Как Енакиево не стало центром авиастроения
Рассказ о том, как те, кто называет себя «патриотами Донбасса», на самом деле относятся к вверенному региону. Если кто-то до сих пор считает, что я сгущаю краски и навожу напраслину на областные власти, просто почитайте и сами сопоставьте факты. Все сказанное в статье подтверждается фото и видео доказательствами.
Когда я впервые услышал об авиаконструкторе из Енакиева, то с трудом смог сдержать улыбку. Так уж получается, что многочисленные истории о провинциальных изобретателях на поверку зачастую оказываются чепухой, а сами изобретатели всевозможных «вечных двигателей» – людьми не совсем здоровыми. К тому же одно словосочетание «авиаконструктор из Енакиева» изрядно отдает абсурдом в современных реалиях.
Однако, сколь бы фантастично это не звучало, Енакиево действительно совсем недавно едва не стало центром украинского вертолетостроения. Именно в этом городе в 1993-м году был сконструирован первый вертолет независимой Украины – ВТ-1, созданный бригадой местных авиаконструкторов под руководством Владимира Яковенко.
Сегодня это имя мало кому знакомо даже в Донецкой области, а в интернете о Яковенко можно найти лишь несколько эпизодических упоминаний, но если бы история повернулась иначе, вполне возможно, что Енакиево сегодня было бы совсем другим городом, а фамилия конструктора была бы не менее известной, нежели фамилии Антонова или Патона.
О Владимире Яковенко я узнал совершенно случайно, из попавшей мне в руки местной газеты. История заинтересовала, и я отправился в Енакиево, чтобы собрать на месте как можно больше информации. К сожалению, Владимир Тимофеевич Яковенко умер в 2009-м году, так и не запустив свое детище в серийное производство. Но мне удалось познакомиться с его коллегой Николаем Горчевым. Благодаря ему и стал возможен этот рассказ.
Николай Иванович – майор авиации в отставке, живет на окраине Енакиево, в поселке Юнком. Дом, где ему десять лет назад дали квартиру, представляет собой четырехэтажный огрызок недостроенной панельной девятиэтажки. Долгое время он стоял пустым, затем был все-таки достроен и отдан военным очередникам.
Лифты в доме при таком раскладе устанавливать конечно никто не стал, и лифтовую шахту законсервировали, установив железные двери.
Горчев работал с Владимиром Яковенко с 1993 по 2006 год. В команду вертолетчиков он пришел одним из первых. Когда Яковенко стал собирать специалистов-авиастроителей, вертолет, придуманный им, существовал только на чертежах, но уже через восемь месяцев после начала работы – поднялся в воздух.
С названием долго не мудрствовали. Аппарат получил имя ВТ-1 (т.е. В(ертоле)Т-1), и под этим именем вошел в историю независимой Украины, как первая украинская разработка, покорившая небо. В начале 90-х стране было не до масштабных проектов, останавливались даже индустриальные гиганты, и тем удивительнее был успех бригады энтузиастов из Енакиева.
Над вертолетом работало около 10 человек. Собирали машину в помещении енакиевского ПТУ № 44, об аренде которого удалось договориться «по знакомству». Здание ПТУ для подобных опытов было, конечно, не приспособлено, и потому готовый аппарат пришлось извлекать через окна спортзала, предварительно демонтировав стеклопакеты. В феврале 1994 года ВТ-1 впервые полетел. Разумеется, это был легкий (400 кг), двухместный аппарат предельно простой конструкции – рассчитывать на большее в кустарных условиях было невозможно. Но для Енакиево начала 90-х и это было чудом.
Никакого дохода от своей деятельности авиаконструкторы не имели, и потому приходилось совмещать работу над вертолетом с заработками на стороне. Кто-то работал водителем, кто-то – токарем на одной из городских шахт, кто-то чинил автомобили в гаражах… Денег катастрофически не хватало, приходилось обращаться за помощью ко всем, кто мог оказать посильное содействие.
