Снос киевских МАФов как способ отъема и передела бизнеса
В столице ситуация со сносом МАФов «заточена» на устранение конкурентов методом насилия и на вымогательство взяток чиновниками. Бюджет столицы теряет десятки миллионов гривен. И это – «хозяйствование»?!
Общеизвестно, что киевские власти традиционно «креативно» подходят к решению проблемы устранения уличных сооружений малых архитектурных форм (т. н. МАФов), при этом креативность переходит все границы дозволенного.
Обосновываемая красивыми идеологическими лозунгами борьба за чистоту города и порядок на улицах не имеет с таковыми устремлениями ничего общего. Сносы МАФов служат крайне эффективным способом передела «лоточного» бизнеса в пользу более «нужных», «полезных» и «уважаемых» людей.
Откровенно неблагодарным и глупым занятием является публичная попытка властей убедить киевлян и гостей столицы о том, что МАФы – тотальное зло; они мешают уличному движению, влекут антисанитарию, а потому их необходимо оперативно сносить всеми правдами и неправдами. Ибо давно замечено, что на месте снесенных МАФов уже на следующий день появляются другие, принадлежащие другим хозяевам. Согласитесь: грешно и глупо бросать без финансового и коммерческого охвата (заполнения ниши) хорошее и раскрученное место, к которому, тем более, привыкли потребители.
Потребители останутся без любимого хлебо-булочного или молочного киоска максимум на день-два, не особо заморачиваясь «апгрейдом» и сменой продавцов.
Кроме полного правового беспредела, сопровождающего ликвидацию МАФов (хотя бы потому, что по всем канонам и принципам киоски являются имуществом, посягать на которое возможно только при наличии решения суда, на получение которого в обычных условиях уходят долгие месяцы, если не годы) существуют еще и крайне интересные статистические данные, позволяющие утверждать, что передел бизнеса происходит за счет бюджетного финансирования.
Итак, в 2010 году было снесено (демонтировано) 1074 МАФа, в 2011 – 1137, в 2012-1139, за первое полугодие текущего года – 559 МАФов. При этом на их снос из бюджета было потрачено в 2010 году более 9,7 млн. гривен, в 2011 году было потрачено более 12,9 млн. гривен, в 2012 году – более 12,740 млн. грн. в первом полугодии текущего 2013 года – почти 6,8 млн. грн.
То есть, снос (демонтаж) одного киоска, как это несложно подсчитать, обходится примерно в 10-12 тысяч гривен.
При этом (важно!) для выполнения работ по сносу активно привлекаются «внешние» фирмы по выполнению тех или иных работ – транспортированию, демонтажу, которым и выплачиваются средства по факту выполнения работ из местного бюджета.
Мало кто сомневается, что заполучить место и статус «исполнителя работ» удается далеко не каждому и далеко не бесплатно. Бизнес стабильный, постоянный, задержек с оплатами нет. И можно достаточно прозрачно намекать, что фирмы, оказывающие услуги по сносу – более чем аффилированные юрлица по отношению к верхушке чиновничьей братии.
Но и это лишь одна сторона медали.
Общеизвестно, что собственники МАФов имеют право потребовать имущество назад, оплатив стоимость услуг демонтажа, перевозки, хранения. При этом, если дело касается судебного спора, то суды категорически отвергают любые поползновения исполнителей услуг на получение компенсации, исходя из принципов свободы договора (оплачивается только то, что было заказано сознательно, свободно и осмысленно).
О том, что это устоявшаяся судебная практика, каждый может убедится самостоятельно, проштудировав реестр судебных решений (по совпадению ключевых слов «МАФ», «знесення»). По реєстру судебных решений каждый может, кстати, убедится, что в цивилизованных городах Украины (Киев к таковым не относится) снос МАФов происходит исключительно по решению суда, без отсебятины и «упрощенной формы», которая воплощает правовой беспредел и нигилизм.
Идеология киевских властей по отношению к предпринимателям примерно следующая: «приползете за киосками на коленях, заплатите за снос, перевозку, охрану». Но подобные ожидания не всегда оправдываются.
Здесь интересна другая статистика.
