Как нас дурят на коммунальных тарифах
Cколько ни повышай тарифы, а качество коммунальных услуг не меняется — в этом потребители уже убедились на собственном опыте. При этом доказать, что качество услуг не соответствует нормам, невозможно было раньше, невозможно и сейчас, а все из-за отсутствия договорных отношений с производителями услуг ЖКХ. Автор: ОЛЬГА ФАЛЕЙ, Первая Крымская
Рискнем предположить, что так будет и дальше, потому как очень выгодна эта ситуация для желающих нагреть руки на коммунальных платежах.
Больше жильцов — меньше платеж
В марте 2005 года решениями районных в городе советов Симферополь ввел новый размер квартирной платы — 0,6 грн. за 1 кв. м площади в домах с полным составом инженерного оборудования, 0,5 грн. — в благоустроенных домах без лифтов, 0,4 грн. — в жилье с частичными удобствами и 0,25 грн. — в неблагоустроенных строениях. Этот тариф (для примера возьмем дома с полным составом инженерного оборудования) содержит расходы: на обслуживание лифтов в размере 0,075 грн. с 1 кв. м плюс электроэнергия для их работы — 0,025 грн., вывоз мусора — 0,05 грн./кв. м, уборку лестничных клеток — 0,025 грн./кв. м, уборку придомовой территории — 0,04 грн./кв. м, освещение лестничных клеток, подвалов и прокачку воды — 0,015 грн./кв. м, текущий ремонт — 0,13 грн./кв. м, обслуживание внутридомовых систем водо-, теплоснабжения и водоотведения — 0,12 грн./кв. м. Столько же — 0,12 грн./кв. м народных денег ЖЭО разрешено пустить на графу «прочие расходы», куда входят кассовое и банковское обслуживание, местные сборы и налоги, операционные затраты, амортизация машин и оборудования и др.
За своевременную оплату ЖЭУ должны обеспечить: ежедневный вывоз мусора и влажное подметание первого этажа в подъездах, 2 раза в неделю уборку всех остальных этажей, через день — придомовой территории, раз в неделю — чистку газонов, освещение подъездов. Кроме этого, обеспечить текущий ремонт кровель, на что, кстати, законодательно установлены жесткие сроки, о которых мы расскажем ниже, как и для техобслуживания и ремонта внутридомовых сетей тепло-, водоснабжения, канализации и аварийных стояков в квартирах. Но это все на бумаге. В реальности же нет такого ЖЭУ, где можно было бы увидеть хотя бы график проведения ремонтных или профилактических работ в конкретном доме, не говоря уже о его четком соблюдении.
Небезынтересна структура тарифа: например, стоимость вывоза мусора или пользования лифтом почему-то считают, исходя из метража квартиры, но ведь не квадратные метры мусорят и ездят в лифте, а жильцы, говорит пенсионер Владимир Морозов, проработавший в жилищной сфере 24 года. Его расчет прост: за пользование лифтом одному жильцу стандартной трехкомнатной квартиры в бетонной девятиэтажке площадью 60 кв. м нужно платить в месяц 6 грн., а если в такой же квартире проживают трое человек, то для каждого из них пользование лифтом будет стоить 2 грн. Аналогичная ситуация и с мусором: один человек мусорит на 3 грн. в месяц, а каждый из трех жильцов на 1,7 грн. Устранить эту несправедливость можно только на государственном уровне, потому что для этого нужно вносить изменения в разработанный Кабмином порядок формирования тарифов на услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий, принятый в 2005 году.
Куда ушла квартплата?
Другой государственный документ на жилищно-коммунальную тему — правила содержания жилых домов и придомовых территорий, утвержденные Госжилкоммунхозом Украины в 2005 году, — устанавливает конкретные сроки предоставления вышеперечисленных услуг. Полезно будет знать (в том числе и некоторым ЖЭО), что предельные сроки ликвидации течи крыши с мягкой кровлей составляют 5 дней с момента выявления неисправности, шатровой кровли — один день. Протекание стыков панелей должно быть устранено в течение недели, а течи водопроводных кранов или электрические неполадки немедленно.
Такого просто не бывает, скажет читатель. И будет прав. Основной аргумент работников ЖЭО — отсутствие денег, а значит, материалов. Электрики говорят, что забыли, когда им выдавали ремонтный материал, так же, как и сантехники могут разве что заменить резиновую прокладку в кране. Какой уж тут ремонт крыши: его не то что в течение 5 дней, но и в течение 5 лет не дождешься. И столь жалкое финансовое положение у ЖЭО возникает, несмотря на то, что население практически стопроцентно вносит квартплату?! Тогда напрашивается другой вопрос: куда уходят деньги?
