Бизнес на крови
Загубить жизни тысяч людей ради наживы готовы шустрые бизнесмены в союзе с коррумпированными чиновниками. Проталкиваемая «на местах» схема по внедрению частных диализных центров угробит комплексную программу по уходу за пациентами-почечниками и изрядно «почистит» бюджет. Святого нет…
За последние двадцать лет прилагательное «частный» стало синонимом качества и антонимом слова «государственное». Государственное – это что-то отсталое, неэффективное и крайне неприятное. Частное – улыбчивое, якобы квалифицированное и профессиональное. Государственная медицина – это угрюмые тетки в регистратуре, очереди и разруха. Частная медицина – подтянутые врачи, безболезненные процедуры и быстрое излечение.
Внешне это так. Но очень часто, и особенно – когда речь идет о жизни и смерти, частная медицина демонстрирует буквально хищный оскал. Ведь если государственный врач и государственная больница ОБЯЗАНЫ лечить и спасать, то главнейший (если не единственный) стимул частной медицины – приносить прибыль учредителю своей клиники.
Именно такую, оборотную сторону частной медицины, демонстрирует ситуация, складывающаяся в двух областях Украины – Черниговской и Тернопольской. История эта проста: обычные бизнесмены и коррумпированные чиновники под видом частно-государственного партнерства занимаются банальным грабежом бюджета, выделяемого на лечение смертельно-больных людей.
Сейчас в Украине живут около 3,5 тысячи пациентов, жизнь которых зависит от процедуры диализа. Можно сказать, что жизнь эта – сущий ад. Три раза в неделю по три часа эти люди вынуждены проводить у аппарат диализа и годами ждать либо трансплантации почки, либо… Однако несмотря ни на что, этот повседневный ад – жизнь. Люди живут иногда по 10-20 лет, влюбляются, работают, радуются взрослению детей…
К сожалению, ни отечественной аппаратуры, ни отечественных недорогих материалов для диализа не выпускается, так что судьба больных почечной недостаточностью напрямую зависит от нескольких иностранных компаний. Поскольку процедура диализа крайне дорогая (жизнь одного пациента обходится в 100 тысяч гривен в год), то обеспечение лечения – ответственность государства. Каждый год контингент больных-почечников в Украине пополняется примерно 1000 новых больных, из которых лишь единицы попадают на необходимую процедуру. Почему?
Потому что «…в национальном реестре зарегистрировано свыше 400 тысяч человек с хронической болезнью почек, — комментирует ситуацию в еженедельнике «Зеркало недели» главный внештатный нефролог МЗ Украины, директор Института нефрологии, профессор Николай Колесник. — В прошлом году впервые были направлены на гемодиализную терапию 4,5 тысячи человек. Знаете, сколько из них получили возможность лечения? Всего 760.»
Сегодня финансирование процедур диализа для больных-почечников возложено на областные и городские бюджеты. Горькая правда: большая часть из больных хронической почечной недостаточностью (ХПН) умирает, так и не дождавшись спасительной процедуры, на оплату которой в бюджете не нашлось денег… Кто может – платит за диализ из собственного кармана, часто распродавая последнее имущество.
На данный момент функционирование диализной сети происходит по горизонтальному уровню – частные компании-поставщики оборудования и расходных материалов поставляет оборудование больницам. И на базе этих больниц – областных, районных и даже поселочных открывают отделения диализа. Дальше за деньги госбюджета больницы покупают у компаний расходные материалы. Причем такая схема сотрудничества помогает решать сразу несколько социальных проблем – пустующие помещения лечебниц начинают функционировать, работу получает незанятый больничный персонал, а сами пациенты могут получить помощь в ближайшем городе, а не ездить по 3-4 раза в неделю в областной центр.
