Такое можно только в Украине… Ржавый ротор для АЭС, поистине «афера века»

Сегодня мы – увы! – в который раз обратимся к изучению многочисленных способов мошенничества в энергетической отрасли экономики государства. Позволяющим организаторам и воплотителям криминальных схем в одночасье «кинуть» государство на десятки миллионов долларов. Взамен «всучив» неликвид: например, ржавый ротор для АЭС. Классические познания Остапа Бендера о количестве способов мошенничества у современных мошенников вызывают лишь скептическую улыбку: «акселерация» преступного мира привела к тому, что классику облапошивания своих ближних жулье проходит на начальных этапах обучения, достигая верши мастерства на пике карьеры.

Сегодня мы – увы! – в который раз обратимся к изучению многочисленных способов мошенничества в энергетической отрасли экономики государства. Позволяющим организаторам и воплотителям криминальных схем в одночасье «кинуть» государство на десятки миллионов долларов.

Описанная нами сегодня преступная схема является многовариантной, слагаемой из нескольких сложнейших составляющих. Но мы попытаемся разложить все по полочкам – с тем, чтобы каптина была детальна и понята.

Мы также надеемся, что наши изыскания заинтересуют правоохранительные органы, которые должны заинтересовать новые методы циничного хищения государственного имущества.

Сегодня мы опишем одну из масштабнейших преступных схем в энергетике Украины последних лет.

Начнем с… конца.

Решением Хозяйственного суда города Киева по делу № 2/704 от 01.02.2002г. было постановлено взыскать с ГП «НАЭК «Энергоатом» в пользу ООО «ВВД» сумму долга в 60 миллионов гривен.

Этот долг – формально – возник банально. Еще в 1999 году «Энергоатом» возжелал приобрести некоторое энергетическое оборудование (что это за оборудование – тема отдельного разговора) на сумму 18 миллионов долларов США. И с этой целью нашел себе комиссионера – уже упоминаемое нами ООО «ВВД». Детально поясним, что в данном случае комиссионер ООО «ВВД» – практически поверенный «Энергоатома», комитента в вопросах покупки оборудования. ООО «ВВД» по условиям заключенного договора с «Энергоатомом» было обязано найти продавца оборудования, заключить с ним договор купли-продажи, сопроводить операцию передачи оборудования. И, получив от «Энергоатома» деньги – передать их продавцу.

Действуя во исполнение заключенных договоров, «ВВД» нашло «подходящего» продавца оборудования – роторов к турбинам, некую компанию из Ирландии – GENTWIN SYSTEMS. Заключило договор купли-продажи, в результате чего «Энергоатом» оказался должен за приобретенное оборудование 18 миллионов долларов. Часть суммы была погашена, однако, остаток долга – 60 миллионов гривен – остались «незакрытыми», и «ВВД» обратился в хозяйственный суд с иском о взыскании долга с «Энергоатома». Полученные в результате судебных «разборок» деньги «ВВД», как фирма-истец поясняла в исковом заявлении, была обязана передать GENTWIN SYSTEMS в качестве уплаты долга.

Хозяйственный суд города Киева принял решение, которым иск удовлетворил полностью; это решение было оставлено без изменений апелляционным судом и кассационным судом.

Однако сотрудники «Энергоатома» получили информацию, которая, при дальнейшей ее проверке, оказалась поистине сенсационной и в корне меняющей суть дела и смысл иска.

Согласно ответа Министерства экономики Украины, составленного на основе информации Регистрационного офиса компаний Ирландии, GENTWIN SYSTEMS была ликвидирована (исключена из реестра) еще в 2000 году, то есть, до подачи иска о взыскании долга:

Согласно материальному гражданскому праву всех стран (оно универсальное), ликвидация и прекращение деятельности одной из сторон правоотношений имеет одно простое последствие – прекращение обязательств.

Получается, что «ВВД», требуя взыскание долга, требовал взыскать «мертвый», прекращенный долг, а полученное таким образом судебное решение является нелепым.

Учитывая то, что об этом обстоятельстве стало известно лишь в момент получения официального ответа Минэкономики, «Энергоатом» подал заявление о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам. То есть тем обстоятельствам, которые существовали на момент вынесения решения, имели существенное значение для дела, однако не были известны (и не могли быть известны) стороне-ответчику.

