Особенности национальной автоинспекции.ХОЧ НЕ З’ЇМ, ТАК ПОНАДКУСУЮ

Когда узнаешь об очередной шокирующей проделке отечественных чиновников, то часто возникает вопрос – это как, просто желание набить карманы за счет государства? Или присутствует еще и злой умысел нанести нашей стране очередной удар в спину? Именно к таким тяжелым раздумьям приводит чтение Постановления Кабинета министров Украины от 9 декабря 2003 года номер 1887 «Некоторые вопросы закупки товаров, работ и услуг Государственной автомобильной инспекцией МВД Украины». Как его секретных и несекретных пунктов, так и весьма любопытного приложения.Итак, приложение. Пять страниц убористого текста. В нем как специфические и такие, «закупка которых производится у предприятий, принадлежащих к сфере управления МВД» определены не только номерные знаки, но и исполнение работ, связанных с производством «дистанционных измерителей скорости движения транспортных средств радарного типа, систем видеоконтроля за движением транспортных средств, светоотражающих жилетов, жезлов регулировщиков со светоотдачей, форменной одежды начальнического и рядового состава Госавтоинспекции МВД, дорожных знаков, светофоров, способов радиосвязи, сигнальных звуковых и световых устройств для оборудования транспортных средств».

А еще Бог послал к столу ГАИ «исполнение работ, связанных с изготовлением бланков документов, удостоверений водителя, талонов к удостоверению водителя» и многих других документов. Кроме того, ГАИ решило взять под свою «крышу» услуги по техосмотру, приему экзаменов, «предоставлению консультативной помощи для сдачи экзаменов экстерном на право вождения транспортными средствами категорий «А» и «В» (без предварительной подготовки на курсах водителей)».

Все предусмотрело мудрое руководство нынешнего ГАИ! Мышь не проскочит, копеечка мимо руководящего кармана не пролетит! Особенно нам понравился пункт 39 настоящего приложения, который относит к принадлежащим к «сфере управления МВД» право «реализации продукции Госавтоинспекции МВД участникам дорожного движения». Высокий класс! Продавцы «полосатых палочек» решили узаконить свою деятельность на дорогах. Представляете, останавливает вас инспектор, и, ничего не проверяя, просто начинает предлагать купить у него квитанцию о штрафе, бутылку водки или пачку презервативов. При этом, естественно, и водка и презервативы должны быть «кошерными», то есть изготовленными на предприятиях, принадлежащих к «сфере управления МВД».

Не прочь ГАИ заняться и «строительством и реконструкцией автозаправочных станций, железнодорожных переездов и комплексов дорожного сервиса, реконструкцией и капитальным ремонтом гаражных кооперативов, автостоянок и других объектов дорожной инфраструктуры». На фоне этого воистину глобального списка мелочным кажется, что даже услуги по ламинированию документов или «проверку соответствия тонирования стекла автомобилей требованиям стандартов с выдачей установленного документа» ГАИ намерено взять под свой контроль. Капитализм, господа! Копейка рубль бережет. А также гривну, доллар, евро и прочие тугрики. А если без шуток, то речь идет о создании империи ГАИ, абсолютно монопольно, без всяких тендеров предоставляющей права на весьма денежные виды бизнеса «предприятиям, входящим в структуру МВД». Учитывая, что таких предприятий фактически нет, можно представить, сколько должна будет единоразово и ежемесячно «отстегивать» фирма за право получения статуса «входящей в структуру ГАИ». Нельзя не признать, что нынешнее руководство ГАИ очень точно уловило дух времени и попыталось регламентировать коррупцию. Закрепить ее в виде соответствующего постановления Кабмина и обезопасить свой кусок пирога от возможных посягательств конкурентов.

Впрочем, «новаторское» постановление Кабмина под номером 1887 шокировало даже некоторых членов правительства, которые это постановление должны были подписать. Если, к примеру, начальник департамента ГАИ Каракай, так же как министр юстиции Лавринович с ходу подписали проект этого постановления, то заместитель министра экономики Першин подумал-подумал, да и отозвал свою подпись. Сопроводив этот поступок письменным комментарием: «Данным проектом предлагается фактически вывести из под действия Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства», значительное (подавляющее) число закупок, которые осуществляются ГАИ МВД как распорядителем средств государственного бюджета (собственные доходы ГАИ, полученные от предоставления платных услуг, являются средствами специального фонда государственного бюджета). То есть, все закупки продукции, перечень которой определен в проекте, будут осуществляться без применения конкурентных процедур закупок (тендеров), что отнюдь не содействует эффективному и рациональному использованию государственных средств, а также противоречит Программе деятельности Кабинета Министров Украины (пункт 3.5 Программы), Программы интеграции Украины в ЕС, законодательству ЕС и нормам Всемирной торговой организации в части минимизации ограничения тендерных процедур государственных закупок.

Создается также опасный с точки зрения экономических интересов государства прецедент создания специальных и одновременно непрозрачных условий использования бюджетных средств отдельными распорядителями.

Исходя из этого, проект постановления в предложенной редакции противоречит законодательству и не может быть поддержан».

Казалось бы, вывод совершенно однозначный – неуемное желание некоторых отечественных чиновников монополизировать и дерибанить «под одеялом» бюджетные и иные средства угрожает не только «эффективному и рациональному использованию государственных средств», но и ставит Украину под очередной удар со стороны таких серьезных организаций, как Евросоюз и Всемирная торговая организация. Тем не менее, вы будете смеяться, но постановление было принято. И теперь Украина вполне может ожидать очередных неприятностей со стороны ВТО и откровенного недоумения ЕС, куда мы вроде как очень стремимся попасть. О том, чтобы «секретное» постановление Кабмина стало известно за рубежом позаботилась нагло «кинутая» британская фирма «Silair» ,разразившаяся гневным письмом в ряд международных торговых организаций. Британцев, в лице главы «Silair», между прочим, пэра Джона Гурье, можно понять. Выиграли тендер, заключили контракт с правительством и, вдруг, правила меняются и на договоре с государством Украина ставится крест. После этого каждый иностранный инвестор, естественно тысячу раз задумается, а стоит ли соваться в эту странную страну, где каждый день меняются «правила дорожного движения»? Самое идиотическое заключается в том, что руководство ГАИ еще даже не успело набить свои карманы, а стране уже нанесен существенный ущерб. Нанесен ущерб и правительству, которому после данного постановления уже очень трудно будет говорить за рубежом не только о своем стремлении к интеграции в ЕС, но и о цивилизованности вообще.

Все это настолько нелогично, что напрашивается вывод или об очень продуманной системе «подставы» нынешнего правительства и Украины в целом или о дремучей глупости инициаторов принятия этого документа. В стиле традиционного украинского «хоч не з’їм, так понадкусую».

В Украине, впрочем, уже возникла некоторая обеспокоенность по поводу гаишного «новаторства». В частности, народный депутат Юрий Кармазин обратился в Генеральную прокуратуру относительно несоответствия требованиям действующего законодательства постановления Кабмина №1887. А Генпрокуратура и Счетная палата Украины начала проверку скандального постановления. Не исключено, что в ближайшее время это постановление будет отменено, а авторы «подставы» — наказаны. Но, как сказано в одном анекдоте «осадок неприятный останется».

Станислав Речинский, «УК»

Читайте также: