Бесценный Шалит. Почему израильтяне заплатили беспрецедентный выкуп за пленного капрала

Освобождение Гилада Шалита в обмен на 1027 палестинских заключенных раскололо израильское общество. Причем, споря об адекватности цены, заплаченной за жизнь одного солдата, обе стороны ссылаются на Талмуд и его толкователей!

С одной стороны, еврейские заповеди предписывают выкупать пленных, с другой — требуют платить за них лишь разумную цену. Вот весь Израиль и спорит, разумен ли курс 1 к 1027?

 

 

«В каждое мгновение, на которое человек откладывает выкуп пленных, имея возможность их выкупить, он подобен убийце», — написал еще в ХVI веке раввин Йосеф Каро, автор основополагающего кодекса еврейских законов Шулхан арух.

История с пленением Гилада Шалита длилась так долго и закончилась таким неравноценным обменом именно потому, что в еврейской традиции особое место занимает заповедь выкупа евреев-невольников. Она упоминается еще в Талмуде, а основания, чтобы ее соблюдать, сформулировал средневековый еврейский философ Маймонид: «Выкуп пленных важнее пропитания бедных и их облачения; вовсе нет заповеди более важной, чем выкуп пленных, поскольку пленный и голоден, и жаждет, и раздет, и жизнь его постоянно в опасности».

Многие годы именно этот подход лежал в основе израильской политики по отношению к выкупу взятых в плен евреев. Только за последние 30 лет израильтяне освободили около семи тысяч палестинских заключенных, ради того чтобы вернуть себе 19 живых пленных и восемь тел погибших.

Другое дело, что в Талмуде, редактирование которого было закончено в VI веке нашей эры, написано: «Пленных не выкупают дороже их стоимости». И уже много веков, а в последние годы особенно, в Израиле спорят, что значит это «не дороже». Большинство сходятся на интерпретации, которую дал в XII веке тот же Маймонид: «Пленных не выкупают дороже их стоимости, чтобы враги не охотились на евреев».

Три израильских министра, проголосовавшие против сделки, считают, что в данном случае условие равноценности выкупа нарушено. При этом представители многих палестинских организаций не скрывают, что обмен убедил их в правильности пути «Хамаса». А это значит, что попытки захвата израильских граждан будут продолжаться.

Но если это действительно ошибка, то израильское правительство совершило ее не сейчас. Первая подобная сделка приходится на 1979 год (см. справку), а наибольший резонанс имела так называемая сделка Джибриля, проведенная в 1985 году. «Принцип “любой ценой” восторжествовал над голосом здравого смысла, обозначив роковую неспособность израильского правительства противостоять психологическому давлению рыдающих матерей и живописующих их беду журналистов», — написал по этому поводу известный израильский политолог и журналист Дов Конторер.

Премьер-министр Биньямин Нетаньяху утверждает, что от рук террористов, освобожденных в рамках «сделки Джибриля», впоследствии погибли около ста израильтян. И тем не менее сегодня он идет на обмен Шалита.

Такая противоречивость свойственна израильским политикам. Достаточно вспомнить, что сразу после захвата Шалита премьер-министр Эхуд Ольмерт отказывался вступать в переговоры с палестинцами, заявляя, что «жизнь солдата не может быть предметом торга». Но двумя годами позже тот же Ольмерт согласился на обмен тел двух израильских солдат на пятерых террористов.

Уже тогда общество возмутилось: из тюрьмы вышел, например, Самир Кунтар, осужденный на четыре пожизненных срока за убийство полицейского, четырехлетней девочки и ее отца. Резонанс от нынешнего обмена гораздо серьезнее, потому что из 1027 освобождаемых палестинцев 287 заключенных с «кровью на руках» и 25 особо опасных террористов, отбывающих по несколько пожизненных сроков за убийство десятков человек.

Как меняли израильских граждан на палестинских заключенных

1979 год. «Курс обмена» — 1 к 76. Израильский солдат Авраам Амрам попал в плен во время операции против Организации освобождения Палестины (ООП) в Южном Ливане. Освобожден в обмен на 76 боевиков.

1982 год. «Курс обмена» — 1 к 600. Во время первой ливанской войны ООП сумела пленить восемь бойцов ЦАХАЛ и в итоге обменяла их на 4800 заключенных палестинцев.

1985 год. «Курс обмена» — 1 к 230. В рамках «сделки Джибриля» правительство Израиля выпустило из заключения 1150 палестинцев в обмен на пятерых военнослужащих ЦАХАЛ.

2004 год. «Курс обмена» — 1 к 109. 436 палестинских заключенных обменяли на израильского коммерсанта Эльханана Танненбаума, захваченного «Хезболлой», и тела трех израильских солдат. Впоследствии Танненбаума заподозрили в том, что свое «похищение» он подстроил сам — то ли из корыстных побуждений, то ли из симпатий к арабам.

2008 год. «Курс обмена» — 1 к 102. Состоялся обмен тел двух израильских резервистов, погибших в бою с отрядом «Хезболлы», на пять палестинских боевиков и тела 200 убитых.

Авторы: Дмитрий Майоров, Виктор Дятликович, Русский репортер

You may also like...