Суд начал пересмотр спора, а руководство «Энергоатома», надо думать, тихо радовалось в предчувствии неминуемой победы. Однако представители «ВВД» предоставили суду договор уступки права требования, согласно которому GENTWIN SYSTEMS непосредственно за несколько дней до своей ликвидации уступило право требования долга к «Энергоатому» некоей конторе Redtex Group LLC, зарегистрированной в США, штате Делавер (имеющий статус оффшорной зоны).

На суть иска это влияния не оказывало, так как «ВВД» оставалось в прежнем статусе и при неизменном должнике («Энергоатом»). И вместо GENTWIN SYSTEMS взыскивало те же деньги в пользу Redtex Group LLC. В судебном заседании представители «ВВД» требовали возмездия и справедливости, живописуя о страдающих с голоду сотрудников Redtex Group LLC, лишенных средств к существованию «Энергоатомом»…

Торжество сотрудников юридического департамента «Энергоатома» сменилось унынием и разочарованием: казалось, удача была в руках, и так банально выскользнула (что один кредитор, что второй – разницы нету)…

Но, на всякий случай, был сделан еще один запрос в Минэкономики – на сей раз по поводу статуса Redtex Group LLC. Результаты этого запроса превзошли все ожидания (о психо-эмоциональном состоянии сотрудников «Энергоатома» в момент получения ответа до сих пор ходят легенды): Минэкономики, со ссылкой на офис Госсекретаря штата Делавер, сообщило, что Redtex Group LLC также ликвидирована еще в 2003 году по банальной причине неуплаты налогов:





Это, в свою очередь, несет те же правовые последствия, что и в случае с GENTWIN SYSTEMS – безоговорочное прекращение обязательств и отмену решения: «Энергоатом», как и любое другое юридическое лицо, не может иметь обязательств перед ликвидированным, несуществующим, «мертвым» лицом.

Одновременно с информацией о ликвидации Redtex Group LLC в суд поступили сведения, что бывший руководитель и учредитель Redtex Group LLC, некий итальянский гражданин, вообще находится в международном розыске по обвинению в неуплате налогов (почему и была прекращена регистрация Redtex Group LLC), «отмывании» денег, финансировании весьма сомнительных проектов (терроризм, торговля наркотиками, торговля людьми). И с этим гражданином (или хотя бы представителями Redtex Group LLC!) весьма бы хотели пообщаться представители спецслужб и правосудия сразу нескольких государств!

Ситуация стала еще более скандальной, когда буквально в эти же дни оперативно-следственная группа в составе сотрудников МВД, СБУ и Генрокуратуры Украины по уголовному делу, возбужденному по факту мошенничества в отношении «Энергоатома», осуществила обыск и изъятие документов в офисе… «ВВД». В результате обыска было изъято оригинальные (!) печати давно ликвидированных в Ирландии и Делавере GENTWIN SYSTEMS, Redtex Group LLC и еще десятка контор подобного пошиба… Бери любые печати, составляй любые договора в любых комбинациях – авось добродушный украинский суд все «схавает» и не подавится…

Наверняка факт изъятия печатей давно «почивших» фирм упредил появление в суде как минимум еще одного «договора уступки права требования». По которому Redtex Group LLC (естественно, за пару дней до своей ликвидации) могла уступить право требования какой-нибудь компании с Каймановых остров с экзотическим названием «AKVОLАBEAN» (читать справа налево). Которая, вопреки двум предыдущим «кредиторам» будет худо-бедно существовать (пусть только на бумаге!) и иметь право на требование денег с «Энергоатома» посредством процессуального участия «ВВД»…

Сегодня изъятые печати тоже используются – уже следствием: правоохранители проводят необходимые экспертизы печатей и состряпаных с их помощью документов. Формирую доказательную базу на организаторов и исполнителей преступной схемы завладения государственными деньгами.

А теперь поговорим о том, как на самом деле у «Энергоатома» возник скандальный «долг» в 60 миллионов гривен. Обратимся к истокам судебного спора со столь неожиданной развязкой.

В 1998 году к директору Южноукранской АЭС, некоему Корчагину, явились несколько граждан из Республики Молдова, которые предложили приобрести для нужд украинской АЭС несколько роторов к паровой турбине. По настоянию молдаван, это коммерческое предложение руководством АЭС было немедленно принято и реализовано – путем заключения договоров и привлечения ООО «ВВД» в качестве комиссионера. Который и купил для «Энергоатома» (в лице «Южно-Украинской АЭС») за «каких-то» 18 миллионов долларов оборудование у GENTWIN SYSTEMS.

