Шпана в модных шмотках, гоп-стоп для развлечения
Представители самых последних молодежных течений — непохожих, непонятных, но уже вполне сложившихся и убедительных – индустриальщики, ньюскул эмо, олдскул эмо, фрутс, трейсеры, фэшн-гоп, хипстеры, красти и моды. Что мы знаем о них?.. Об одном из них – чав-движении – расскажет его адепт Михаил: »…Вообще чавы любят тусоваться на районах, на точках, около палаточки постоять, кого-нибудь ограбить, на стене что-нибудь написать. От обычной шпаны нас отличает внешний вид…»
Михаил Шуров, 24 года, художник на киностудии:
— В отличие от Британии, где чав-движение зародилось на улицах, окраинах, у нас оно появилось на трибунах стадионов. Толчок дали пресловутые футбольные хулиганы где-то в начале 2000-х. Некоторые из них стали приходить на матчи как на подиум — похвастаться новой шмоткой. Хулиганы быстро хватали что-то новенькое и раскручивали идею. А тут ещё и интернет стал более доступным, и возникла возможность в Европу ездить без проблем, и в магазинах появились шмотки нужных брендов. Оставалась одна проблема: где найти на всё это деньги? Тогда мало кто из нас работал, а, кроме хорошей одежды, хотелось ещё пить пиво, ходить по клубам и т.д. Если не можешь достать деньги законным путём — достань незаконным. Делалось это в основном на районе. Там всегда можно всё купить и всё продать, да и росли мы среди криминала. Чав-культура изначально с ним связана, это такой стиль жизни.
Моя компания — люди из рабочего класса, в какой-то степени обычная шпана. В основном речь идёт о мелком грабеже. Магнитолу украсть, кошелёк вытащить, гоп-стоп организовать, из магазина что-нибудь стащить. Даже те, у кого есть деньги, могли делать это для развлечения. Сейчас, конечно, мы работаем, живём по доходам, не воруем. Но вообще чавы любят тусоваться на районах, на точках, около палаточки постоять, кого-нибудь ограбить, на стене что-нибудь написать. От обычной шпаны нас отличает внешний вид. С футбольными хулиганами мы, наоборот, похожи по манере одеваться. Но идеология у нас совершенно разная. Фанаты мало пьют, тренируются, да и в принципе немного другие марки одежды ценят.
Одежда! Про неё можно разговаривать бесконечно. Шмотки братва всегда заценит. Спросят, где, что, почём. Существуют классические чав-бренды: Adidas, Reebok, Nike, Sergio Tacchini, Ellesse, Lacoste, Kappa и, конечно же, Burberry. Самый главный хит начала движения и у хулиганов, и у чавов — это клетчатая кепка Burberry. Сейчас уже их не выпускают. Но классика жанра ещё осталась: штаны Adidas с тремя полосками по бокам, кроссовки Nike Shox, Nike Airmax, кепка с аббревиатурой NY, всевозможные худи, спортивные штаны Kappa. Кстати, на российский рынок продукция этой фирмы больше не поставляется, поэтому такие брюки, как на мне, — настоящий раритет, они есть только у людей, которые стали чавами уже давно.
Ещё из брендов, с которых мы начинали, можно назвать Stone Island. В 2000—2001 годах в Москве появились первые вещи этой фирмы, что стало настоящим событием: людей, разбирающихся в моде, было довольно много. Даже тогда, когда сотовые телефоны мало кто имел, весть о том, что кто-то где-то достал крутую фирменную вещь, которую носят британские чавы, расходилась по Москве моментально. Но если не хватает денег на Stone Island, то лучше купить одежду попроще, зато настоящую. Фейк всегда вызывал презрение и насмешки. Когда надеваешь такую вещь, у самого на душе становится неприятно.
Наверное, никто из старшего поколения чавов уже и не будет таскать клетчатые кепки и шарфы. Это потеряло актуальность. А молодёжь цепляет такие вещи на себя с большим удовольствием, но в основном это одежда сомнительного качества и происхождения.
В Британии любовь к брендам настолько сильна, что некоторые чавы делают себе татуировки в виде тенниски Fred Perry. Иногда обходятся просто логотипом Lacoste на груди или патчем (от англ. patch — «нашивка». — Д. С.) Stone Island на плече. У нас такого нет, хотя фирменные вещи мы очень ценим. Ещё одна из британских особенностей, не прижившихся у нас, — любовь к кольцам и цепочкам, которая пришла из хип-хопа. Нам такое уже кажется перебором. Чем меньше у тебя вещей с собой, тем лучше: многое ведь теряется в драках, на танцах. Телефон, кошелёк, сигареты — больше ничего не нужно.
Если ты в теме, всегда можно определить, кто находится перед тобой. Когда заходишь в метро, то сразу сканируешь людей: кроссовки, куртка, брюки, — обычные люди не заметят, что это стоит чав, а нам по брендам сразу всё ясно. Простые обыватели никогда ничего не понимали и не поймут! Мы выбрали именно такой стиль одежды, потому что это очень удобно. Когда ты выходишь из дома в среду, а приходишь в четверг, но не на этой неделе, а на следующей, надо надеть что-то удобное, то, что легко отстирывается.
На районе всегда происходят какие-то движения, там можно всё найти и всё потерять, всегда можно попасть в передрягу или на крутую тусу. Главное, чтобы компания была хорошая. И поэтому даже неважно, какая, например, на вечеринке играет музыка. Важно потусить в кабаке с хорошими людьми, побольше выпить, поплясать, девок позажимать — как на старой доброй школьной дискотеке. Чавам свойственно постоянно проводить время со своими единомышленниками. Они всегда считают свою тусовку самой крутой.
Из-за этого происходят постоянные стычки с разными группами. В основном с парнями из других районов. Мы с ними дерёмся, «обуваем» их, ходим к их тёлкам. Они ходят к нашим. Ещё бывают драки на почве футбольных пристрастий. Мы все выросли на футболе, все познакомились там, общались там же. Я вспоминаю свои 10 лет: день и ночь гонял в футбол. Других развлечений особенно не было. Десять часов в сутки у меня стабильно были мысли только на одну тему. Я собирал всё, что связано с футболом: вкладыши, атрибутику. Тогда такого обилия этих вещей не было, их трудно было достать.
Дерёмся мы ещё и из-за обычной бытовой розни, иногда с представителями органов правопорядка. Если жена не против, то, даже имея ребёнка, чав может пойти подраться. Но, конечно, не с таким фанатизмом, как раньше.
Внутри группы мы придерживаемся каких-то обычных понятий: не украсть у своего, не подставить, не убежать во время драки. По кодексу футбольных фанатов нельзя использовать оружие и какие-то подручные средства. У нас же по-другому: могут и трубой по башке дать.
Сейчас многие субкультуры скрещиваются. Футбольные хулиганы, чавы, райтеры (граффити-художники. — Д. С.) — все друг у друга что-то заимствуют: стиль в одежде, поведение. Мы постоянно тусуемся вместе. Эти субкультуры считаются агрессивными, такое качество нас и объединяет. К другим, каким-нибудь эмо или металлистам, у нас пренебрежительное отношение. Но, конечно, всё зависит от человека.
Везде есть хорошие люди, с которыми можно пообщаться. Это понимаешь со временем. Когда всё начиналось, средний наш возраст был 18—20 лет. Сейчас уже подросли, но тусовка осталась, кто шарил в этих делах, тот до сих пор в теме. Всё так же бегаем за модными шмотками. Девчонки, клубы, кабаки, улицы, футбол, драки — это нас до сих пор заводит.
Дарья Саркисян, Часкор
Tweet