Первоначально обратились к властям города и области, но там Яковенко никто не захотел и слушать. Не помогло даже знакомство с космонавтом Береговым, который высоко ценил талант конструктора. Виктор Янукович, в 90-х занимавший пост губернатора Донецкой области, отчего-то не пожелал помочь своему земляку. Почему так произошло, сегодня можно спросить разве что у самого Виктора Федоровича, да он вряд ли ответит на этот вопрос.
Владимир Яковенко и Георгий Береговой (крайний слева)
Местные бизнесмены в 90-х также не горели желанием спонсировать наукоемкие, долгоокупаемые проекты. Тогда деньги делались куда проще и быстрее, дешевле было закопать в террикон пару-тройку человек и отжать какой-нибудь комбинат, чем раскручивать сомнительного изобретателя, и потому серьезных инвестиций в Донбассе Яковенко найти не удалось. В конце-концов, спонсировать его стала нефтегазовая компания из… Ивано-Франковска. Так уж случилось, что никому, кроме галичан енакиевские вертолеты оказались не нужны…
Средств поступало немного, хватало разве что на зарплату сотрудникам конструкторского бюро да кое-какие запчасти, но и этому были рады. Вскоре, вслед за первым вертолетом были созданы еще два – ВТ-2 и ВТ-3. Второй вертолет практически не отличался от первого, а вот третий имел уже принципиально иную конструкцию. Благодаря спонсорской помощи удалось за 35 тыс. долларов приобрести подержанный американский двигатель «Континенталь», а он позволял поднимать в воздух уже более тяжелый аппарат.
Третий вертолет получил второе имя «Тамарис» в честь супруги конструктора Тамары Яковенко.
Не очень качественная, но почти сюрреалистическая фотография. Енакиевский вертолет, взлетающий на фоне недостроенных многоэтажек микрорайона Фильтровальная.
В конце 90-х енакиевскими вертолетами заинтересовались американцы. На авиасалоне в Берлине Яковенко познакомился с Николаем Сикорским – сыном создателя вертолета Игоря Сикорского, продолжающим дело отца. Это знакомство сделало его известным в определенных кругах, и вскоре Яковенко предложили переехать в Соединенные Штаты. Однако на это предложение Владимир Тимофеевич ответил категорическим отказом. Свой вертолет он хотел производить только в Украине, и был уверен, что вот-вот получит признание и помощь у себя в стране.
Не сложилось.
Сикорский и Яковенко
Из 44-го ПТУ в конце-концов попросили. Пришлось переехать на окраину Енакиева – в микрорайон Фильтровальная, где удалось арендовать полузаброшенный мебельный магазин. Там конструкторы работали до самого распада КБ. После избрания мэром Енакиева нынешнего мэра Сергея Рухадзе в 2001 году, Владимир Яковенко попробовал в очередной раз обратиться к городским властям с предложением по организации в Енакиево вертолетного производства.
Для этого он просил выделить часть территории заброшенного завода железобетонных напорных труб, где обещал трудоустроить 600 человек. Подобное высокотехнологичное производство могло бы в перспективе полностью преобразить Енакиево, и превратить его из грязной угольно-металлургической провинции в один из важнейших центров украинского машиностроения.
Однако власти города отказались предоставлять конструктору промплощадку бесплатно, и предложили оплатить аренду. Запрошенных денег у Яковенко не было, и бизнес-план, разработанный Николаем Горчевым так и остался лишь на бумаге. Сегодня проект, за который американцы готовы были отдать миллионы, пылится в кладовке, как какая-нибудь негодная макулатура.
Обычно подобные расчеты хранятся в секретности, а для того, чтобы их добывать придумали такую штуку, как промышленный шпионаж. Но в Енакиево я снимаю эти документы на обычную "мыльницу" абсолютно свободно. Они бесполезны в стране януковичей…
А так выглядит сегодня тот самый завод ЖБНТ, который Яковенко предлагал приспособить под производство вертолетов. Чтобы написать эту статью, я отправился туда и совершил небольшую прогулку по его территории.
