Рыболовецкие траулеры в карпатских горах или как «порвать» госбюджет Украины

Вы ни за что не отгадаете, для кого строились рыболовецкие траулеры на Черноморском судостроительном заводе, что в городе Николаеве. Держитесь! Три судна у николаевских корабелов купил Львовский автобусный завод… Грабят Украину через НДС не только украинцы

Нам доподлинно неизвестно, насколько рыболовецкие траулеры (доработанные автомобилестроителями) разрешили проблему пассажирских автомобильных перевозок в городе Львове. Но мы точно знаем, что такую благую для львовян покупку морских посудин совершил российский предприниматель Игорь Чуркин, являющийся председателем правления ЛАЗа. Он определил, что больше пользы от траулеров будет не в Тихом или Атлантическом океанах, а на узких улочках старинного украинского города. Мечту помог осуществить председатель правления ГАКХ «Черноморский судостроительный завод» Олег Чуркин — родной брат родоначальника «западно — ударной» львовской флотилии.

Братьям-бизнесменам пришлось решить нелегкую задачку – как доставить тысячетонные плавучие средства из Николаева во Львов сухопутьем. Но они проявили находчивость и нашли оригинальный выход из этой невыполнимой с инженерной точки зрения проблемы. Траулеры решено было перемещать на бумаге.

Патентовать оригинальное изобретение по сухопутному перемещению судов господа Чуркины не стали. А вот получить от украинской казны вознаграждение за свои интеллектуальные изыскания пожелали. Оценив свои титанические умственные усилия в 24 млн. грн.

О некоторых подробностях способа, с помощью которого предприимчивые братья Чуркины пытались тырить миллионы из госбюджета, рассказал недавно журналистам главный налоговик Николаевской области Анатолий Страшный.

«Анатолий Андреевич искренне возмущался схемой работы Чуркиных, которые заявили к возврату НДС 24 млн. грн.», — сообщает интернет-газета «Mukola.net». «Они заявляют оборот в 100 млн. грн., выпускают 3 траулера. И эти траулеры 7 раз (!) продают Львовскому автобусному заводу», — пояснил журналистам руководитель налогового ведомства.

В этом месте мы хотим извиниться за не совсем верную информацию, высказанную вначале – о том, что траулеров «поступило» во Львов только три. Их получается, вроде бы, больше – семь штук.

Путаницу вносит то обстоятельство, что «живых» траулеров в действительности только три. Эти суда, «выпуск» которых по документам осуществляется на «ЧСЗ», достались в наследство Чуркиным недостроенными. Они, естественно, за эти 7 «продаж» и не покидали территории завода. «Под каждый траулер берется кредит, и к возврату НДС заявляется 8 млн. грн. Итого — 24 млн. грн. за 3 траулера. Но проходит месяц-два, и эти 3 траулера возвращаются, ставятся на учет на «ЧСЗ», — пишет николаевское издание.

Ну что же, все понятно. Всплыла очередная — из ставших для Украины уже притчей во языцах — схема незаконного возмещения НДС. Братья Чуркины хотели «нагреть» в такой оригинальный способ украинскую казну на два с лишним десятка миллионов. Ничего удивительного в этой истории не было бы, если бы не одно обстоятельство.

Бизнес по-братски

Дело в том, что о проделках российских «бизнесменов» Чуркиных на территории Украины хорошо известно не только тем, кому сие положено знать по службе, но и, практически, всем жителям Николаева. «Подвиги» братьев неоднократно освещались во многих украинских СМИ. Но, как говорится — а воз и ныне там.

Немного предыстории. Братья Чуркины в 2003 году купили 90,25% акций Черноморского судостроительного завода за 119,305 миллионов гривен – при стартовой цене 119,3 млн. грн. Неплохой результат конкурса, не правда ли? Впрочем, в те годы, как известно, приватизация подавляющего числа украинских предприятий проводилась столь же «прозрачно».

Не будем врать, ЧСЗ к тому времени уже еле дышал. Зачем же этот завод понадобился братьям Чуркиным, разбирающимся в проблемах судостроения, как выяснилось, не лучше, чем французские путаны в истории Трипольской культуры? К слову, по образованию один из братьев – юрист, а второй – врач-гинеколог…

Ответ на этот вопрос получить будет довольно сложно. Может быть, как раз для того, чтобы «продавать» на бумаге корабли с целью возмещения НДС? Или размеры дохода от порезки на металлолом имеемого на предприятии оборудования, оснастки и продажи остатков ликвидов, чем активно занимаются новые хозяева по сведениям Комитета спасения ЧСЗ, не так уж и малы?