Попытаемся разобраться на примере Симферополя. Собственники квартир перечисляют квартирную плату на общий счет жилищно-эксплуатационного объединения района (ЖЭО). В этом общем котле деньги «варятся» и распределяются между жилищно-эксплуатационными участками (ЖЭУ). А текущий ремонт кровли, подвалов, несущих и ограждающих конструкций домов, как сказано в решении исполкомов райсоветов, «производится по мере накопления средств по каждому (!) дому». Это притом, что отдельного счета по каждому дому не существует в принципе. Стоит ли ждать текущего ремонта?!
Нет договора, нет ответственности
Впрочем, положение дел с жилищниками не такое уж плохое: если крыша течет, а добиться ее ремонта невозможно, есть шанс призвать ЖЭО к ответственности через суд, что невозможно сделать с поставщиками тепла и воды из-за отсутствия договоров между ними и потребителями услуг. Если руководствоваться Законом Украины «О жилищно-коммунальных услугах», то между поставщиками и потребителями услуг должны быть заключены договоры, определяющие порядок оказания услуг, их качественные и количественные показатели. ЖЭО предлагает собственникам жилья заключить с ними типовые договоры, в которых вместо «количественных и качественных показателей» и сроков их исполнения пустые места. Разве что договор дает потребителю право (или, правильнее сказать, надежду) на «уменьшение размера платы за оказанные услуги в случае их неоказания или оказания не в полном объеме» и на «возмещение убытков, нанесенных имуществу потребителя или помещению, ущерб, нанесенный жизни и здоровью вследствие неудовлетворительного санитарного содержания территории или ненадлежащего оказания услуг». А также на «уменьшение размера платы за превышение сроков проведения ремонтно-профилактических работ и получение компенсации за превышение установленных сроков проведения аварийно-восстановительных работ в размере, установленном законодательством». Правда, в каких размерах, неизвестно, потому что определить их должны ЖЭО, а им это невыгодно.
Договоры имеют и предприятия водоканализационного хозяйства, хотя эта организация печатает их… в абонентских книжках. Вроде бы договор есть, но ни руководством водоканала, ни абонентом он не подписан, то есть считать его действующим невозможно. А такая структура, как «Крымтеплокоммунэнерго», и вовсе не собирается обзаводиться договорными отношениями с потребителями услуг. Последний раз Совмин Крыма обязал его сделать это до конца 2006 года, скоро уж конец 2007-го, а договоров как не было с 1998 года, так и нет. И не будет, потому что в этом случае поставщик услуг берет на себя ответственность за качество и количество услуг: ведь можно и не собрать 100-процентную плату при 50-процентном объеме оказанных услуг. Не соблюдаешь условия — и любой потребитель в суде потребует возместить ущерб, нанесенный здоровью, или хотя бы сделать правильный перерасчет в соответствии с еле теплыми батареями и тоненькой струйкой воды, объясняет Владимир Морозов.
Кстати, многим крымчанам будет небезынтересно узнать, что требования к качеству, например, централизованного водоснабжения предполагают, что перерывы в снабжении холодной водой должны быть не более 6 часов в сутки при круглосуточной подаче и не более 30% времени — при подаче по графику, причем не более двух раз в месяц. Если нормы нарушаются, месячная плата должна сокращаться на 3,3% за каждый день с сухим краном. Если водопроводная вода не соответствует нормативам Госстандарта, плата должна уменьшатся на 20% за весь срок отклонения. Аналогичные требования и по горячему водоснабжению. Из крана горячая вода должна бежать не холоднее 50 градусов и не более 75. Если температура 45 — 49 градусов — плата уменьшается на 10% за весь срок отклонения, если 40 — 44 градуса — плата должна быть меньше на 30%, ниже 40 градусов — плата не взимается вообще. Кому из крымчан когда-нибудь удавалось добиться таких перерасчетов?
Уменьшение платы положено и при некачественном теплоснабжении (чего так боятся теплоснабжающие предприятия): температура в комнатах должна быть 18 градусов, а в смежных — 20. За каждый градус меньше нормы плата должна уменьшатся на 5%, ниже 12 градусов — взиматься не должна.
Но добиться перерасчета сегодня практически невозможно, потому что в домах, обслуживаемых ЖЭО, как правило, отсутствуют термометры и манометры, показатели которых должны стать неопровержимыми доказательствами отклонения от норм качества, что необходимо для составления акта-претензии потребителя. Как невозможно получить адекватный ответ от представителей власти, когда все-таки плата будет взиматься за фактически предоставленные услуги, а не за начисляемые по дутым тарифам.