Россия арестантская: положение в местах заключения, акции протеста, хроника нарушений прав
Заключенный ночью мыл умывальную, поскользнулся и упал. Упав, он напоролся животом на ручку тазика, которая была, якобы, наполовину оторвана и торчала в сторону. Получив травму, Миронов, как утверждает представитель администрации, чувствовал себя настолько нормально, что даже не захотел остаться в медпункте. Но вскоре умер.
Июль – август 2012 года
Ростовская область
2 июля 2012 года
В воскресенье, 24 июня, в Ростове-на-Дону погиб заключенный. Это был 51-летний Федор Миронов, отбывавший наказание в исправительной колонии № 2 (ИК-2) Ростова-на-Дону. Из 15 лет он уже отсидел 12. Согласно медицинскому заключению, в ночь с пятницы 22 июня на субботу 23 июня Миронов получил резаную рану верхней части живота шириной около 2 сантиметров. Существуют две версии происшествия: убийство в результате конфликта заключенных и нелепый несчастный случай. Для выяснения обстоятельств смерти Федора Миронова 25 июня на территорию ИК-2 прибыли три члена общественно-наблюдательной комиссии (ОНК) Общественной палаты РФ.
Руководитель ИК-2 Вячеслав Кравцов изложил им свою версию произошедшего. По его словам, заключенный ночью мыл умывальную, поскользнулся и упал. Упав, он напоролся животом на ручку тазика, которая была, как уверяют, наполовину оторвана и торчала в сторону. Получив травму, Миронов, как утверждает представитель администрации, чувствовал себя настолько нормально, что даже не захотел остаться в медпункте, хотя ему это предлагали.
Рану помазали зеленкой и заклеили пластырем, и заключенный ушел в свой отряд № 13, предпочтя его медпункту. Через некоторое время, увидев, что кровь продолжает идти, Федор Миронов вновь обратился в медпункт. Медработник, найдя, что состояние пострадавшего ухудшилось, отправила его в расположенную рядом МОТБ-19 (областная туберкулезная больница, где лечат заключенных, и не только от туберкулеза). Там ему сделали операцию, а на следующий день он умер по неизвестным причинам. Еще до отправки в больницу, то ли во время первого, то ли во время второго визита в медпункт, Федор Миронов написал расписку в том, что рану получил сам и претензий к администрации колонии не имеет.
Добавить тишины помогут многослойные конструкции. Несмотря на то, что многослойные конструкции легкие и не массивные по строительным меркам, они тоже "съедают" полезную площадь. В конструкциях, предназначенных для дополнительной борьбы с децибелами, чередуются минимум два слоя – "жесткий" (гипсокартон для стен, гипсоволокно или кирпич) и "мягкий" (звукопоглотитель). Часть звуковой волны отражает первый слой, а часть тонет во втором.
Как избавиться от топота соседей над головой в своей квартире
Вячеслав Кравцов разрешил поговорить с заключенными, которые были с погибшим в одном отряде. Беседа с одноотрядниками Миронова проходила в скверике на территории колонии. Все в один голос говорили: нет, ничего не видели… была ночь, спали… да, погибший мыл полы в умывальной после часа ночи, у них такой распорядок… нет, ни о каком конфликте ни с кем не слышали… да, обращался в медпункт… В их словах явственно слышался намек: «Вы уйдете, а нам тут жить».
Медработник ИК-2 Наталья Макаренко все подтвердила. Да, оказывала первую помощь. Да, предлагала остаться в медпункте, а он не захотел. Да, Миронов писал расписку при ней. Правда, в беседе с членами ОНК она прилагала немало усилий, чтобы сохранить самообладание.
Версия, предложенная членам комиссии, представляется странной и сразу вызывает массу вопросов. Где это видано, чтобы заключенный отказывался от госпитализации, добровольно выбрав возвращение в отряд? Зачем ему проявлять инициативу и писать расписку, если рана была столь незначительной? Зачем, если верить утверждению о незначительности травмы, понадобилась операция? Наконец, если предъявленный тазик действительно стал предметом, убившим человека, почему он не был изъят как вещественное доказательство?
Члены комиссии придерживаются версии, что на территории колонии могло произойти убийство. Согласно полученной информации, Миронова в ходе ссоры пырнул ножом один из сокамерников, отличающийся неуравновешенным характером. Известно даже, кто именно. Однако, как считают члены комиссии, руководство колонии старается всячески скрыть этот факт, замаскировав его под несчастный случай. Подобная практика нередка в российских исправительных учреждениях.
Смоленская область
5 июля 2012 года
В Смоленской области возбуждено уголовное дело в отношении сотрудника регионального управления ФСИН России, получившего взятку в 177 тысяч рублей за подготовку документов для условно-досрочного освобождения. Начальник отряда по воспитательной работе с осужденными исправительной колонии № 1 УФСИН России по Смоленской области подозревается в совершении преступления по п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ (получение взятки в крупном размере).
По версии следствия, с 26 мая по 5 июля 2012 года сотрудник получил от жены осужденного 177 тысяч рублей за подготовку документов для условно-досрочного освобождения ее супруга.
«Преступление было выявлено совместно с сотрудниками регионального управления МВД России, часть незаконно полученных денежных средств в сумме 150 тысяч рублей изъята», – говорится в сообщении. Злоумышленник задержан.
Владимирская область
9 июля 2012 года
Во Владимире заключенные вскрыли себе вены и объявили голодовку из-за избиения одного из осужденных. В тюрьму № 2, где произошел инцидент, приехал председатель общественной наблюдательной комиссии. Бывшие заключенные утверждают, что для владимирских тюрем и колоний избиения и жестокость по отношению к заключенным – обычное дело.
Источник утверждает, что голодовка началась после того, как в тюрьме избили очередного осужденного: «В ночь на 4 июля местный ОМОН ворвался в одну из камер и избил заключенного Льва Мартиросова. Они били до тех пор, пока он не потерял сознание».
После избиения Мартиросова оставили истекать кровью, отказав в госпитализации и даже в первой медицинской помощи, говорит источник. Он утверждает, что заключенного били просто так, без причины. Он находится в тяжелом состоянии, ему срочно нужна медицинская помощь. Сокамерники Мартиросова помимо голодовки вскрыли себе вены. «Это последний шаг, на который они пошли, чтобы хоть как-то привлечь к себе внимание», – говорит собеседник, который пока затрудняется сказать, сколько человек голодает. «Но точно больше половины», – добавляет он.
Избиение Льва Мартиросова – не единичный случай противоправных действий сотрудников тюрьмы по отношению к заключенным. Как утверждает источник, избиения в этом исправительном учреждении начались после прихода нового начальника и длятся как минимум полгода. «Повод может быть любой: если найдут лишний кусок хлеба – могут избить, если посмотришь не так – могут избить, если начнешь спорить – могут избить. Условия содержания ужасные».
Его слова подтверждает бывший заключенный Павел Мальков, отсидевший семь лет за разбой и вышедший на свободу в 2011 году.
Сотрудники тюрьмы № 2, рассказывает Мальков, были агрессивны всегда. «Били постоянно. Но в основном этим занимались другие заключенные – те, кто был на хорошем счету у администрации. Для них даже сделали специальные камеры. Они могут свободно передвигаться по тюрьме, заходить в любую камеру, забирать оттуда человека и начать, к примеру, выбивать признание в том, что тот не совершал», – отмечает Мальков.
Правда, насилие и унижение со стороны сотрудников, по его словам, характерны не только для тюрьмы № 2, но и для всех исправительных учреждений Владимирской области. Мальков утверждает, что жестокое обращение с осужденными – политика областного управления Федеральной службы исполнения наказаний.
«Дело не в новом начальнике, а в том, какие приказы ему дают, – утверждает бывший заключенный Павел Мальков. – Начальник ничего не сделает, если ему скажут наверху работать с заключенными пожестче».
Кемерово
10 июля 2012 года
В СИЗО города Кемерово повесился заключенный. Источник в правоохранительных органах сообщил агентству, что тело мужчины 1970 года рождения было обнаружено в камере еще на прошлой неделе. В настоящее время проводится проверка, поэтому другие сведения не разглашаются.
Томская область
16 июля 2012 года
В Томской области администрация исправительной колонии № 3 пыталась скрыть гибель заключенного на строительстве дачи замначальника колонии.
Как сообщили в прокуратуре, администрация колонии, отчитываясь о гибели заключенного, сообщила, что его случайно придавило плитой во дворе исправительного учреждения. В результате проверки выяснилось, что осужденный погиб в деревне Корнилово, где замначальника колонии вел строительство на земельном участке. По данным следователей, при строительстве на заключенного упала бетонная плита.
Замначальника колонии, отправившего заключенного на стройку, задержали. Он признал себя виновным. Следственное управление СК по региону возбудило в его отношении уголовное дело по пункту «в» ч. 3 ст. 286 УК (превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий). В суде следователи ходатайствовали о заключении сотрудника ФСИН под стражу.
Рязанская область
17 июля 2012 года
В Рязанской области вынесен приговор бывшему сотруднику исправительной колонии, получавшему взятки за помощь в условно-досрочном освобождении осужденных через систему электронных платежей.
Собранные следственными органами СК РФ по Рязанской области доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора бывшему начальнику отряда отдела по воспитательной работе с осужденными одной из исправительных колоний УФСИН России по Рязанской области Андрею Юдину. Он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 290 УК РФ (получение взятки), и двух преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 290 УК РФ (покушение на получение взятки).
Следствием и судом установлено, что 14 июля 2011 года Юдин получил от некой женщины 16 тысяч рублей за подготовку документов для условно-досрочного освобождения ее сожителя, отбывающего наказание. Денежные средства по требованию сотрудника исправительной колонии были перечислены на лицевой счет мобильного телефона, зарегистрированного на другое лицо, после чего посредством сети Интернет Юдин перевел поступившую сумму на свой расчетный счет в банке.
В ходе расследования уголовного дела были установлены еще два эпизода его преступной деятельности. Так, в 2011 году Юдин также посредством мобильного телефона и системы электронных платежей получил от матери осужденного 10 тысяч рублей за условно-досрочное освобождение ее сына и 8,5 тысячи рублей от другого осужденного за то, что пронес на территорию колонии и передал ему для пользования мобильный телефон.
Приговором суда Юдину назначено наказание в виде штрафа в размере 410 тысяч рублей с лишением права занимать должности государственной службы в системе УФСИН России сроком на 3 года.
Ямало-Ненецкий автономный округ
19 июля 2012 года
Руководитель отделения по расследованию преступлений, совершенных должностными лицами правоохранительных органов СУ СКР по УрФО, подполковник юстиции Дмитрий Корешников на пресс-конференции в Екатеринбурге рассказал подробности уголовного дела, возбужденного в отношении полковника внутренней службы ГУ ФСИН по ЯНАО Юрия Сандркина.
Сандркин обвиняется по ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий» с применением насилия или с угрозой его применения. Сейчас дело направлено в суд Салехарда. Полковник внутренней службы работал в ИК-40 «Полярная сова» в поселке Харп – колонии для пожизненно заключенных.
По версии следствия, Сандркин за восемь месяцев 2010 года сфабриковал 190 протоколов о явках с повинной. География также обширна – от Новосибирска до Калининграда. Среди тех дел, по которым «выбивались» показания – дело убитой журналистки Анны Политковской, взорванного на стадионе бывшего президента Чечни Ахмада Кадырова и убийство главного редактора русской версии журнала Forbes Пола Хлебниковка в Москве.
Как уточнил Дмитрий Корешников, эти явки не вошли в окончательное обвинение. Подробностей по этим делам он не сообщил.
По версии следствия, первую явку с повинной Сандркин выбил весной 2010 года. Схема была такая – выбирался слабый осужденный, который приступал к обработке других зэков. Им устраивали «катание по хатам» – перемещение по камерам. К кому-то применялось физическое насилие. Кому-то было достаточно угрозы сексуального насилия. Кроме того, заключенным пожизненно внушали, что им ничего не грозит. Наоборот, их убеждали, что их жизнь станет интересней. Они прокатятся по стране на поездах, полетают на самолетах, съездят на места преступлений.
Сандркин заставлял писать заключенных явки с повинной, используя преступления, о которых узнавал от коллег, из личного общения. Кроме того, сотрудник ГУ ФСИН запрашивал списки нераскрытых дел в территориальных органах. Также он брал данные из СМИ и Интернета. Обстоятельства некоторых преступлений придумывались. Заключенному говорили название города, затем он писал, что нашел девушку, вывез в лес, изнасиловал и сжег труп.
В действительности же ничего этого не было. При этом все детали преступлений были непроверяемыми. Затем осужденных обучали, как давать показания на месте, учили, как «обойти полиграф», выдавали карты с дорогами России. Помогал Сандркину осужденный Вадим Журавлев, который участвовал в обработке зэков. Ему также предъявлено обвинение в пособничестве.
Мотив у Сандркина якобы был простой: он хотел продвинуться по службе, так как подходил пенсионный возраст (45 лет), а перспективы на повышение отсутствовали. Ни семьи, ни своего жилья у него не было.
«Я хочу работать в Москве, хочу отвечать на телефон. Надоели вы мне все» – такие слова Сандркина озвучивает следователь Дмитрий Корешников.
Прокололся Сандркин на деле легендарного уральского рейдера Павла Федулева. Как рассказала руководитель пресс-службы УФСБ по Свердловской области майор Анна Ластовецкая, по делу Федулева явку с повинной написал некий осужденный пожизненно Юрий Кузнецов.
«В своем признании он утверждал, что являлся одним из исполнителей убийства Соснина в 1996 году в Екатеринбурге. Соснин – это бывший партнер Федулева, который был убит вместе со своими охранниками. В это же время были установлены фактические исполнители убийства Соснина – Пильщиков и Никонов. Какую-либо роль Кузнецова они отрицали», – отметила Ластовецкая. Она уточнила, что затем Кузнецов («черный риелтор» из Брянска – на нем 28 трупов) признался, что написал фиктивную явку под давлением Сандркина. Последний в случае отказа, как уверяют силовики, угрожал ему физической расправой.
Как отметил Дмитрий Корешиков, в адрес ФСИН было направлено представление об отсутствии контроля за работой оперативной службы. Ранее был уволен начальник ГУ ФСИН по ЯНАО. В уголовном деле 51 том. Вошли в него 32 явки с повинной, написанные двумя заключенными. Один из них написал 4, а второй 28 протоколов.
Добавим, что по «выбитым» явкам никто осужден в итоге не был и суд приговоров не вынес. Лишь одна явка дошла до привлечения к уголовной ответственности в Санкт-Петербурге.
Сандркину, который своей вины не признает, грозит до 15 лет лишения свободы. Он сейчас находится под стражей. У подполковника есть и смягчающие обстоятельства – командировки в зоны проведения контртеррористических операций и много служебных наград и поощрений.
Башкирия
22 июля 2012 года
В ИК-4 города Салавата пять заключенных вскрыли себе вены, а 118 – объявили голодовку.
В исправительной колонии особого режима № 4 в башкирском городе Салавате пять заключенных вскрыли себе вены, а еще 118 объявили голодовку. Об этом сообщили в пресс-службе ГУ ФСИН России по Башкирии.
Руководитель пресс-службы ведомства Ильшат Бикбулатов рассказал, что в ночь на 20 июля пятеро осужденных, которые содержатся в помещении камерного типа, совершили «акт аутоагрессии», нанеся себе резаные раны предплечий. Раны оказались поверхностными, осужденным оказали медпомощь, в госпитализации они не нуждаются.
Утром 20 июля, добавил Бикбулатов, 118 осужденных направили руководству колонии письменное заявление «об отказе от пищи». «Но это не голодовка, и они пьют воду», – добавил он.
Поводом для таких действий заключенных стала смерть одного из осужденных, объяснил сотрудник пресс-службы ГУ ФСИН по Башкирии. Правозащитники утверждают, что заключенный погиб из-за нанесенных ему в колонии побоев. К нему действительно применялись «спецсредства», признал Бикбулатов, однако «телесные повреждения, полученные им при применении этих спецсредств, расцениваются экспертом как повреждения, не причинившие вреда здоровью».
При этом, по данным Бикбулатова, экспертиза пока не установила причину смерти осужденного. Прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Башкортостан А. Зуев изучил материалы по применению спецсредств и нарушений законности не выявил.
По данным портала Gulagu.net, в голодовке уже принимают участие около 900 заключенных из 1100, которые содержатся в колонии. Количество голодающих резко возросло, утверждает портал, после того, как 20 июня в ИК № 4 приезжали члены Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) за местами принудительного содержания по Башкирии. Когда правозащитники уехали, сотрудники колонии избили тех, кто им жаловался.
Портал называет имя умершего заключенного – Сергей Ласько. Одна из членов ОНК Амира Жукова заявила, что о смерти осужденного от побоев ей рассказал один из сотрудников колонии. Заключенные утверждают, что Ласько избивали три дня. Вместе с ним расправе подверглись те, кто подавал жалобы и писал заявления на сотрудников, при этом осужденных избивали в местах, где не ведется видеонаблюдение, и под громкую музыку, пишет Gulagu.net.
Источник: Альманах "Неволя"
Tweet