Таможня извратила даже смысл взятки!

Таможня извратила даже смысл взятки! Похоже, МВД, СБУ, ГНАУ и прокуратура оказались просто не готовы воплощать в жизнь решения новой власти, декларирующей «войну коррупции». Разговоров об этом много, но что же на деле? Дабы не огульно охаивать уровень работы и профессионализма правоохранителей, опишу нынешнюю ситуацию на одной из украинских таможен. Конкретно ее не называю, так как уверен: аналогий в стране – предостаточно.

В этом государственном учреждении речь идет о коррупции в ее самой отвратительной форме – вымогательстве и злоупотреблении служебным положением в составе группы. Усугубляется этот криминальный процесс тем, что существующий Таможенный кодекс (образно говоря, «таможенная Библия») состоит из многочисленных статей, написанных, по всей видимости преднамеренно: с целью способствования коррупции. Ибо любое действие в этом кодексе прописано именно таким образом, что грузополучателю и отправителю – при существующем уровне гражданского сознания – нужен коррумпированный, а не принципиальный государственный служащий.

Та же ситуация с циркулярами, изданными ГТСУ.

Например, в ряде таможен «для удобства» клиентов платежи принимаются на прямо посту, а вот так называемая «верификация сертификатов», без которых платить надо значительно больше, происходит за 10 километров от таможенного поста. Или за 20. Что это, как не признак заинтересованности местного таможенного руководства в таком положении дел? Халатность – маловероятна.

Дача взятки, как криминальное действие, обычно имеет целью ускорить (либо решить) какое-то дело, проблему. Но даже «первичный» смысл взятки в украинской таможне извращен!

Конечно, Юлия Тимошенко на посту премьера и бывший председатель ГТСУ Владимир Скомаровский своими действиями добились определенного дискомфорта для взяточников на таможне. Самым важным достижением (без иронии!) стало то, что таможенники стали принимать взятки с благодарностью и возросшим уважением к дающему – что немаловажно для морального состояния взяткодателя. Сегодня ситуация такова: таможня выхолостила смысл взятки, и стала воспринимать ее как подношение клиента, ценящего хорошее с ним обращение! А ценить есть что: возможностей нагадить клиенту у таможни – масса; с учетом продолжающих существовать и поныне противоречивых таможенных циркуляров.

Техническая же сторона процесса вымогательства на таможне мало изменился. Дают взятки клиенты, перед этим запуганные таможенным брокером. Сегодня сумма за одну таможенную декларацию составляет 85 долларов США. Она соответствует «справедливому» вознаграждению за беспристрастное рассмотрение поданной декларации (ГТД) – в понимании самой таможни. Надо подчеркнуть: речь не идет о каких-то махинациях таможенников с Вашей грузовой декларацией – например, с целью уменьшить платежи в бюджет и т.п. В период «до Тимошенко» брокер, получив от клиента взятку, просто скрепкой прикреплял деньги к ГТД и начинал «обход» таможни с окна регистрации. А далее каждый отдел снимал со скрепки свою долю мзды (как правило, 10 долларов США) – итого $ 80 . С приходом к власти Ю.Тимошенко ситуация стала «военной»: определенную трудность для взяточников создало так называемое «единое окно». Но технически это привело только к изменению формы передачи взятки. От скрепок на таможне вынуждены были отказаться. Теперь «бакшиш» передается в спичечных коробках и сигаретных пачках; передатчик – тот же брокер. Сегодня эта сумма составляет уже 85 долларов. В чем причина? «Яйцеголовые» таможенные компьютерщики, ведущие наполнением электронной базы данных (отдел АСОТИ), с недавних пор поднял ставки – на «искомые» $ 5.

Роль брокера в этом процессе, конечно, незавидна. Он вынужден пресмыкаться перед таможней и отвечать головой за поступление и безопасность передачи денег. В противном случае все оформленные им ГТД на таможне будут саботироваться, а клиенты уйдут к более шустрым коллегам. А честный брокер останется без куска хлеба. С другой стороны, в даче взятки заинтересован сам клиент, требующий если не быстрейшего, то хотя бы стандартного по времени оформления ГТД, так как у большинства одна проблема – простой транспорта.

Досмотр груза – не главное, главное – документ (ударение на втором слоге).

Отдельно оплачивается «труд» таможенника на выпуске груза (20- 50 долларов). Дело в том что если у Вас полный контейнер или трейлер-камион, таможеник может по своему «наитию» заставлять выгрузить для досмотра тонн эдак 15-20. Делать это надо по новым таможенным правилам: в «таможенной зоне», где нет своих грузчиков. А потом все грузить назад, и на склад. На складе получателя – по старому кодексу – можно было разгружаться, теперь же это платное исключение, и далеко не для всех.

Отдельная «песня» – когда какой-то таможенный компьютер «посылает» на досмотр представителей 3-4 отделов (как правило, особенно злобствует отдел по борьбе с контрабандой), то оплата этих «услуг» – еще дороже. За такой досмотр по истечении рабочего времени плата, установленная таможенными инструкциями, составляет 40 долларов в час. На каждый отдел. Подсчитайте сами, что дешевле клиенту.

Существующая схема таможенного оформления на украинской таможне часто приводит к казусу: к главному лицу – инспектору на выпуске – ГТД попадает поздно вечером, после «путешествия» по многочисленным отделам. За оформление этой ГТД отделам уже заплачено, поэтому до фактического досмотра груз не доходит вообще.

Простая арифметика: в день оформляется 50-100 ГТД (день на день не приходится); умножаем это число на $ 85… От $ 4250 до $ 8500 – суммарный «левый» доход таможенников одного только таможенного поста. В день. Не считая сумм взяток за другие действия.

Структура распределения этих средств, конкретность суммы и системность в организации передачи взяток свидетельствует о существующей руководящей и направляющей силе. По всей видимости, существует сговор и распределение обязанностей; маловероятно, что «голова» того или иного таможенного подразделения не ведает, что в этом подразделении происходит.

Не суть важно, какая часть денег идет «наверх», а какая распределяется среди «низов» – важны организованность системность, масштабность и безнаказанность. Трагедия в том, что разложение таможенника на начальной стадии служебной карьеры непрерывно сопровождает его на протяжении всей служебного роста. С карьерным ростом растут и аппетиты.

Фактически, сегодня таможенника разлагают сама мораль и принципы организации работы, которые заложены еще при становлении ГТСУ.

Главная составляющая этой «морали» – ведомственная обособленность, неподотчетность на практике никаким правоохранительным органам .

Таможенник с первых дней службы воспитывается на необходимости постоянного балансирования между законом и словом «надо». Для этого его учат «правильной» методике применения закона старшие товарищи. Увы, при необходимости выбора приоритет имеет никак не закон – по одной единственной причине: он запрещает взятки, и поэтому не популярен в рядах таможенников.

Анекдот – «Познакомился ближе с таможенниками, и сразу зауважал ГАИшников» – увы, актуален. Для любого государства разложение таможенной службы на стадии необратимости – и без серьезнейшей «хирургии» – признак коллапса самого государства. Сегодня таможне остро нужны руководители, у которых порядочность, честность – даже выше профессионализма. «Хирургия» болезненна, но необходима.

Любой разумный человек понимает, что если в каком-то преступном бизнесе годами не меняется схема его осуществления, значит СБУ, ГСБЭП «на местах» и в «центре» умышленно не защищают государство. Зачастую пребывая «в доле». Да и бюджетные ассигнования, выделенные на эти правоохранительные структуры, неэффективны или малы.

Илья Никифоров,

You may also like...