Что было дальше – описано выше.

А вот и интрига: купленные роторы при проверке оказались… непригодными к использованию. Кроме того, имели ряд технологических особенностей, делающих их применение невозможным не только на данной станции, но и на всех существующих АЭС вообще!

Когда привлеченные специалисты детально изучили техническую документацию, а потом «пробили» серийные номера агрегатов – выяснились такие подробности, за которые при Сталине в течении десяти минут бы расстреляли всех, кто в какой-то мере был причастен к заключению и исполнению договоров (включая водителей и машинисток).

Дабы понять, что случилось, предпримем краткий экскурс в историю.

…В 80-х годах в Крыму (город Щелкино) началось строительство атомной станции, прекращенное в 1990 году решением Правительства тогда еще СССР (по экологическим, политическим и иным соображениям, не имеющим значения для нас сегодня). Станция осталась недостроенной, хотя степень готовности отдельных ее объектов и оборудования была достаточно высокой (до 80 %). Естественно, что в ходе строительства были запроектированы, заказаны, приобретены на миллиарды рублей стройматериалы, оборудование, конструкции. Которые по прекращению стройки оказались не подлежащими к использованию на других объектах в силу своей уникальности.

В частности, были заказаны и изготовлены несколько роторов к паровой турбине, специально предназначенных для использовании в условиях местного климата. Так как предусматривалось охлаждение роторов на месте морской – соленой – водой, в связи с этим и были сделаны технологический поправки на плотность, теплопроводность, коррозийные свойства соленой воды. В частности, стальные лопатки заказанных роторов длинной 1000 мм отличались от титановых лопаток длинной 1200 мм, применяемые на остальных АЭС, охлаждаемых пресной водой, и т.д..

После прекращения строительства, специальным распоряжением Совмина УССР было решено, что оборудование и конструкции, не могущие быть использованы в других аналогичных объектах, подлежат демонтажу, списанию и реализации коммерческим структурам по цене металлолома «на вес». В эту же категорию попали и заказанные роторы. В связи с чем они были в том же 1990 году демонтированы, несколько лет валялись под открытым небом, перекочевывая со свалки на свалку, и в 1998 году проданы коммерсантам по весу за копейки (что осталось от роторов за почти десятилетие хранения под открытым небом – можно себе представить). О них, казалось, можно забыть…

Но именно эти роторы были проданы «Энергоатому» в 1999 году за 18 миллионов долларов США как новые, исправные и приспособленные к текущему использованию…

Поистине «афера века», за которую практически никто не понес наказания. Более того, обнаглевшие от безнаказанности проходимцы еще и позволили себе издевательство над правосудием, о котором мы рассказали выше.

Против инициатора покупки столь «ценного» оборудования – г-на Корчагина – было возбуждено уголовное дело. По которому местным и апелляционным судом были вынесены оправдательные приговоры. И лишь Верховный Суд Украины 1 марта нынешнего года отправил дело на новое расследование, назвав вещи своими именами: купленное Корчагиным за государственные деньги оборудование является ничтожным металлоломом (цитата из определения Верховного Суда Украины).

Надеемся, что наказание виновных, рано или поздно, произойдет, и достойное место за решеткой получит не только Корчагин, но и все, кто был причастен к реализации этой схемы. Особое место отводим персонам, стоящим за фирмой «ВВД», которая была умышленно введена в схему в качестве комиссионера с одной простой целью – выступить не только финансовым буфером (получить-передать деньги), но и стать организационным, тактическим буфером – вроде бы и не сам «Энергоатом» купил «фуфло» (при наличии десятков высококвалифицированных специалистов напрямую такая покупка была бы откровенно «стремной»), чтото как бы смягчило наличие «ВВД» (эта фирма вроде как была обязана все проверить на месте, перед тем, как покупать и принимать оборудование).

Как видим, сегодня схемы воровства государственных денег и последующего «развода» судей, прокуроров и следователей – масштабны и циничны в своей изощренности.

Надеемся, что правоохранительным органам и судебным инстанциям (в первую очередь) эта информация позволит если не наказать казнокрадов (наверняка откупятся!), то хотя бы – в будущем! – сделает подобные «операции» невозможными и исключительно рисковыми.

P.S. О прочих преступных схемах, воплощенных этой же мошеннической группировкой, здравствующей и сегодня (!) – расскажем читателям в ближайшее время.

Алексей Святогор, адвокат, специально для «УК»

You may also like...