Ивано-Франковск: каждая третья АЗС торгует некачественным топливом
Ивано-Франковск – второй город на западной Украине, в котором инициативная группа AutoVisio искала качественное топливо. Год назад мы посетили Львов, где обнаружили всего одну АЗС, торговавшую некондиционным бензином. Неужели на западной Украине ситуация с «бодяжничеством» не такая критичная?
Результаты проверки в Ивано-Франковске показали: каждая третья АЗС торгует некачественным топливом. Но все по порядку…
Кого и как проверяли
В Ивано-Франковске мы нашли всего 22 АЗС. На каждой АЗС бралось три пробы – две бензиновые «А-92» и «А-95» и еще одна дизельная. Если на конкретной заправке такового не находили, то брали их современный аналог, то есть бензин «А-95 Евро» или дизель «ДТ Евро», либо брендированное (в случае с АЗС «WOG»). Бывало такое, что на стелле при АЗС топливо значилось как обычное, а по сопроводительным документам как «Евро». В таком случае лаборатория проверяла его на соответствие новым стандартам.
На топливном рынке Ивано-Франковска выступают 6 компаний – «УкрНафта», «Лукойл», «ОККО», «WOG», «Укр-Петроль» и «Formula». Одиночных заправок с неординарными названиями по типу «Веселая бензоколонка» мы не обнаружили. Дальше по известным брендам.
В Ивано-Франковске мы нашли 3 АЗС «Лукойл». К сожалению, на двух заправках бензин «А-95 Евро» не прошел по ГОСТам по показателю бензола, а на одной из них еще и по октановому числу. Конечно, данные «промахи» находятся в рамках погрешности измерительной техники, но почему-то именно на лукойловском бензине показатели «качнулись» в неудобную для компании сторону.
На АЗС «WOG» в Ивано-Франковске – с бензиновой стороны все отлично, а с дизельной – плохо. Так, на двух АЗС из трех присутствующих в городе торговали ДТ старого образца под видом «ДТ Евро» и «ДТ «Mustang» (см. таблицу). Основной показатель соответствия тому или иному ГОСТу – сера. Так вот она в ДТ продающемся по документам как «ДТ Евро» зашкаливала в 11 раз! А в «ДТ «Mustang» всего в 5. Стоит ли говорить, что такое топливо опасно для современных дизельных авто.
а всех четырех АЗС «УкрНафта» присутствующих в городе продается топливо только старых стандартов. Наименее сернистым можно назвать лишь бензин «А-92». По данному показателю он находится в пределах «Евро-4». А вот «пятый» бензин на одной АЗС все же немного нарушил старые стандарты и именно по показателю серы. Превышение на первый взгляд не существенное (см. таблицу), но учитывая, что это и так ГОСТ 2001 года, то такое количество серы для современных выхлопных систем авто недопустимо.
В Ивано-Франковске 8 АЗС «ОККО». Ни на одной «бодяги» мы не выявили. Все топливо, кроме бензина «А-92», продается по новым стандартам. «Второй» и по бензолу, и по сере тоже в них вписывается, а вот по ароматике – не добирает. Зафиксированное в нем содержание ароматических углеводородов (около 41%) приемлемо для старых ГОСТов, но «Евро-4» требует не больше 35%.
Особое внимание следует уделить бренду АЗС «UKR-PETROL». Топливо здесь соответствует стандартам 2001 года, как и заявлено компанией, но лабораторные исследования показали, что на этих заправках показатели бензина «А-95» едва не вписываются в нормы «Евро-4» – показатель бензола «подкачал», да и то на одной АЗС.
Все остальные показатели не то что в норме, а им еще могут позавидовать бензины других брендов. Но и это еще не все. В бензине «А-92» хоть так же всего на 0,2% зашкаливает бензол, но все остальные показатели – сера, ароматика сидят, притаившись далеко от верхних границ стандарта. Октановое число у «второго» бензина оказалось, внимание, 84 единицы, при требуемых 82,5.
Две АЗС «Formula» очень сильно подпортили топливную надежность Ивано-Франковска. Так, именно «Formula» прошлась «бодягой» по всем видам топлива – «А-92», «А-95» и «ДТ». Конечно, как и с прочими нарушителями, здесь бензин плохим можно назвать условно – и в «А-92» и в «А-95» всего лишь занижены на 0,1 единицу октановые числа. Зато дизельное топливо в неформате ГОСТа засело серьезно. На одной АЗС в ДТ обнаружено превышение серы в 5 раз, а в другой – в 2,5.
Итоги
Как видно из вышеперечисленных данных, в Ивано-Франковске найти «бодягу» не сложно – 7 АЗС из 22 продают некачественное топливо. С другой стороны, отступление от нормы на десятые процента тоже нельзя назвать критичным. Хотя дизель на некоторых АЗС большим количеством серы вызвал удивление.