В 2010 году было возвращено (истребовано) 469 киосков (за что предприниматели заплатили чуть более 1,1 млн. грн.), в 2011 году было возвращено 302 киоска (компенсирована такая же сумма – 1,1 млн. грн.), в 2012 году было возвращено 300 киосков (заплачено за возврат ,опять же, 1,1 млн. грн.) в первом полугодии 2013 года – возвращено 165 киосков (компенсировано 507 тысяч гривен).
То есть, динамика возврата (истребования) демонтированных киосков идет к спаду, равно и как «компенсация» затрат. В 2010 году была возвращена почти половина киосков, в 2011-2012 и в первом полугодии 2013 года – меньше трети.
Что касается оплаты, то по общему итогу средняя стоимость возврата киоска в 2010 году стоила 2,4 тысячи гривен, в 2011 – около 3,7 тысячи, в 2012 – 3,9 тысячи, в первом полугодии 2013 года – около 3 тысяч гривен. Напомним, что стоимость демонтажа (стоимость демонтажа, затраченная из бюджета) – около 10-12 тысяч гривен за один киоск. То есть стоимость возврата (компенсация) реально составляет в лучшем случае треть стоимости по демонтажу (и то в отношении тех киосков, которые потребованы к возврату).
Если же брать в абсолютном исчислении (сравнивая соотношение общих валовых затрат на демонтаж киосков к стоимости компенсации), то картина вообще пессимистическая: в 2010 году было потрачено из бюджета на снос всех киосков 9,7 млн. грн., а компенсировано 1,1 млн., в 2011 году было потрачено почти 13 млн. грн. (компенсировано 1,1 млн.), в 2012 году было потрачено 12,7 млн. грн. (компенсировано 1,1 млн. грн.), в 2013 году потрачено 6,7 млн. грн. (компенсировано 500 тысяч). Компенсируется в лучшем случае около десяти процентов затрат. Непокрытых убытков бюджету, в связи со слабой активностью по возврату киосков за 2010-2013 годы, нанесено почти тридцать миллионов гривен!
Подобная динамика говорит о ряде факторов.
Во первых, деятельность по «предоставлению услуг демонтажа» явно убыточна для бюджета (равно как и преступна).
Выигрывая в скорости устранения неугодных объектов/предпринимателей – власть теряет в финансах, решая проблемы недобросовестной конкуренции за счет бюджета (прямо говоря – тратя бюджетные деньги в нецелевой способ).
Характерно, что при таком «упрощенном» подходе коммунальщики не заинтересованы в возмещении затрат; более того, схема возмещения затрат невозможна. Предпринимателей, у которых забрали киоски – никто не ищет, в надежде «придут сами». Надежды, как видим, не оправдываются, предпринимателям проще забыть о киоске, ставшем металлоломом, нежели «компенсировать» стоимость услуг, которые они не заказывали.
При этом при нормальной схеме, то есть законной, цивилизованной, принятой в цивилизованных местностях (Киев к таковым также не относится) – убытков у коммунальщиков в результате сноса МАФов практически не бывает, и вот почему.
Если киоск сносится «по суду», то одним из важнейших тактических элементов схемы является идентификация ответчика и возложение обязанностей по сносу МАФа на ответчика. Решение суда так и звучит «снести МАФ по адресу такому-то за счет частного предпринимателя такого-то». Снося МАФ, одновременно инициатор сноса (орган местного самоуправления, коммунальное предприятие) получает решение суда о взыскании затрат с предпринимателя-правонарушителя.
Кроме практически 100% гарантированной компенсации затрат по сносу, преимущество судебного разбирательства в том, что процедура установления истины по делу имеет очень высокое качество. И «на пустом месте» снести неугодный МАФ в угоду конкурентам, которые «договорились» с коммунальщиками на предмет быстрого (за день-два) устранения конкурентов и освобождения лакомого места – невозможно. Достигается максимальный баланс интересов как территориальной общины и бюджета, так и предпринимателей. Одни получают компенсацию сноса (бюджет не страдает), вторые – гарантию от беспредела и произвола.
В Киеве же ситуация «заточена», повторюсь, на устранение конкурентов методом насилия и на вымогательство взяток. Предприниматель, сегодня узнающий, что завтра его киоск могут снести в одночасье – будет готов заплатить любую сумму в обмен на неприкосновенность. Попадая в кабальную зависимость от чиновников под угрозой сноса без суда и следствия.
