водителей. Верховная Рада Украины рассмотрела президентский законопроект, однако дальше этого дело не пошло.
Если законопроект все же станет законом (а надежда на это тает: депутатам не до дорог и аварий), штраф, например, за вождение в нетрезвом виде вырастет до 1 700 грн. (для сравнения – в Европе 1 200-1 500 евро). Но увеличение штрафов – это еще не все. За каждое нарушение вдобавок будут начисляться баллы – от 2 до 25. К примеру, за оставленное место ДТП – 21 балл. Набрав за год 30 баллов, водитель лишается прав.
Сегодня для того чтобы нарушитель заплатил штраф, сотрудник ГАИ должен составить протокол и подать его на рассмотрение в суд. Но, как правило, из-за небольших размеров штрафов (при огромном количестве дел по ним) лишь незначительная часть доходит до рассмотрения. Суды попросту не занимаются делами, когда речь идет о штрафе в 7,5 грн. Если законопроект станет законом, нарушители уже не смогут уйти от ответственности, рассчитывая на нерасторопность судов и государственных исполнителей: согласно президентскому законопроекту ГАИ предоставят право выписывать штраф прямо на месте. Да и уплатить его можно будет прямо тут же с помощью кредитной карточки через POS-терминалы, которыми обещают обеспечить каждый наряд ГАИ. Плюс к этому за оперативность нарушителям обещают поощрение – минус два балла. Сначала эти баллы запишут в талон, а в дальнейшем в общую электронную систему учета. Если же за год общая сумма баллов не достигнет 30, то все набранные автоматически аннулируются. Безусловно, любое постановление сотрудника ГАИ нарушитель вправе оспорить в судебном порядке. Если суд примет сторону водителя, то вместе со штрафом будут аннулированы и баллы.
Если подобные нововведения в законодательстве все же произойдут, возникает еще один вопрос: как быть с инспекторами ГАИ, смогут ли они устоять перед соблазном крупных взяток? В ГАИ уверяют, что сейчас коррупции на дорогах способствуют именно низкие штрафы. Дескать, взятка в размере 10-20 грн. вместо протоколов и судов не воспринимается как нарушение законодательства. Получая такую сумму, сотрудник ГАИ не чувствует никакой ответственности, потому что она небольшая. Но когда штраф даже за мелкое нарушение составит 100 грн., принять такую взятку станет опаснее чисто психологически. Тем более когда речь идет о штрафе «за управление автомобилем в нетрезвом виде». Ситуация в корне изменится: сотрудник ГАИ вряд ли станет рисковать, получая деньги из рук пьяного водителя. Если по его вине случится ДТП, то при расследовании сложно будет оставить без внимания инспектора, который «не заметил» такого водителя.
И напоследок. Самым резонансным делом, связанным с дорогами и привлекшим внимание министра внутренних дел, стал случай со «средним пальцем». Помните, когда гаишник посмел адресовать неприличный жест самому спикеру Верховной Рады. Почему министр не доводит до общественности информацию о наказаниях пьяных водителей, чье вождение закончилось смертью людей? Контроль министра действительно должен быть контролем! Почему нет информации об уволенных гаишниках, которые процветают на взятках? Та «борьба», которая «ведется» с коррупционерами – это посмешище для всей страны. Желание гаишников поиметь денег со всех и каждого доходит до маразма. Даже если водитель ни в чем не виноват, он все равно проиграет спор, доказывая свою правоту. До тех пор, пока власти не начнут жестко бороться с «желанием дать» у водителя и «желанием взять» у гаишника, – никто из нас не будет застрахован от произвола на дорогах.
Елена КОНОПЛЯ, Харьков. Новый день