Однозначно можно заявить лишь следующее: Черноморский судостроительный завод сегодня «мертвый». Именно данный эпитет, по словам бывшего директора ЧСЗ Игоря Овдиенко, употребили министры транспорта, промполитики и глава ФГИ Валентина Семенюк, лично посетившие в октябре предприятие. Когда докладывали Виктору Януковичу во время его приезда в Николаевскую область (сам премьер на ЧСЗ не был, он участвовал в открытии Ташлыкской ГАЭС).

Хорошо знающий ситуацию на заводе, руководитель Комитета спасения ЧСЗ И.Овдиенко дает такое ее описание. За последние годы на заводе не строилось ни одно «приличное» судно. Осуществляется лишь мелкий ремонт судов и изготавливаются секции, отправляемые затем баржами в Румынию. Когда-то на ЧСЗ трудились 25 тысяч корабелов, сейчас в штате числится 1,5 тысячи – в основном вахтеры, вспомогательный персонал, ИТР, управленцы. Квалифицированных же кораблестроителей – судосборщиков, сварщиков, плазовщиков-проверщиков, судовых монтажников и т.д. — остались считанные единицы. ЧСЗ задолжало всем: своим работникам около 15 млн. грн., Пенсионному фонду – 25 млн. грн., а еще бюджету, водоканалу, облэнерго и т.д., и т.п.

Однако трагическая судьба некогда самого крупного судостроительного предприятия в Украине – это тема отдельного рассказа. Вернемся к «творчеству» по дерибану госбюджета братьями Чуркиными через возврат НДС.

Поражает тот факт, что российские «бизнесмены» уже давно занимаются в Украине подобным промыслом. В статье «Бизнес братьев Чуркиных: истоки криминального «чуда» мы подробно описали схемы такого «бизнеса».

В частности, в 2000 году украинская таможня обратила внимание (возможно, при участии СБУ) на бурный рост экспорта лома цветных металлов, отправляемого за границу как давальческое сырье. Через некоторое время в Украину возвращались дорогостоящие «изделия» в виде чушек и болванок различных конфигураций, выдаваемых в сопутствующей документации как «уникальной» конфигурации «литье» для металлообрабатывающей промышленности.

«Предприятия-экспортеры лихо возмещали НДС, от 30 до 50% суммы которого оседало в качестве «отката» в карманах руководства ГНАУ. Санкционирующего «возмещение» НДС», — рассказывается в издании. В 2001-2003 годах расследовалось масштабное уголовное дело о присвоении почти 300 000 000 (трехсот миллионов!) гривен, украденных из госбюджета.

Однако братья Чуркины, занимавшиеся этими махинациями, сумели тогда выйти сухими из воды. «Заработав» около 100 млн. грн., на которые и был затем куплен ЧСЗ. Всего за период с 1999 по 2001 годы сумма фиктивных сделок достигла более 2 000 000 000 (двух миллиардов!) гривен.

Кто их покрывает?

Могло ли все это происходить без «крышевания» на верхах власти? Конечно, нет. «Эта «ветвь» криминального бизнеса братьев Чуркиных по незаконному возмещению НДС зиждилась на коррупционных связях российских предпринимателей с рядом чиновников из НАК «Нафтогаз Украина».

Вот такие странные вещи происходят в родном отечестве. Российские предприниматели, получается, снова занялись своим коронным бизнесом – дерибаном украинского бюджета через НДС. И все еще владеют Черноморским судостроительным заводом, доведенным ими до окончательного развала. Кстати, а что же ФГИ? Ведь огромное предприятие, практически, не работает, и, значит, его владельцами не выполняется главное приватизационное обязательство?

Оказывается, попытки отобрать у Чуркиных завод предпринимались Фондом госимущества еще в 2004 году. И дело было очень близко к расторжению договора купли-продажи. «Но тогдашний глава Фонда Михаил Чечетов повел себя как-то странно. Он вдруг поверил в способность инвестора возродить завод…» («Деловая столица», 31.10.2005).

Сменившая Чечетова на посту главы ФГИ, В.Семенюк неоднократно заявляла о скором возвращении ЧСЗ в государственную собственность. Но до сих пор с переменным успехом продолжаются судебные тяжбы, а Чуркины остаются владельцами предприятия. И, как теперь выяснилось, «строят» траулера для ЛАЗа, продолжая совершенствовать свои навыки по способам незаконного возврата НДС из госбюджета.

В связи со всем выше изложенным возникает естественный вопрос: кто из влиятельных украинских политиков или государственных деятелей покровительствует братьям Чуркиным? И справляется настолько успешно, что бессильными оказались и ФГИ и ГПУ? Не говоря уже об общественности?..

Юрий Глухов, специально для «УК»

Читайте также: