«Русская мафия» в США: история Бибы Найфельда по кличке «Папа»
Несмотря на Йом-Кипур, когда религиозным евреям положено сидеть дома или в синагоге и не делать лишних движений, в манхэттенский федеральный суд доставили из тюрьмы гомельского еврея Бориса Найфельда, также известного как “Биба” и “Папа”.
14 января этого года 69-летний Найфельд был арестован и обвинен в вымогательстве денег у эмигранта из бывшего СССР миллионера Олега Митника, тесть которого и тоже русскоязычный иммигрант-миллионер Анатолий Потик якобы заказал Найфельду за 100 тыс. долларов убийство зятя. Как утверждалось в обвинении, Найфельд решил никого не убивать, а лучше получить с Митника 125 тыс. долларов за сохранение его жизни. Вместе с Найфельдом арестовали бруклинского бизнесмена Бориса Котлярского, якобы игравшего роль посредника.
12 октября в суде Найфельд подтвердил согласие признать себя виновным, и, как уточнила судья Кэтрин Форрест, сотрудничать с прокуратурой и дать показания против Котлярского, которого после ареста освободили под залог в полмиллиона долларов, но затем снова арестовали. Найфельд подтвердил судье, что рассказал Котлярскому о полученном заказе убить Митника, а Котлярский назвал Митника “хорошим парнем” и предложил сообщить ему о заказе и получить с него за это деньги.
При подписании соглашения о сотрудничестве судья Форрест предупредила Найфельда, что тот обязан “правдиво и полностью сообщить федеральной прокуратуре все интересующие ее сведения о себе и других”. Найфельд через переводчика ответил судье: “Да”. Судья добавила, что “федеральная прокуратура может использовать эти сведения с любой целью”, и Найфельд снова ответил “Да”. “И вы согласны давать показания, если вас попросят”, – спросила судья Кэтрин Форрест, и Биба в третий раз ответил: “Да”. Такие же ответы он дал федеральному судье 18 лет назад. Слухи, что и на этот раз Биба согласится на признание вины и сотрудничество, пошли еще в июне.
Прибыв в США в 1970-х годах, Борис Найфельд быстро стал видной фигурой стремительно растущей «русской мафии», и первый раз согласился сотрудничать с ФБР и прокуратурой в 1994 году после ареста с большой группой наших иммигрантов за контрабанду героина из Таиланда. Как было отмечено в приговоре, «в связи со значительным содействием, которое оказал обвиняемый», в мае 1998 года Бибу приговорили к уже почти полностью отсиженным 5 годам лишения свободы.
Второй раз его арестовали в 2008 году по развитию старого дела, но уже за контрабанду сигарет, в чем он признал себя виновным и снова получил 5 лет, хотя о его новом сотрудничестве с прокуратурой ничего не известно. 8 февраля 2014 года Борис Найфельд вышел на свободу и провел на ней 1 год, 11 месяцев и 6 дней. Его арестовали, когда Биба еще находился под надзором по предыдущей судимости, но соглашение о сотрудничестве может простить ему этот грех.
68-летний Борис Котлярский, который эмигрировал в США из Киева с родителями, женой и дочкой в 1979 году и поселился в нью-йоркском Бруклине, в криминальных кругах известен куда меньше. В отличие от Бибы Найфельда, он прокладывал свой путь механиком-наладчиком и водителем «желтого кэба», по выходным торговал с лотка на «блошином рынке», а затем торговал летними дачами в Катскильских горах, где открыл гостиницу. В 1988 году Котлярский стал гражданином США, поехал в СССР и занялся там бизнесом по-крупному, открыв компанию речных круизов “Петр Великий” и катал по Волге туристов на теплоходе “Русь”.
С 1992 по 1994 год в центре Москвы у него было совместное российско-американское предприятие «Форто» – сервис для американских машин. В декабре 1998 года Котлярского арестовали и обвинили в отмывании денег вместе с Игорем Крейнисом, Александром Очаковским, Владимиром Саенковым, Александром Шейфером, Оксаной Галчанской, Романам Любаном, Самуилом Любомирским и Михаилом Неновым.
В январе 2001 года Борис Котлярский признал себя виновным в том, что «с октября 1994 года по день предъявления обвинения в Южном округе Нью-Йорка и других местах согласился помогать тайным агентам отмывать незаконно полученные деньги, познакомив их (агентов – А.Г.) с другим лицом, не агентом».
Его приговорили к 18 месяцам тюрьмы, и после освобождения Борис продолжал доказывать, что не виновен. Через две недели после ареста 14 января этого года его освободили под залог в полмиллиона долларов, но недавно Котлярский снова стал з/к манхэттенской федеральной тюрьмы МСС № 45680-054 с пометкой “возраст – 68 лет, раса – белый, пол – мужской, дата освобождения НЕИЗВЕСТНА”.
67-летний уроженец Кишинева Анатолий Потик с супругой живет в поселке Рослин на Лонг-Айленде, он учился на врача в Риге и Милане, но занимается не медициной, а бизнесом. Давно натурализованный гражданин США Анатолий Потик в прошлом был партнером российского олигарха Михаила Фридмана, и тогда его называли Анатоль де Потик.
В свое время он выдал дочь Ронит, которой сейчас 42 года, за эмигранта из бывшего СССР Олега Митника, которому сейчас 44 года, владельца компании грузоперевозок TRT International с офисом в Ньюарке, штат Нью-Джерси. Супруги Потик, у которых имеются сын и дочь, живут в Манхэттене на Ист 87 стрит (дом 120, кв. R-16), и с 2014 года разводятся, борясь за право опеки над детьми, а также деля имущество и активы указанной в суде стоимостью больше 20 млн долларов и с 2014 г. Как сказал мне с полгода назад по телефону Котлярский, на самом деле, эта сумма гораздо больше.
По ходу бракоразводного, то есть сугубо гражданского процесса возник уголовный элемент, и осенью 2015 года Олег Митник обратился в ФБР с заявлением, что тесть решил убить его и тем самым решить дело в пользу дочери. Бруклинский адвокат Аркадий Бух разъяснил мне, что бывали случаи, когда при разводах одна сторона пыталась устранить другую с помощью компрометанции, арестом, а то и физической ликвидацией. Как заявил Митник и подтвердило федеральное расследование, для убийства Митника его тесть Потик через Котлярского вышел на Бибу Найфельда, которому предложил за это 100 тыс. долларов.
Манхэттенский адвокат Роберт Стал, который представлял Анатолия Потика, заявил, что в предполагаемом заказе не было никакого смысла, но 21 января – через неделю после арестов Найфельда и Котлярского – агенты ФБР установили, что в 15.36 Анатолий Потик с супругой заказали билеты на международный авиарейс из аэропорта Кеннеди с вылетом в 23.00, и арестовали его перед посадкой в самолет. Анатолия Потика обвинили в организации заказного убийства и освободили под залог в 20 млн долларов недвижимостью. После его ареста Роберт Стал сказал газете New York Post, что «когда станут известны подлинные факты, некоторым из тех, кто сегодня дает показания, самим придется защищаться».
Дело о разводе супругов Потик слушается в манхэттенском отделении Верховного суда штата Нью-Йорк, а уголовные обвинения попали в федеральный суд Южного округа штата Нью-Йорк в Манхэттене, где появилось два дела: 15 января № 1:16-MJ-00324 “Соединенные Штаты Америки против Котлярского и Найфельда” и 22 января 1:16-MJ-00486 “Соединенные Штаты Америки против Потика”. Борис Найфельд был обозначен как «Киллер»; Борис Котлярский как «Посредник»; Анатолий Потик как «Заказчик»; Олег Митник как «Жертва» и его жена Ронит Потик-Митник как «Дочь». В обоих делах подсудимым предъявили не утвержденные большим жюри обвинения, а “Criminal Complaints”, составленные следователем ФБР Люком Хардисоном.
Дела шли ни шатко, ни валко, но 7 июня в деле Потика появилось краткое сообщение, что его”Criminal Complaint” отозван. 16 июня репортер New York Post Оли Коулмен написал, что “в последнем повороте одного из самых причудливых и горьких в памяти Нью-Йорка бракоразводных дел был отменен уголовный иск, обвиняющий отца в заказе убить мужа дочери”. Адвокат Роберт Стал заявил, что “в результате тяжелой работы и представленных доказательств, а также проведенного федеральными властями расследования они поняли, что обвинение нужно снять”, то есть либо Олег Митник все придумал, либо кто-то обманом получил от него чек на 125 тыс. долларов.
Этими “кто-то” остались Борис Котлярский и Борис Найфельд, признание которого, в свою очередь, поделило их дело на два, и 5 октября появилось утвержденное большим жюри обвинение по делу № 1:16-cr-00215 “Соединенные Штаты Америки против Бориса Котлярского”, где Биба согласился стать свидетелем. В этом деле есть новые данные о том, что они познакомились летом 2015 года, когда общий знакомый представил Котлярскому Найфельда, как всемирно известного криминального авторитета Бибу.
Согласно показаниям Котлярского, в России у него остался бывший партнер, который обманул его на прибыль пароходной компании, а также на деньги автобизнеса, когда Котлярский сидел в тюрьме по первой судимости. Они решили получить этот долг с помощью грозной репутации Найфельда, и в октябре 2015 года тот полетел в Россию, где провел несколько встреч, о которых сообщал Котлярскому по телефону, а тот через посредника переводил Бибе деньги на расходы.
О заказе на убийство в Нью-Йорке Котлярский якобы услышал от Бибы до его поездки в Россию, но Найфельд еще не знал, кого именно надо убить, и Котлярский по описанию установил, что это Олег Митник. Когда Биба был в России, Котлярский связался с Митником и сообщил, что его жизнь в опасности, а убить Олега заказали грозному Бибе Найфельду, которого Котлярский хорошо знает и может отговорить. Когда Биба вернулся в Нью-Йорк, Котлярский свел его с Митником, который к тому времени уже обратился в ФБР, и в январе 2016 года они провели три встречи, которые Митник тайно записывал. На встрече 11 января Найфельд оценил свои услуги в 125 тыс. долларов, причем 50 тысяч авансом до конца недели, и 14 января получил от Митника чек на эту сумму.
В тот же день Найфельда и Котлярского арестовали, и Котлярский с соблюдением “закона Миранды” дал агентам ФБР показания, где настаивал, что не сделал ничего плохого и не знал, что Биба потребует у Митника деньги. 28 января судья-магистрат Джеймс Котт освободил Котлярского под залог и, как было установлено, пытался повлиять на возможные показания Найфельда против него. В частности, Котлярский положил деньги на тюремный счет Бибы, чтобы тот отоваривался в ларьке, а также составил конспект показаний Найфельда в свою пользу и передал его сыну. Котлярский также обещал в случае оправдания вчинить Олегу Митнику иск и поделиться полученными деньгами с семьей Найфельда, который получит срок, но спасет подельника. Похоже, что вышло наоборот, и Бориса Котлярского снова взяли под стражу, а Борис Найфельд снова согласился на сотрудничество с прокуратурой.
Автор: Александр Грант, rusrek.com
Tweet