Но в целом, если отступить от стандартов и сравнить «бодяжников» Ивано-Франковска с другими городами центральной, Восточной Украины, а также Крыма, то топливо в этом городе еще приемлемого качества. Например, в Харькове 2/3 АЗС продают некачественное топливом, при этом на некоторых АЗС превышение бензола составляло около 11-ти раз, а серы – около 36-ти раз! Что говорить, если даже на АЗС «ТНК» оказалось превышение серы в 50 раз! В Севастополе каждая четвертая АЗС продает бодягу, зато какого «качества» – октановое число в «А-95» может быть занижено на 7 единиц!, бензол скачет выше нормы до 7 раз, а сера до 10 раз.
Такой разброс по качеству относительно регионов страны, очевидно, вызван двумя факторами. Первый и, как нам кажется, самый весомый – отсутствие в западных городах АЗС-одиночек и присутствие крупных сетей, а второй географический – близкое расположение к западным странам-импортерам качественного топлива.
Стабильное качество по всем видам топлива в Ивано-Франковске продемонстрировали только две сети – «UKR-PETROL» и «ОККО». Но к тому, что «ОККО» акцентировано на качество нефтепродуктов мы уже привыкли, проводя исследования в других регионах, а вот весьма и весьма добротное топливо от «UKR-PETROL» стало для нас приятным сюрпризом.
Показатели, на которые проверяли, и их свойства
Название показателя |
Его свойства |
Октановое число |
Своеобразный маркер, означающий стойкость топлива к детонации. Чем меньше бензин склонен к детонации, тем лучше работа двигателя, его отдача. |
Бензол |
Повышенное содержание бензола в топливе снижает срок годности катализатора и некоторых частей двигателя. Токсичен. |
Сера |
Самая страшная гадость в топливе. Очистка нефти от серы очень дорогостоящее мероприятие. Продукты горения серы в организме автомобиля разрушают металлические и резиновые части. А попадая в окружающую среду, наносят непоправимый вред здоровью. |
Ароматические углеводороды |
Разрушают резиновые и пластмассовые детали, увеличивают нагарообразование. Вызывают мутагенные реакции у всего живого. |
Плотность |
Несоответствие параметрам приводит к падению мощности двигателя, увеличивает дымность отработанных газов, расход топлива |
Полужирным шрифтом выделены несоответствия стандартам
№ |
Название АЗС, адрес |
Название бензина |
Количество бензола |
Норма (не более) |
Количество ароматических углеводородов |
Норма (не более) |
Сера |
Норма (не более) |
Октановое число |
1 |
«Лукойл», Украина, Ивано-Франковская обл., Ивано-Франковск, ул. Вовчинецкая 219 |
А-95 Евро |
1.1 |
1% |
34,2 |
35% |
0.0008 |
0,005% |
84,7 |
2 |
«Лукойл», Украина, Ивано-Франковская обл., Ивано-Франковск, ул. Ребета 6 |
А-95 Евро |
1.1 |
1% |
34.8 |
35% |
0.0008 |
0,005% |
85.1 |
3 |
«УкрНафта», Украина, Ивано-Франковская обл., Ивано-Франковск, ул. Евгения Коновальца 320 |
А-95 |
1.4 |
5% |
42.1 |
53% |
0.0169 |
0,015% |
85.1 |
4 |
«Formula», Украина, Ивано-Франковская обл., Ивано-Франковск, ул. Надречная 3 |
А-95 |
1.1 |
5% |
32.6 |
53% |
0.0036 |
0,015% |
84.7 |
5 |
«Formula», Украина, Ивано-Франковская обл., Ивано-Франковск, ул. Ивасюка 2 |
А-95 |
1 |
5% |
32.5 |
53% |
0.0043 |
0,015% |
84.9 |
А-92 |
0.9 |
5% |
31.1 |
53% |
0.0041 |
0,015% |
82.4 |
АЗС, которые на момент взятия проб торговали некачественным дизельным топливом.
Жирным шрифтом выделены несоответствия стандартам
№ |
Название АЗС, |
Название топлива |
Кинематическая |
Плотность, |
Сера, |
Предельная |
Температура |
Темп-ра |
1 |
«Formula», |
ДТ Евро |
4.54 |
838 |
0.0143 |
-10 |
71 |
-12 |
2 |
«Formula», |
ДТ Евро |
4.35 |
838 |
0.0239 |
-6 |
68 |
-11 |
3 |
«WOG», |
ДТ Евро |
4.29 |
846 |
0.0581 |
-5 |
72 |
-15 |
4 |
«WOG», |
ДТ Mustang |
3.97 |
837 |
0.0268 |
-17 |
66 |
-20 |
Автор обращается ко всем желающим обвинить его в клевете: материал был создан на основе данных, опубликованных на портале «AutoVisio» в рубрике «АЗС Украины».
* Под словом «премиум» подразумевается бензин марки А-95 улучшенного качества, под который, по нашему мнению, подпадает любой бензин с «улучшающей» приставкой, например «Евро», «Плюс» «Супер», «Супер-пупер» и т.д.
Автор: Иван Броды, Народный контроль AutoVisio
Tweet