Еще одна интересная особенность. Хотя деньги возвращают (компенсируют) и копейки (менее 10%) – даже эти деньги не возвращаются в бюджет. Из бюджета платились затраты на снос, в том числе и для пополнения наживы близким к верхушке чиновников предприятия. А вот потом «компенсации» так же платятся не в бюджет, а тем же «исполнителям услуг», которые получают «стоимость затрат» дважды.
Особую пикантность ситуации придает тот факт, что демонтированные киоски забираются на специальную площадку, где, как утверждают коммунальщики, они, якобы, охраняются. При этом согласно Закону Украины «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности» охранная деятельность подлежит лицензированию, так же, как, например, банковская деятельность, торговля оружием, взрывчатыми веществами или наркотиками или деятельность в сфере электроэнергетики.
У коммунальщиков подобные лицензии отсутствую. И для нас крайне удивительно, каким это образом осуществляется безо всяких лицензий деятельность, требующая разрешения и контроля за ее осуществлением (не забываем о плате за лицензию)…
Эти нарушения – заслуживающие внимания налоговых органов, прокуратуры, финансовой инспекции, милиции – далеко не единственные.
Крайней пикантностью отличаются еще и отдельные тактические моменты, также явно граничащие с криминалом.
Например, киоск (МАФ) находится на оживленном месте, имеет все разрешения и необходимые договора, включая договора с «Киевенерго» и «Киевводоканалом» на энергопотребление и, соответственно, водоснабжение и водоотвод (канализацию). Естественно, что киоск подключен к соответствующим сетям.
В один прекрасный момент чиновники (сами же спровоцировав ситуацию) решают, что МАФ не заслуживает на существование, и принимают решение о его демонтаже. Уже на следующий день приезжает толпа «исполнителей работ» и демонтирует киоск. При этом отключение от сетей энергопотребления, водоснабжения и канализации делается силами демонтажа.
Провода и коммуникации «тупо» перерезаются и оставляются без какого-либо дальнейшего контроля или сопровождения (деактивации). Во первых, оно никому не нужно (напомним: задача – демонтировать киоск, освободить место от конкурента, списав под это дело свои 10-12 тысяч гривен из бюджетного кармана), а во вторых – коммунальщикам и привлеченным для освоения денег конторам неизвестны ни маршруты прокладки труб, кабелей, линий и сетей, их взаимная дислокация, расположение, взаимосвязь, взаимозависимость…
Ни «Киевенерго», ни «Киевводоканал» не привлекаются к процедуре демонтажа. А просто так обрезать и заизолировать провод, прикопав его землей – невозможно (то есть, неправильно), провод отсоединяется от магистральной (основной) линии в месте его крепления, с учетом десятков факторов, описанных выше, на основе знания и понимания расположения сетей.
Провода и кабели остаются без контроля, практически оголенными, незащищенными, иногда – перемещенные с места на место, с нарушенной дислокацией, в непосредственной близости и соприкосновении с источниками воды. Периодически происходят инциденты с тяжким травмированием людей от поражения электрическим током, которые «вешаются» на исполнителей работ, виновных лишь в том, что не смогли предусмотреть изменение дислокации провода (кабеля) или нарушение порядка его изоляции.
Возможно, в большинстве случаев все можно «свалить» на собственников сетей. Но кому будет легче от этого, если в очередной раз потрогать оставленный «демонтажниками» оголенный провод на месте только что снесенного киоска с любимым мороженным захочет ребенок…
Заметим, что при цивилизованной процедуре сноса неугодных МАФов (через суд), кроме всех описанных достоинств, очевидно, что к делу привлекаются коммунальщики и поставщики природных ресурсов через соединенные сети (электричества, воды). И в таком случае процедура сноса является комплексной, последовательной, открытой, прозрачной, технологически понятной и безопасной. Не говоря уже об ее экономической выгодности для бюджета.
Резюмируя изложенное, очевидно, что созданная в Киеве система быстрой борьбы с МАФами не только экономически невыгодна и затратна для бюджета, но и откровенно опасна для населения. Единственная сомнительная выгода от скоростных сносов МАФов объясняется наличием и доминированием коррупционной составляющей. Которой, надеемся, заинтересуются правоохранительные и контролирующие органы разных уровней компетентности и направления деятельности.
Алексей Святогор, адвокат; специально для «УК»
Tweet