Из останков железобетонных цехов местные жители добывают арматуру. Разбивают кувалдами плиты, а начинку сдают в металлолом. Таким "бизнесом" в Донбассе привыкли заниматься с 90-х.
Этот чувак мог бы работать на этом заводе в качестве рабочего, но благодаря четким и слаженным действиям властей Донецкой области, вместо этого он разносит останки ЖБНТ на кусочки.
Удалось взять краткое интервью. По словам старателей, бизнес довольно выгодный, куда там вертолетам…
В этих цехах могли бы собирать летательные аппараты, но скоро они исчезнут с лица земли.
Покидая территорию завода, вблизи разваленной постройки наткнулся на таксиста, провалившегося колесом в канализационный люк. Мужик заехал на завод справить нужду. История в духе Задорнова.
Пришлось ненадолго отвлечься от вертолетов и заняться более земными делами.
WIN!
Скоро на месте завода построят огромный торговый комплекс. Инвестором, по слухам, выступает депутат Юрий Иванющенко. Все в Енакиево будет хорошо!
Проработав несколько лет, конструкторское бюро Яковенко не выдержало безденежья и развалилось. В один прекрасный день арендодатель попросил вертолетчиков съехать, и коллектив остался без помещения. Иванофранковские спонсоры предложили конструкторам переехать на работу в Западную Украину, часть людей согласилась на переезд, Яковенко и Горчев уезжать не захотели. Случился конфликт, в результате которого несколько инженеров покинули Енакиево, прихватив с собой некоторые модели и чертежи.
Вертолеты после потери помещения стало банально негде содержать, а коллектив остался без средств к существованию. В конце-концов, машины пришлось перевезти на Южмаш, в Днепропетровск, где пообещали помочь с инвестициями, но по какой-то причине так и не помогли. В 2006 году Владимир Яковенко перенес инфаркт и отошел от дел. Разработанный проект четвертого вертолета ВТ-4 так и не воплотился в жизнь. А в 2009-м году неординарный авиаконструктор скончался.
Внимание областных властей енакиевский самородок не привлек даже после своей смерти. Город, выбрасывающий миллионы долларов на «утепление» сталинок, прокладывание дорог для Януковича и показушное развешивание портретов Берегового, не смог выделить для Яковенко даже приличного места на кладбище. Гениальный человек похоронен у самого края, возле кучи глины и мусора, не нужный никому, кроме друзей и родственников.
А так выглядит могила известного в области криминального авторитета Григория Долидзе, убитого в 1998 году. Так получилось, что в Енакиево и при жизни и после смерти куда более комфортно быть криминальным авторитетом, чем авиаконструктором.
Николай Горчев с горечью говорит об утраченных возможностях. Сейчас он по собственному выражению «торгует спичками» на местном рынке. Летчик-испытатель Евгений Нечаев, поднимавший в воздух вертолеты Яковенко, теперь подрабатывает от случая к случаю на «кукурузниках» и опыляет фермерские поля. Собранные энтузиастами вертолеты были проданы после смерти конструктора, и о дальнейшей их судьбе уже ничего не узнать.
По мнению Николая Ивановича, вина за провал вертолетостроения в Донбассе лежит на областной власти. За долгие годы никто из так называемых «патриотов Донбасса» так и не удосужился помочь конструктору ни деньгами ни связями.
В 2010 году президент Украины Виктор Янукович за 12 миллионов евро приобрел вертолет AgustaWestland-139 итало-американского производства, на котором по сей день бороздит украинские небеса. А словосочетание «енакиевский вертолет» так и осталось оксюмороном, вызывающим у рядового гражданина лишь скептическую усмешку.
Автор: frankensstein
Tweet