Да, отделения больниц не напоминают номера пятизвездных отелей, однако при такой схеме каждая дополнительная бюджетная копейка может быть направлена на обеспечение расходными материалами нового пациента. Может быть, каждая «единичка» спасенной человеческой жизни и не заметна в масштабах общей статистики, однако за каждым микропроцентом официальных отчетов стоят чья-то радость и чье-то смертельное горе.
Впрочем, как показал минувший год, такая схема работы и установленные в отрасли «правила игры», доказавшие свою практичность и эффективность, уже устраивает не всех. Как это ни цинично звучит, перспективный рынок услуг диализа в Украине привлек внимание циничных ребят, готовых «ковать копейку» и на людском горе. «В тему» вклинились бизнесмены и чиновники, которые, похоже, не прочь променять десятки человеческих жизней на покупку еще одного «мерседеса» в свой гараж.
Драка за чужие почки
…В 2008 году губернатора Черкасской области Александра Черевко посетили несколько хорошо одетых мужчин. Сказав, что они представляют известную международную компанию «Фрезениус», украинские Киса и Ося в радужных красках обрисовали губернатору проект черкасских медицинских Нью-Васюков.
Суть проекта – в построении в городе частного диализного центра под брендом «Фрезениус». В котором все будет самое-самое – от оборудования до расходных материалов плюс европейские стандарты обслуживания. От губернатора нужно «немного»: поддержка и бюджетное финансирование.
Каким-то образом «ходоки» сумели подобрать ключ к сердцу губернатора. Мы не можем утверждать, что гражданина Черевко бизнесмены от медицины взяли «в долю» или банально «купили» разовым подношением. Но и не можем найти другого убедительного объяснения тому, почему вдруг диализ в области был отдан на откуп «частникам». Впрочем, судите сами.
Итак, губернатор Черевко решение принял: приватному центру диализа – быть. Под него предпринимателям отдали в аренду пустующее здание в центре города, а когда центр был оборудован – устроили громкое открытие: с цветами и речами. Внешне все было обставлено по высшему разряду – на входе пациентов встречали те самые улыбчивые медсестры, сопровождавших больных к кожаным диванам. В которых клиенты коротали время в ожидании процедур перед плазменными телеэкранами. Затем следовали сами процедуры – здесь новшеств уже не было: все как обычно… Но для провинции и эти диваны, и свежий ремонт казались чудом.
Однако настоящие чудеса происходили в бухгалтерии центра. Во-первых, стоимость одной процедуры составила 1400 гривен вместо 900 в отделении областной больницы. Ведь в себестоимость была включены… 200 гривен аренды здания центра у местных властей (привет губернатору!), а также зарплата персоналу, коммунальные расходы и даже закупка пресловутых кожаных диванов. В конце 2009 года при одинаковом количестве пациентов центр «съедал» уже 10 миллионов гривен государственного финансирования вместо 2,5 миллионов, потраченных на диализное отделение областной больницы в 2008 году.
Понятное дело, что ни о каких частных инвестициях в диализный центр речь не шла – приватный «новодел» потреблял те же бюджетные деньги, что и государственная больница. И простая арифметика: на финансирование каждых двух процедур в частном центре приходилось три процедуры в больнице. Но кто считал, сколько жизней черкащан было разменяно на эту разницу в стоимости процедуры? Вопрос открытый; он адресуется органам прокуратуры, под носом которой эти гешефты обстряпывались.
К тому же среди врачей областного центра поползли слухи: врачи приватного центра намеренно избавляются от тяжелых больных, «спихивая» их в государственную больницу. Что и объясняет хорошую статистику выживаемости пациентов у «частников». Для которых эта – положительная – статистика была надежным «козырем» для оправдания экспансии «коммерческого диализа» в других областях Украины. И «перетягивания» «бюджетного одеяла» на свои коммерческие структуры.
После смены власти новый губернатор Черкасщины Сергей Тулуб провел аудит расходов областного бюджета. И выяснил, что в 2010 году частный центр с 70 пациентами хотел освоить до 20 миллион гривен бюджета – которого хватило бы на лечение… 250 пациентов в отделении больницы. «Лавочку» прикрыли, начальника облздрава отправили в отставку, «прозревшая» прокуратура завела на него уголовное дело.
