Проблема выбора: как отличить подделку от оригинальной вещи и что с этим делать
Сейчас в Украине торговля поддельными товарами активно растет, поэтому ожидать, что в ближайшее время ситуация наладится — совершенно нездорово. Если нет желания отдавать деньги за «палево», есть несколько способов обезопасить себя. Журналисты выяснили, как обезопасить себя от покупки подделок и что предпринять, если подделка все-таки куплена. Как отличить?
Сейчас в Украине торговля поддельными товарами активно растет, поэтому ожидать, что в ближайшее время ситуация наладится — совершенно нездорово. Если нет желания отдавать деньги за «палево», есть несколько способов обезопасить себя.
В первую очередь, не следует доверять магазинам с сомнительной репутацией. А все аттракционы невиданной щедрости а-ля «таможенный конфискат» и «подруга подруги друга сестры привезла из Милана, но размер не подошел» стоит обходить стороной. В идеале нужно совершать покупки в монобрендовых фирменных бутиках — там продавцы отвечают перед производителем, как говорится, головой.
Кстати, не гарантированно, но часто работающий способ избежать подделок — оценить магазин. Если помещение хорошо оформлено, заполнено имиджевой рекламой знаменитых производителей, а персонал вышколен и любвеобилен, можно надеяться на успех. И наоборот, если в магазине «бедненько, но чистенько», вещи развешаны вперемешку и впритык друг к дружке на однотипных вешалках — не стоит питать иллюзий по поводу ассортимента. Брендовые вещи подаются как элементы роскошной жизни, а значит, их не могут продавать вне хорошего интерьера и без помощи учтивого персонала.
Кроме того, каждый знаменитый производитель разрабатывает собственные средства защиты — голограммы, клейма, маркированную фурнитуру, поэтому при детальном рассмотрении можно разоблачить копию. Однако, увы, и этот метод не дает 100% гарантии.
И, наконец, решающий фактор — цена. Если в магазине просят сумму значительно меньшую той, которая соответствует бренду, значит, это стопроцентный fake.
Еще один банальный совет — покупать вещи за границей, в странах, где с подделками ведут активную борьбу. Там магазин, торгующий «палевом», долго не проработает. А вот «заграничные» базары мало чем отличаются от украинских.
Менеджер по рекламе София, недавно отдыхавшая в Тунисе, из отпуска привезла кошелек D&G, кепку Gucci и сумку LV. Девушка убеждена, что выгодно купила фирменные вещи: «Все знаменитые бренды шьют вещи на фабриках стран третьего мира, где дешевая рабочая сила. Те изделия, в которых есть небольшой дефект, непригодны для экспорта и продаются на месте», — считает модница. Действительно, в этом есть доля правды — многие располагают производственные мощности в регионах с дешевой рабочей силой. Но заводы, выполняющие брендовые контракты, ни при каких обстоятельствах не рискнут столь выгодным заказчиком и продукцию «налево» продавать не станут.
Как бороться?
Если продавец не ставит клиента в известность о том, что товар является поддельным, и покупатель по наивности приобретает подделку, он имеет все основания возмутиться, когда выяснит, что потратил деньги на контрафакт. С другой стороны, в Украине покупателю пока что довольно сложно отстоять свои права.
Вообще-то говоря, набор мер в этом случае невелик. «Если вы обнаружили, что приобретенный вами товар — контрафактный, у вас есть два способа защитить свои права — юридический и информационный», — поясняет директор PR-агентства Publicom в рамках информационного проекта «Якість життя» Игорь Луценко. В первом случае покупатель может обратиться с жалобой в Государственный департамент защиты интеллектуальной собственности, местные органы защиты прав потребителей или непосредственно подать на продавца в суд. Но этот путь долгий и малопродуктивный. Второй путь — еще менее надежный. «Если вы выбираете информационный путь, вы можете максимально проинформировать все заинтересованные стороны: продавца, владельца торговой марки и покупателей. Не исключено, что продавец не подозревает о том, что нарушает закон, торгуя контрафактным товаром, и после вашего сообщения он перестанет это делать», — фантазирует г-н Луценко.
Игорь Луценко советует при обращении к владельцу торговой марки не позволять ему оставаться пассивным. «Некоторые владельцы брендов расценивают подделывание своих товаров как признак популярности, — поясняет г-н Луценко. — Задача потребителя — заставить его действовать, сделать союзником в защите своих экономических прав. Информирование других потребителей подтолкнет их к тому, чтобы требовать от продавцов соблюдения в торговых точках прав интеллектуальной собственности». Недостаток этого пути — ненадежность. Но есть и преимущества: опасаясь разглашения информации о незаконной торговле, продавец, как правило, компенсирует потребителю материальный ущерб.
«Откровенно говоря, если покупатель приобрел не очень дорогой товар, который хотя и является подделкой, но не нанес ущерб его здоровью — например, шариковую ручку с известным брендом, но произведенную артелью трудящихся — то бороться с продавцом или производителем такой подделки в одиночку очень хлопотно, — делится соображениями Владимир Радомский. — В таком случае проще всего сообщить о выявленной подделке настоящему производителю товара и морально удовольствоваться своим скромным вкладом во всемирную борьбу с фальсификаторами».
«Если же покупатель серьезно пострадал, материально или физически, тогда, конечно, игра стоит свеч, и вполне можно рассчитывать на успех. Поскольку компенсация, которую можно получить в результате выигранного процесса, может покрыть расходы на его проведение», — резюмирует г-н Радомский.
Справедливости ради следует отметить, что те производители, марки которых особенно страдают от фальсификаторов, ведут свою борьбу с копированием. Оно они не заинтересованы в широкой огласке фактов копирования — это реально вредит их имиджу, поэтому применяемые меры носят точечный характер. Можно ли использовать это обстоятельство, чтобы опереться на мощь производителя в борьбе с продавцом фальсификата? Это уж кому как повезет. 🙂
В любом случае, каждый сам решает, покупать поддельный товар или нет. Продавец обязан ставить покупателя в известность о том, что товар не является подлинным. Если, наоборот, сотрудник магазина утверждает, что товар, который на самом деле подделка, — подлинный, можно подавать в суд. Какое бы решение ни принял потребитель, он имеет право знать о происхождении товара, ведь только так возможно взвесить все «за» и «против» такой покупки.
Король – голый?!
Стоит ли покупать подделки?
ЗА
При разумном подходе можно выглядеть пристойно и «брендово» за небольшие деньги
Можно купить то, что в Украину официально еще не поставляется
ПРОТИВ
Риск для репутации: если уличат – засмеют
Риск для свободы: в развитых странах могут и судить за покупку подделок
Риск для денег: подделки, как правило, ниже качеством
Алена КАЗБЕРОВА, «Деньги»
Tweet