Однако успешная схема по «отмыванию» государственных денег уже была обкатана и готова для экспорта в другие области. Теперь представители «Фрезениуса» «окучили» губернатора Черниговщины. Был спешно оборудован приватный центр диализа; параллельно финансирование государственных отделений диализа сократилось с 7,3 до 4,9 миллионов гривен – очевидно, сформирован резерв денег для работы коммерческого «конкурента».
Более того, по рекомендации теперь уже бывшего начальника облздрава (уволен месяц назад) в центр были переведены на лечение 40 пациентов из госбольницы. Причем ни одного договора с местными властями так и не было заключено – так что эти 40 пациентов пребывают в центре фактически в качестве заложников ситуации. Ведь бюджет продолжает направлять деньги на их лечение в больницу, а поскольку на процедуры они не ходят – со дня на день их койки займут другие нуждающиеся в диализе больные; аппаратура простаивать не может.
И если в одно недоброе утро приватный центр диализа выставит несчастным счет за процедуры либо откажется бесплатно их обслуживать, этим 40 душам буквально некуда будет деваться, ведь свободных времени и аппаратуры диализа в государственной клинике просто не будет. Физически. Будем называть вещи своими именами: результат – кома и смерть.
Аналогичная ситуация складывается сегодня и в Тернополе. В январе 2011 года представители «Фрезениуса» сумели подписать протокол о намерениях с главой облсовета Алексеем Кайдой и мэром города Сергеем Надалом. Предыдущий губернатор Цымбалюк проект частного центра отклонил, опытный администратор в ситуации в отличие от молодых политиков понял, чем чревата предложенная схема.
Причем по Тернополю складывается парадоксальная ситуация: в самом городе койко-мест для обеспечения пациентов-почечников хватает, а вот открытие нового отделения диализа в соседнем Кременце власть откладывает, хотя уже готово к поставке оборудование. Очевидно, рассчитывая на то, что без этого отделения пациентам с периферии придется ездить на лечение (!) в Тернополь, где их примут «частники». Но тернопольских начальников мало волнуют проблемы тяжелобольных людей из провинции.
Для объективности надо сказать, что частные центры диализа распространены во всем капиталистическом мире. Красноречив пример той же Москвы, в которой все диализы проходят в приватных центрах… племянника жены экс-мэра российской столицы Лужкова. Одна процедура там стоит… 600 долларов. Правда, родней Лужкова и его жены в особенности сегодня заинтересовались «органы» – в части разворовывания бюджетных средств, так что цены на диализ в Москве, скорее всего, упадут.
Но Украина – не Россия. Возможно, у северных соседей и хватает бюджетных нефтедолларов для содержания Лужкова, его жены-миллиардерши и многочисленной ее родни. Но нагло навязывать такую же схему «выкачивания» бюджетных средств из без того нищего здравоохранения в бедной Украине – верх цинизма.
Бессовестность бизнесменов, делающих бизнес на крови и растаскивающих бюджетные крохи под видом заботы о смертельно-больных людях, пока что никем не наказана. Судьба черкасских чиновников, пребывающих сегодня «под статьей» – увы, не урок для их черниговских и тернопольских коллег: за «распил» еще никто не сел, и, может статься, и не сядет, а тема денежная и перспективная – подумать только, 400 000 потенциальных клиентов!
К чему головная боль центрами диализа в государственных клиниках? Куда лучше договориться с «варягом»-частником, перевести на него бюджетное финансирование, совместно «распилить» и концы в воду. Век чиновника «у корыта» в Украине – недолог, да и сколько той жизни?..
С таким подходом – у тысяч и тысяч больных жизнь коротка…
Георгий Остапец, специально для «УК»
Tweet